Как Никита Хрущев привил интерес к русскому авангарду

Aug 02, 2014 12:33

Владимир Дергачев


Аристарх Лентулов Небозвон (1913)

1 декабря 1962 года руководители коммунистической партии во главе с дорогим Никитой Сергеевичем Хрущевым посетили выставку в Манеже, приуроченную к 30-летию московского отделения Союза художников СССР. На антресоли бывшей царской конюшни были развернута экспозиция художников-авангардистов студии «Новая реальность».

Авангардистов советская власть недолюбливала (это даже мягко сказано), но здесь приглашение принять участие в выставке поступило даже не из Министерства культуры, а из ЦК КПСС. Существуют разные трактовки такого решения. Я придерживаюсь следующей. При правлении Хрущева было заявлено, что нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме. Не все в партийном руководстве разделяли этот оптимизм. И вероятно вверху нашлись шутники, которые решили, что с коммунизмом, который хотя уже не за горами, но все равно напоминает некоторую абстракцию, лучше всего гармонирует не реалистическое, а абстрактное искусство.

Настоящий скандал на выставке в Манеже разразился у картины Фалька и при посещении экспозиции студии «Новая реальность» на антресоли. От увиденного дорогой Никита Сергеевич смог выразить свои чувства только с помощью великой и могучей ненормативной лексики русского языка. Хрущеву помогали своими негативными оценками «генералы», руководящие искусством соцреализма. Экспозиция авангардистов была убрана, что привлекло к этому событию внимание московской интеллигенции и студенчества.

В начале декабря я был в агитпоходе с агитбригадой МГУ и мы организовали в Красном доме в подмосковном Красновидово шуточную выставку изгнанной экспозиции. Выставку в Манеже я с товарищем посетил 9 февраля после зимней сессии и студенческих каникул. В записной книжке сохранились записи о картинах классиков социалистического реализма Пименова, Дейнеки, Грабаря, Пластова, Юона, Герасимова и других.

Хрущев воспринял «Весну» Пластова с натуралистически изображенной голой молодой бабой, одевающую ребёнка как настоящий мужик. Картина классика соцреализма Алексадра Дейнеки «Мать» (1932), которая была выставлена в Манеже под названием «Материнство», вождь партии по одним воспоминаниям воспринял молча. Но среди студенчества МГУ ходили слухи, что Хрущев обозвал «Мать» порнографией.

Пластов Весна (1954). Александр Дейнека Мать (Материнство, 1932).




Вызвала раздражение  Хрущева картина «Геологи» Павла Никонова: «Картина должна возвышать человека, вдохновлять его на благородный подвиг. А разве подобные картины могут выполнить такие высокие общественные задачи?». Правда, этот эпизод в моем студенческом окружении не обсуждался. Мы были воспитаны как обычная советская молодёжь, и нас больше привлекал романтический образ геологов. Он был отражён на картине из запасников Государственной Третьяковской галерее, висевшей на географическом факультете на 18 этаже главного здания МГУ «Романтики. Утро геологов»(?). Молодые геологи пели под гитару перед палаткой песни на рассвете. Профессор Тушинский приводил картину в качестве иллюстрации к спецкурсу «Техника экспедиционной безопасности». Геолог перед маршрутом должен спать, а не петь под гитару.

Запретный плод всегда сладок. Благодаря Хрущеву у меня появился интерес к другим течениям в изобразительном искусстве, и я стал поклонником французского импрессионизма, и таких разных художников как Багаевский и Чюрленис. А с приятелем мы начали «охоту» в Москве по следам русских авангардистов.


В 1966 году я с другом (ныне профессором Винокуровым) посетили выставку Роберта Фалька, вероятно, организованной его последней женой и вдовой на его квартире. Так как рекламы не было, и мы ехали куда-то очень долго. Правда, особого впечатления выставка не произвела. Уже позже я познакомился с другими, как мне кажется более яркими,  произведениями Фалька. Например, «Девушка с попугаем» (1932). Картина, вероятно, была сослана в Донецкий областной художественный музей.  тогда было правилом ссылать неугодные картины на периферию. Так, например, Фалька я встретил в Приморской картинной галерее во Владивостоке.

Для советской руководства было достаточно одной этой картины с попугаем, чтобы занести художника в черный список. Другое дело, если бы он рисовал девушку с серпом или молотом, или на худой конец, с веслом.

***
Руководителем студии «Новая реальность» был  художник Элий Белютин (1925 - 2012), ученик Аристарха Лентулова и других русских авангардистов. В основе искусства студии «Новой реальности» лежала  теория контактности - стремление через искусство восстановить чувство внутреннего равновесия, нарушенного воздействием окружающего мира, с помощью обобщения натурных форм в абстракции.

Белютину на выставке в Манеже больше всего досталось от коммунистического вождя (мазня,  «уроды» на картинах, которые не нужны советском человеку).

В моей студенческой среде имя Белютина, почему то, не оказалось на слуху.

На следующий день после посещения Хрущевым и его командой выставке в Манеже газета «Правда» опубликовала обличительную рецензию на авангардистов, и москвичи бросились в Манеж, но опальные картины там уже убрали.

Правда и дорогой Никита Сергеевич быстро остыл, поняв золотое правило, что «короля часто играет свита». И на Новогодний прием в Кремле 31 декабря 1963 года был приглашен Элий Белютин, которому Хрущев во время краткой беседы пожелал  успешной работы и понятой живописи на будущее.

С 1964 года студия «Новая реальность» стала работать в Абрамцево, но не в знаменитой усадьбе, а на даче Белютина. Место для студии было определено сверху не случайно. Железнодорожная платформа находилась на 55 км от Москвы, а иностранцы не могли без особого разрешения выезжать из советской столицы за охранную зону (50 км). Белютин и авангардисты многие годы оставались не выездными, несмотря на успех их зарубежных выставок. Но времена меняются.

В 2001 году российский президент Владимир Путин наградил профессора Элия Белютина орденом Почёта. Уникальная коллекция живописи Белютина, включающая картины старых мастеров (Леонардо да Винчи, Тициан, Рубенс, Рембрандт и др.), оценивалась в $1,5-2млрд. Была передана его вдовой Ниной Молевой в дар Российской Федерации.

Элий Белютин Русский танец. Диптих. 1987


Петр Кончаловский Сирень в корзине «Героическая». Натюрморт (1933).
Картина была на выставке в Манеже в 1963 году


Ландшафты живописи
Казимир Малевич. Одержавший победу над солнцем
Как Никита Хрущев привил интерес к русскому авангарду

Посты в «Ландшафтах жизни» с фрагментами о художниках:
Париж. Лувр. Гимн обворожительным женщинам
Лондонская национальная галерея. Гимн английской лошади
Дрезден. Дворец Цвингер. «Спящая Венеара» и «Шоколадница»
Густав Климт. Певец голой правды
Пабло Пикассо. Дух Андалузии
Клод Моне. Впечатление
Сальвадор Дали и его Гала

СССР, Россия, Искусство, Ландшафты живописи, Русский авангард

Previous post Next post
Up