Владимир Дергачев
Казимир Малевич (1879 - 1935) «Черный квадрат», 1913. Последняя копия обычно датируется рубежом 20-30-х годов.
«История искусства - это история границы».
Богдан Мамонов
В Государственном Эрмитаже можно увидеть картину русского художника-авангардиста Казимира Малевича «Черный квадрат», приобретённую меценатом и олигархом господином Потаниным для музея за миллион долларов. Эта картина вызывала и вызывает бесконечные споры. Одни называют её шедевром, другие недоумевают, за что такая цена на аукционе?
Основатель супрематизма, одного из направлений авангардистского искусства, поляк по происхождению Казимир Малевич родился в Киеве, умер в Ленинграде в 1935 году от рака. В 2008 году на аукционе Sotheby’s в Нью-Йорке его картина «Супрематическая композиция (синий прямоугольник поверх красного луча, 1916) была продана неизвестному покупателю за $60 млн., став одной из самых дорогих картин, написанной русским художником.
В 2014 году на июньских торгах аукционных домов Christie’s и Sotheby’s в Лондоне эскиз «Голова крестьянина» Казимира Малевича «ушёл» за $3,5 млн. За рекордные суммы были проданы и другие картины художников русского авангарда. Почти одновременно в лондонской галерее Tate Modern открылась обширная (12 залов!) экспозиция «Малевич». Здесь выставлено два «Черных квадрата» из четырёх существовавших.
Из множества мнений о «Черном квадрате» мне ближе всего интерпретация старейшего русского графика и иллюстратора Леонида Владимирского, создавшего классический образ Буратино.
Живопись как изобразительное искусство обладает двумя свойствами - изобразительность и выразительность. Если с изобразительностью для большинства в основном все ясно, то выразительность художник может выражать через выдуманную форму, композицию и цвет. Но чаще всего он использует оба свойства живописи.
В мировом изобразительном искусстве множество течений и направлений. Леонид Владимирский предложил расположить все картины на условной полке искусства. Чем изобразительнее будет картина, тем она будет стоять правее и наоборот. Чем больше в картине выразительности, тем она левее расположена. Многим художникам такое соседство неприемлемо, левые художники часто презирают правых, а те называют левых шарлатанами. Можно один и тот же пейзаж изобразить с большой степенью натурной достоверности. Но можно в изображении пейзажа внести больше цветовой выразительности, как это делали импрессионисты. Например, Василий Кандинский сначала рисовал как многие художники. Но со временем дал волю фантазии, цвету и линиям и появилась первая абстрактная, отвлечённая от реальности картина.
На самом правом краю полки почетное место могу занять картины певца русского леса Ивана Шишкина. Еще праве будет уже не живопись, а фотография.
Естественно, самую левую часть полки живописного искусства должна занимать картина с противоположными качествами с абсолютной выразительностью и абсолютным отсутствием сходства с натурой. Это и есть «Черный квадрат» Малевича. «Черная геометрическая фигура на белом фоне монументальна, устойчива, молчалива, торжественна, таинственна…». Что это? Малевич считал себя «председателем мирового пространства». Другие в «Черном квадрате» видели символ Вечности или смерти. Кто-то считал, что это не искусство, а изобразительная философия. Малевич пытался «шагнуть за нуль», но оказалось что «Черным квадратом» он поставил последнюю точку на пути движения живописи «влево» и создал самую абстрактную картину.
Литература:
Леонид Владимирский Тайна «Черного квадрата». - «Знания - Сила», декабрь 2007 года
Посты в «Ландшафтах жизни» с фрагментами о художниках:
Париж. Лувр. Гимн обворожительным женщинам Лондонская национальная галерея. Гимн английской лошади Дрезден. Дворец Цвингер. «Спящая Венера» и «Шоколадница» Густав Климт. Певец голой правдыПабло Пикассо. Дух АндалузииКлод Моне. Впечатление Сальвадор Дали и его Гала Если Вам понравилась публикация подпишитесь на журнал «Ландшафты жизни»
Подписаться Добавиться в друзья