Оригинал взят у
s_plashchynski в
Как найти работу / Собеседования и отказыКак я три месяца искал работу после Школы дизайна Яндекса. Опыт, советы и практики.
Предыстория
Этой весной, работая инженером интерфейсов (что-то среднее между дизайнером и фронтендщиком) в небольшой, но душевной компании, я случайно прошел конкурс и попал в летнюю
школу дизайна Яндекса. Где впоследствии провел почти все свое свободное от работы время на протяжении трех жарких и солнечных месяцев. Дальше - презентация проекта, закрытие школы, в Яндекс работать меня не пригласили, кризис добрался до той самой душевной компании, я потерял место в офисе, половину рабочего дня и, конечно, пол-оклада.
Надо искать новую работу, тогда подумал я. И чтоб такую побольше, понадежнее. Обязательно с белой зарплатой, медицинской страховкой и чтобы предлагали не меньше, чем на прошлой. И, конечно, чтобы я мог учиться и развивать свой скилл.
Пол-оклада мне как раз хватало на оплату съемной квартиры и продукты, поэтому я мог себе позволить не торопиться. За окном начинал хмуриться сентябрь.
Как это было
Это были три самых сложных, изнуряющих и тем не менее продуктивных месяца в моей жизни.
Я писал письма и рассылал резюме всем компаниям, студиям и дизайнерам, о каких только мог вспомнить, о которых мне рассказывали друзья и на которые я сам натыкался в ленте фейсбука. Тем, кто не отвечал через пару недель, я отправлял резюме и сопроводительное письмо повторно (многие так и остались без ответа). Я выполнил с десяток тестовых заданий, на каждое из которых потратил в среднем 15 часов. Мне приходилось вести переписку и встречаться лично или по скайпу с армией менеджеров по персоналу, арт-директоров (отдельно хочу сказать спасибо Александру Ковальскому из CreativePeople за то, что заставил меня по-другому посмотреть на задания для дизайнеров) и с представителями кадровых агентств.
Я сотрудничал одновременно с двумя кадровыми агентствами, пробовался на одну и ту же должность (никогда так не делай, у них есть общая база). Было и такое, что я шел на назначенную встречу, но что-то меня разворачивало прямо у самой двери офиса - и я, стараясь не подавать виду и не оборачиваясь, придавал своему телу ускорение по направлению обратно к метро. Случалось также, что я соглашался на предложение, но потом через неделю сливался. За все это мне очень стыдно, но не более.
При всем при этом у меня еще оставалось свободное время. Которое, конечно, можно было бы посвятить фрилансу, чтобы немного подзаработать. Но фриланс - он как мастурбация: финал вроде такой же, но толку ноль. Поэтому я в альтруистическом побуждении стал бескорыстно помогать друзьям с их сайтами и попутно запустил
свой. Это полезно, приятно, и никаких дедлайнов. В конечном итоге все это сыграло немалую роль.
Отказы
Как я уже писал, за три месяца поиска работы мне пришлось общаться с армией менеджеров и арт-директоров. И, конечно, 98% из них ответили мне заготовленным черновиком: «Нет. Ты нам не подходишь». И это в лучшем случае. В худшем даже не потрудились сообщить (этим грешат как крупные мастодонты индустрии типа компании «Сбербанк-Технологии», куда все так мечтают попасть, так и мелкие стартапы).
Как правило, получать отказ очень неприятно и обидно. Это задевает профессиональную гордость («Я для этих пидарасов 15 часов делал тестовое задание! Убил три свободных вечера! А они даже не потрудились нормально ответить! Я же не в «Макдональдс» резюме подаю, в конце концов!»). Это может отнять последние силы и желание что-либо делать, превратив тебя в бесполезный овощ, пересматривающий неделю напролет «Время приключений» в оригинальной озвучке сезон за сезоном.
Но на самом деле в отказах нет ничего злого и обидного. Вообще ничего. Представь, что после утомительного блуждания по галереям гипермаркета в поисках необходимых продуктов ты подкатываешь свою тележку к очереди в кассу, заботливо украшенную различными шоколадками в соблазнительных хрустящих упаковках, лезвиями для бритв, которые как раз дома заканчиваются, и свежими зубными щетками. И ты должен за ограниченное время решить, нужно ли тебе что-то, и если нужно, то что именно. Вот приблизительно в такой ситуации находится большинство работодателей: нет никакой острой необходимости в новом сотруднике, время позволяет рассмотреть различные варианты, и если не сегодня, то в следующий раз.
Когда ты понимаешь, что твоя роль - шоколадка в хрустящей обертке, хладнокровно выжидающая своего покупателя, на душе становится немного слаще. Но не стоит забывать, что шоколад с большими орехами покупают чаще.
А чтобы время на тестовое задание было потрачено не зря, нужно делать его так, чтобы в итоге можно было включить его в портфолио.
Собеседования
Роль шоколадки диктует нам, что нужно себя продать. А купят тебя, только если ты будешь полезен. То есть, другими словами, на собеседовании ты должен не показать, какой ты уникальный, эрудированный и мультифункциональный, а помочь работодателю понять, что именно ты лучше всего подходишь для решения задач, которые будут ставиться перед человеком на данной должности. Именно это от тебя ждут. Все остальное - пустой треп.
Поэтому, чтобы не тратить впустую свое и чужое время, перед собеседованием внимательно ознакомься с вакансией, с требованиями к кандидату и подумай, что было бы полезно рассказать о себе, а что будет абсолютно неинтересным. Это одно из самых важных правил.
«Все, что вы скажете, может быть и будет использовано против вас». И это касается не только собеседований на работу. Даже перед встречей со старыми друзьями я молча, про себя повторяю: «Не пизди лишнего, не пизди лишнего, говори только по делу». Иногда помогает. Болтливость выдает неуверенность в себе и отчаянье. Вряд ли кто-то горит желанием заполучить такого работника или друга.
Еще на собеседовании очень важно иметь четкое обоснование всему, что ты говоришь. Особенно в ответе на самый коварный и неизбежный вопрос о твоих зарплатных ожиданиях. Если ты хочешь 150 тыс. рублей лишь потому, что это средняя зарплата UX-дизайнера на hh.ru, это вообще неубедительно. В лучшем случае тебе предложат меньше (а если ты не уверен в своей цене, ты уступишь). Люди не любят цифры, но любят истории. Придумай и расскажи историю того, как менялась твоя зарплата и как она выросла с 35 до 150 тысяч, и убеди работодателя в том, что ты стоишь этих денег.
И главное, после каждой беседы мысленно проанализируй произошедшее и запиши, где ты облажался и ляпнул лишнего, а где молодец и красавец. Это поможет в следующий раз накосячить меньше.
Click to view
Самое главное
Важнее резюме и собеседований, важнее офисов, окладов и ДМС, важнее вообще всего четкое представление того, что ты хочешь. В отличие от товара на полке, тебе не должно быть все равно, кто тебя купит. Плевать, как это звучит. У тебя тоже должны быть задачи и цели, которые должна помочь тебе решить компания, которую ты ищешь. Объясню на примере условий, на основе которых я последние три месяца искал работу:
- Вакансия нужна дизайнерская, но мои навыки фронендщика тоже должны быть востребованы.
- Задачи должны быть не только интересные, но и новые. Чтобы научиться чему-то.
- В компании обязательно должен быть отдел дизайна, возглавляемый арт-директором. Чтобы было с кем советоваться и у кого учиться.
- Компания должна либо быть большой (1000+ сотрудников), либо представлять собой известный стартап с аудиторией хотя бы в 10 млн пользователей.
- Уровень ЗП не ниже предыдущего. Полностью белая. ДМС - это признак надежной компании.
Мне неоднократно предлагали вакансии фронтендщика либо верстальщика. Это не подпадало под мои критерии, поэтому отметалось тут же. Мне предлагали высокие ЗП, но неинтересные проекты - тоже туда же. И так далее.
Когда не знаешь, чего хочешь, существует большой соблазн согласиться на первое попавшееся предложение, о чем, вероятнее всего, в будущем ты пожалеешь.
Но тут нужно понимать: чем кудрявее запросы, тем дольше эта песня может играть. Не всегда есть время выбирать. Расставляй приоритеты и будь готов к тому, что компания мечты не валяется на дороге и на поиски придется потратить не один месяц.
Полезные ссылки
«Нет. Лучшая стратегия ведения переговоров» («Сначала скажите «Нет»), Джим Кэмп - книга обязательна к прочтению всем. Если кто-то ее еще не читал, бросайте все и читайте.
Главред:
«Текст о себе» и
«Мы слишком любим себя» - обязательно к прочтению, перед тем как сеть писать сопроводительное письмо.
Серёжа, привет!
Спасибо за отклики. К сожалению, вакансия Дизайнера продукта в Поиск была закрыта, а по результатам выполнения тестового на Дизайнера продукта в Новости, мы пока не готовы сделать тебе предложение.
Давай оставаться на связи, может быть в будущем у нас появится более подходящая вакансия.
Здравствуйте, Сергей Александрович!
Большое спасибо за Ваш интерес, проявленный к нашей открытой вакансии "UX / UI дизайнер продукта". К сожалению, в настоящий момент мы не готовы сделать Вам это предложение. Мы внимательно ознакомились с Вашим резюме, и, возможно, вернемся к Вашей кандидатуре, когда у нас возникнет такая потребность.
Добрый день, Сергей!
К сожалению, на вакансию дизайнер не готовы мы не готовы сделать Вам предложение.
Сергей, не могу предложить тебе позицию на данный момент. Удачных поисков!
Спасибо за потраченное время.
Сергей, добрый день!
На данный момент у нас нет подходящих вакансий, но если они появятся, то мы обязательно с Вами свяжемся.
Спасибо.
Привет, Сергей,
спасибо за интерес! пока мы справляемся очень маленькой командой, но когда придет время расширяться, будем иметь ввиду.
Добрый день, Сергей!
Спасибо за ваше резюме! К сожалению, в данный момент у нас нет подходящей вакансии.
С уважением, Светлана!
Сережа, понял тебя. Тогда нам, к сожалению, нечего тебе предложить: у нас компания разработчиков, и дизайнеры нам пока не нужны.
На данный моменты, мы не готовы предложить тебе собеседование в Яндексе. Однако, будем рады в будущем получить твой отклик на наши вакансии.
Желаем успехов.
Привет, Сергей!
Спасибо за письмо. Не успели мы открыть вакансию, как уже и закрыли...Такие дела)
Удачи,Женя
Сергей,
спасибо за ответы.
Дизайнера за дорого уже взяли в офис.
У второй вакансии бюджет меньше и задачи проще, и не совпадает с вашими озвученными ожиданиями.
Удачи вам и интересных проектов!
Сергей, снова привет!
Спасибо за усилия, которые ты прикладываешь к выполнению тестовых заданий.
Текстовая часть задания выполнена неплохо, рассуждения вполне здравые. Но практическая часть не очень удачная, некоторые мысли хорошие, но не подкреплены никак графически.
К сожалению, мы пока не готовы пригласить тебя на собеседование.
Добрый вечер, Сергей!
Благодарю за потраченное время на решение нашего тестового задания. К сожалению, на текущий момент мы не готовы сделать вам предложение о работе. Надеюсь в будущем мы с вами еще встретимся и по сотрудничаем.
Хорошего настроения!
Сергей, добрый день!
Рада направить вам наше предложение о работе. Буду ждать от вас обратную связь. Если у вас появятся вопросы по офферу, или какие-либо другие, буду рада ответить)