Сегодня я приступил к анализу полученной документации. Ввиду того, что её очень мало, буду предельно внимателен.
Для начала посмотрим на распоряжение, по которому Администрация района действует.
В моём случае, это
Решение Челябинской городской Думы четвертого созыва от 2 сентября 2010 г. N 16/46 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ АДМИНИСТРАЦИИ РАЙОНА В ГОРОДЕ ЧЕЛЯБИНСКЕ" (в ред. Решений Челябинской городской Думы от 22.02.2011 N 22/15, от 28.06.2011 N 25/42, от 27.07.2011 N 26/3). В каждом городе такое должно быть.
Сказано: Администрация района в городе (далее - администрация района) является территориальным (районным) органом Администрации города Челябинска (далее - Администрация города), осуществляющим исполнительно-распорядительные и контрольные функции на территории района в городе.
Далее, нам необходимо определить круг исполнительно-распорядительных и контрольных функций на территории района в городе.
Каждую из них представить в виде процессов, глубиной до первого уровня, чтобы не углубляться, в
стандарте IDEF.
По каждому из бизнес-процессов должен быть определен исполнитель и его руководитель, так называемые "Участники" процесса и "Владелец" процесса. Участники - это те, кто непосредственно воздействует на материальную Вселенную, с целью достижения нормированного регламентами результата. Владелец обеспечивает исполнение, воздействуя на участников и обеспечивая их орудиями и условиями труда, основываясь на стандартах исполнения. Это мои, довольно корявые, но понятные трактовки понятия "Владелец" и "Участник"
бизнес-процесса.
Существует две методики описания бизнес-процессов:
- Методики организации проекта по описанию бизнес-процессов. Они задают последовательность этапов проекта, состав этапов, правила взаимодействия участников проекта.
- Методики графического описания бизнес-процессов. Они содержат набор графических объектов и правил их использования при разработке диаграмм бизнес-процессов.
По первой модели я работал, когда создавал информационную схему строительного предприятия. Для разработки графической схемы процессов по второй методике необходимо программное обеспечение. У меня такого нет.
Буду делать в виде сводной таблицы. Сначала анализирую организационную структуру и выношу зоны ответственности персонала так, как это описано в их должностных, чтобы понять, что называется, как есть (as is). Само собой такие работы сопровождаются саботажем участников - в голове у них сумбур, но когда их заставляют выписывать в анкету:
- Кому Вы непосредственно подчиняетесь?
- Кто выполняет Ваши распоряжения?
- Ваши основные задачи на рабочем месте?
- Ваши основные функции в области: а) Планирования; б) Учета; в) Контроля; г) Анализа.
- Основные показатели Вашей работы?
- Какие трудности существуют в Вашей работе?
- Какие трудности существуют в работе организации?
- Ваши предложения по улучшению Вашей эффективности?
- Предложения по улучшению работы организации.
- Вопросы по АСУ.
Так вот, когда сотрудников заставляют ответить на указанные вопросы, они лезут в книги, положения, акты и приказы, выискивая самый полный перечень своих полномочий и привилегий. Это не означает, что мы сможем провести адекватный контроль показаний, этого и не требуется. Требуется, чтобы работники в очередной раз проявили инициативу и повторили требования к ним, как к сотрудникам какого-то определенного предприятия, в означенной отрасли и требованиями к квалификации. Повышает компетентность, знаете ли. Всем рекомендую.
Далее, по заполненным анкетам проводится схематическое разнесение зон ответственности в таблице структура/функции,
вида: Должностное лицоНаименование бизнес-процесса Отметка о роли в процессе:
Таким образом у нас формируется таблица, порядка 21 групп бизнес процессов, разделенных на подгруппы:
- Основные процессы
- Вспомогательные процессы
- Процессы управления
- Процессы развития
Остается доработать проистечение процесса так, чтобы он укладывался в регламенты и стандарты, в требования к охране труда, требования к эксплуатации средств труда, в технические возможности средств автоматизации.
Что значит "доработать проистечение процесса"? Это значит - перенаправить один из существующих потоков (материальный, информационный, финансовый) так, чтобы его исполнение и контроль не находились в "одних руках" - это самое главное. Исправляет основную проблему управления: "Сам исполняю, сам контролирую - кто спросит, скажу - сделал. Не спросят - не стану делать". Чиновники любят процессы не полностью переводить - того и гляди, можно будет на дачу щебень увезти, или откатик с автоматизации хапнуть. Ну, это - крайность и незаконно. Потому, будем укреплять закон. Ликвидировать дыры и фиксировать базу - а база у нас это что? Это ценный конечный продукт "
Счастливый гражданин".
В основном, следствие того, что называется "Один процесс - один Владелец, нет Контроля и Исполнения в одних руках" - это отсутствие коррупции. Это минимальные требования к бизнес-проектированию. Это первый шаг к созданию информационной модели Государства. Для моих постоянных читателей хорошо запомнился пост о том, что
операционная система для страны - это ближайшее будущее Данное исследование помогает обнаружить наглядно все места пересечения зон интересов каждого из работников.
Ликвидация нецелесообразных направлений векторов деятельности сотрудника и содействие в рамках укрепления деятельности в направлении вектора цели организации, называется
реинжинирингом бизнес процессов.
Реинжиниринг - это радикальное переосмысление и перепроектирование деловых процессов для достижения резких, скачкообразных улучшений главных современных показателей деятельности компании, таких, как стоимость, качество, сервис и темпы.
В менеджменте это правило звучит, как укрепление твёрдого и ликвидация пустого. Но, не каждый руководитель умеет различать пустое и твёрдое в своей организации.
Вроде бы совсем просто и под силу каждому, кто смог прочитать хотя бы Л.Н. Качалину "Управление качеством в бизнесе", с которая познакомила меня с трудами
Р.А. Фатхутдинова.
Вечная ему память.
Но, что это я вижу, когда прихожу на практику в Администрацию района? Мне отказывают в предоставлении штатного расписания! Какие там анкеты для сотрудников!
Кстати, не имеют права скрывать документацию, касающихся эффективности распределения общественных финансов, это право будет мною восстановлено, после завтрашнего визита в
Администрацию города Челябинск,
Мне обязательно нужно попасть к Начальнику Управления муниципальной службы и кадров Администрации города Челябинска - Калеменеву Анатолию Аркадьевичу, в Управление экономики, и 403 кабинет к Виктории Геннадьевне и Лилии Михайловне. Ждите в гости, будем ликвидировать мою неграмотность в области контрольных показателей эффективности деятельности Администраций районов, к слову сказать, эти показатели ещё не разработаны, и разрабатывать их должны указанные лица. Вот и посмотрим, что такого прячет в штатном расписании Администрация Советского района.
Да, ещё очень важный вопрос - это целесообразность содержания КТОСов (Комитетов территориального общественного самоуправления). Жалуются граждане, что КТОСы не активные, обратную связь с гражданами не осуществляют, хотя деньги получают исправно. Вот и не совсем ещё понятно, кто как работает. Нет штатного - нет четкого понимания, 26 миллионов в год, что это 85% всех затрат на функционирование органа местного самоуправления Администрации Советского района.
В бюджетной смете, которая по ФЗ 31 теперь является актом заказа государственных услуг, в связи с тем, что Администрация района не является бюджетным учреждением, его статус определен, как "казенное" учреждение, существуют следующие направления расходов:
- Функционирование органов местного самоуправления;
- Организация работы комиссий по делам несовершеннолетних;
- Государственная регистрация актов гражданского состояния;
- Осуществление полномочий по подготовке проведения статистических переписей (транспортные услуги);
- Благоустройство;
- Проведение мероприятий для детей и молодежи;
- Мероприятия в сфере культуры;
- Физическая культура и спорт
Собственных источников дохода Администрация не имеет, хотя администрирование расходов - полностью в компетенции администрации, вся деятельность финансируется за счёт
бюджетных субвенций из вышестоящего бюджета (городского) через казначейство.
Ещё раз напомню, что показателей эффективности работы районной администрации не определены. "Сделай, а как - не важно". Отрицательный пример работы. Напомню, что
моё письмо по-прежнему без ответа.
Какова же организационная структура аппарата администрации Советского района?
Приложение 1 к распоряжению первого заместителя Главы Администрации города от 01.03.2011 №1130к.
Данный документ ссылается на Федеральный закон 131 ФЗ от 06.10.2003, Закон Челябинской области от 27.10.2005 №411-ЗО (в редакции от 23.12.2010 №38-ЗО), Устав города Челябинска, решением городской Думы от 02.09.2010 №16/46 (в редакции от 22.02.2011 №22/15), распоряжение Администрации города Челябинск от 23.08.2010 №6645.
Ссылаясь на статью 5 Конституции РФ, я настаиваю на том, что менеджмент не запрещен к использованию для органов государственной власти и местного самоуправления.
Организуем переход к
БОР (бюджетированию, ориентированному на результат). Сделаю, выйду на Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов, и запущу внедрение по всей Российской Федерации. Кто захочет помочь - обращайтесь, по любому из каналов связи.
Следующий пост я посвящу пересмотру организационной структуры Администрации района и распределению бюджетной нагрузки по бюджетным услугам по соответствующим бюджетам (кстати, муниципальный долг никто не отменял) - мы же не хотим введения "временной финансовой администрации" (ждем бюджетного дефицита и дефолта, как обещает Министерство Финансов), - см. ст.168-1 БК РФ. Хотя, политики этот Кодекс нещадно нарушают. Жаль, что в России всех утомили чтением всякой белиберды, превратив, по-сути, техническую литературу - закон, в беллетристику низкого качества метафор (именно они и отличают художественную литературу, от технической).
Кстати, Санкт-Петербург
мог стать городом-эталоном для разработки системы регулярного управления, чтобы бюджетные услуги государства носили регулярный системный характер, а не были элементом предвыборной агитации. Чтобы реально администрировать доходы и расходы всего государства, как того предусматривает. В перспективе -
система управления рисками.