«Валаамская Палестина» и «Новый Иерусалим»

Sep 11, 2022 17:42

Владимир Дергачев, фотографии Валентины Балакиревой


После посещения центральной усадьбы Валаамской обители можно совершить пешую прогулку от причала круизных теплоходов в Большой Никоновской бухте по местности в западной части острова, получившей вначале ХХ века название «Валаамская Палестина» с Новым Иерусалимом, рекой Иордан и Мертвым морем (озеро Лещево). Здесь особо раскрывается гармония дикой, суровой северной природы и строгой подвижнической монашеской жизни. Пешеходный маршрут проходит по трем валаамским скитам: Воскресенскому, Гефсинскому и Коневскому. Это излюбленный маршрут русских паломников начала ХХ века.

Паломникам до Валаама нельзя «дойти», добираются до него преимущественно водным путем или вертолетом. Переправа паломников и туристов из Приозерска и Сортавалы к причалу в Монастырской бухте возможна только в период навигации с мая по октябрь. Прибывшим путникам из Санкт-Петербурга на круизных лайнерах от причалов Большой Никоновской бухты предлагается пешеходная или теплоходная экскурсия на центральную усадьбу Валаамского Спасо-Преображенского монастыря. До обители 7 км пути по лесной дороге. По установившейся традиции, официальное открытие паломнического сезона на Валааме совершается 22 мая, на день перенесения мощей святителя и чудотворца Николая из Мир Ликийских в Бари. В последние годы паломнический сезон открывался значительно раньше, ввиду благоприятных погодных условий на Ладоге.

Круизный теплоход «Ленин»  у причала на Валааме в Большой Никоновской бухте


У причала могут одновременно швартоваться два круизных теплохода.


Причал для круизных лайнеров на Валааме у «Нового Иерусалима» отреставрирован в 2007 году.




Теплоход «Северный Афон» (типа «Озёрный Москвич») обслуживает маршрут от причала круизных лайнеров в Большой Никоновской бухте до центральной усадьбы Валаамского монастыря. Двухпалубные пассажирские речные теплоходы массовой серии «Озёрный Москвич» («ОМ») были предназначены для перевозок на пригородных и местных линиях малой и средней протяжённости. Строились в СССР и ГДР с 1951 года до 1968 года. Кроме Ладоги, автор их встречал на Соловках, Селигере, Ладоге, Москве-реке, Оке, Нижней Волге и Амуру.


***
Особо охраняемая природная территория, природный парк «Валаамский архипелаг».  Бухта Малая Никоновская.




Скалистые берега Валаама




В начале июля 2022 года на Валааме в Большой Никоновской бухте установлен монументальный поклонный крест по благословению Его Святейшества Патриарха Кирилла, при содействии фонда апостола Андрея Первозванного. Накануне состоялось освящение креста, выполненного из бронзы по проекту скульптора А. В. Клыкова. Поклонный крест  призван напомнить о легенде посещения острова святым апостолом Андреем. Снимок сделан за несколько дней от открытия и освещения памятника.


Воскресенский (Красный, Новоиерусалимский) скит расположен на горе Сион, где по преданию святой апостол Андрей  Первозванный  воздвиг каменный крест. Скит  является центром «Валаамской Палестины» и «Нового Иерусалима». Он стоит на высоком ладожском берегу Большой Никоновской бухты, главной гавани Архипелага, где  швартуются круизные лайнеры из Санкт-Петербруга.

В этом месте на горе Сион, согласно преданию, святой апостола  Андрей Первозванный воздвиг каменный крест (или апостольский жезл). Впоследствии здесь стояла часовня во имя святого Андрея, возобновленная в 1846 году. В конце XVIII - начале XIX вв. в пещере, где обитали змеи, подвизался иеромонах Никон (1745-1822), по имени которого получили название Большая и Малая Никоновская бухты.

В 1896 году благотворитель и паломник И.М. Сибиряков предложил игумену Гавриилу устроить на этом месте, где жили монастырские рыбаки, скит и пожертвовал 10 тысяч рублей. В 1901 году началась расчистка места для будущего храма, с помощью взрывов в диабазовой скале углубили место и заложили фундамент. Летом 1906 года главный Воскресенский престол освятил архиепископ Финляндский и Выборгский (впоследствии Патриарх Московский и всея Руси) Сергий (Страгородский).
В архитектуре храма сочетаются черты классицизма, барокко и русский стиль. В нижнем храме во имя св. апостола Андрея, напоминающего своим убранством раннехристианские храмы, устроено подобие пещеры храма Гроба Господня в Иерусалиме. Убранство полного светом верхнего храма, в котором служба велась летом, напоминало о Светлом Хpистовом Воскресении. Все иконы были написаны Валаамскими монахами. Лишь образ Божией Матери Иерусалимской был передан из Москвы в благодарность за устройство там Валаамского подворья. В этом храме круглый год звучали пасхальные песнопения. Эта традиция сохранилась только в летнее время, когда на остров приезжает хор Санкт-Петербургского подворья.

Число насельников  в Красном скиту к 1910 году возросло до 50 человек, были построены три корпуса: одноэтажные - келейный и хозяйственный и двухэтажный с трапезной и кельями.

Когда Валаам входил в состав Финляндии,  в Красном скиту в 1931 году была открыта школа-приют  для мальчиков-сирот и детей из малообеспеченных семей с обучением церковному чтению, пению и иконописи по курсу народной школы. При советской власти с 60-х годов здесь размещалась турбаза. Скит отреставрирован и освящен к 100-летнему юбилею в 2006 году. После завершения  наружной реставрации золоченый купол Воскресенского храма, как и прежде, служит ориентиром для прибывающих на Валаам судов.

В начале 70-х годов автор  жил на турбазе  в Красном скиту во время путешествия по Русскому Северу. Во Всемирной  Сети нашелся этот зимний снимок  скита с высоты птичьего полета, где в здании  бывших монашеских келий размещалась турбаза.


https://otdyhateli.com/wp-content/uploads/2016/04/Voskresenskiy_sk_vid_sverhu-768x512.jpg

От Воскресенского скита лесная дорога уходит в сторону рукотворного Гефсиманского сада, где у подножия горы Елеон у пихтовой аллеи и среди рощи с южными широколиственными дубами и кленами, живописных кустов сирени расположен небольшой, уютный Гефсиманский скит с деревянной церковью Успения Пресвятой Богородицы. Как известно, в Гефсиманском саду Иерусалима,  была погребена Пресвятая Богородица, поэтому скитская церковь освящена во имя Успения Богородицы.


Миниатюрная часовня напротив храма


В пяти минутах ходьбы от Гефсиманского скита, при подъеме на гору «Елеон», видна пятиглавая Вознесенская часовня. Часовня, построенная в 1912 году, необычайно гармонично вписывается в окружающую природу.


Распространенная на Руси традиция паломничества, поклонения святыням, связанным с земной жизнью Спасителя, проявлялась в желании православного человека видеть на своей земле напоминание о Земле Святой. Устройство Гефсиманского скита у подножия Елеонской горы завершило создание на Валааме «русского Иерусалима». Отсюда  строительство Новоиерусалимского (Красного) скита на Сионской горе. Ладогу и небольшое Никоновское озеро соединяет проток, получивший название Кедрон. Слева за ним - 30-метровая Елеонская гора, вершину которой украшает пятиглавая часовня в русском стиле. Она освящена в 1912 году во имя Вознесения Господня, свершившегося на горе Елеон. За ней на 7-километровой дороге к обители находится «Иосафатова долина». Справа, как в Палестине, расположено Мертвое море (Лещевское озеро), соединяющееся рекой Иордан с озером Сисяярви. Монастырь с Преображенским собором образуют на возвышении гору Фавор - место Преображения.

От Гефсиманского скита со смотровых площадок высокого берега открывается прекрасный вид на Малую Никоновскую бухту. Путникам надолго запомнится  это одно из особо красивых мест на Валааме, где можно любоваться умиротворяющим  пейзажем. В просвете виден остров Пуутсаари, так же представляющий Валаам Сергиевским скитом. Не случайно Валаам был любим место художников-пейзажистов.


На снимке верху видна запруда форелевого хозяйства. В рыбной лавке Центральной усадьбы монастыря можно приобрести копченую форель.






Местная река Иордан


В районе удаленных внутренних Игуменских озер у Коневского скита посетителей ожидает встреча с необыкновенно тихим и проникновенным уголком природы. Всегда ровная водная гладь озера, отражающая густой хвойный лес, дубовая аллея, образующая прозрачную шелестящую арку, деревянные мостки, соединяющие низкие берега, густой, целительный, напоенный ароматом можжевельника воздух создает особую умиротворяющую атмосферу.






Именно здесь располагалась некогда пустынька отшельника Дамаскина, будущего знаменитого Валаамского игумена. С 1827 года  семь лет на берегу Игуменского озера в деревянной келье подвизался будущий игумен Дамаскин. Теперь только самая большая на Валааме лиственница (высотой 32 м, диаметром обхвата 1 м), да фундамент напоминают о пустыннике.




В 1870 году в Коневском скиту освящен деревянный храм во имя Коневской иконы Божией Матери (Пресвятой Богородицы).


***
Строительство храма благоверного князя Александра Невского и нового Владимирского скита на Валааме началось в 2007 году в местности «Иванов хутор». 10 июля 2015 во время Первосвятительского визита Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин малого освящения храма. А через два месяца в день перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского (в схиме Алексия), состоялась первая Божественная литургия в новом храме, освященном в его честь. «Соблюдение Русской земли от беды на востоке, знаменитые подвиги за веру и землю на западе, доставили Александру славную память на Руси, - писал историк Сергей Соловьёв, - и сделали его самым видным историческим лицом в древней истории от Мономаха до Донского». В дошедшем до нас летописном сказании о подвигах святого Александра Невского говорится, что князь «Богом рожен». Чин малого освящения храма совершил во время Первосвятительского визита Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Обращаясь к присутствующим, Его Святейшество сказал: «Святой благоверный князь Александр Невский прославился подвигами на Северо-Западе Руси, и поэтому очень правильно, что новый храм на Валааме был освящен в честь его святого имени. Его молитвами да хранит Господь Отечество наше и святую Валаамскую обитель».


***
Заканчивается пешеходный маршрут у монастырской фермы, с конца XIX столетия и до наших дней снабжающей обитель превосходными молочными продуктами. Здесь посетители познакомятся с хозяйственной и экономической жизнью обители. Валаамская ферма появилась в 1881 году,  имелась паровая машина, при помощи которой подача воды осуществлялась в главное здание и на скотный двор. Используя паровую машину, братия могла взбивать масло, молоть муку, а также нарезать солому, чтобы кормить скотину. Здесь был коровник численностью 70 голов, а внутри помещения проложена рельсовая дорога для доставки корма. Вверху, над загонами, построен большой сеновал, благодаря ему коровы с легкостью получали необходимый корм.

Непосредственно на хозяйственную часть фермы туристам вход закрыт, но здесь можно дегустировать местную продукцию (свежее коровье молоко, свежеиспеченный хлеб, душистый чай). Все местных продукты являются абсолютно натуральными.
Валаамская монастырская ферма


https://it-s-a-wonderful-world.ru/wp-content/uploads/valaam_farm_vid_sverhu_notes.jpg

Во времена расцвета Валаамского монастыря действовало около тридцати производств, в том числе: смоляное, свечное, кожевенное, гончарное, кирпичное; были свои конюшня и молочная ферма. Насельники монастыря занимались сельским хозяйством и рыболовством, полностью обеспечивая потребности братии. После полувекового запустения, монахи вернулись на остров в 1989 году, где за полвека их отсутствия, все хозяйства монастыря подверглись значительному разрушению.
Построенная в шести километрах к западу от монастыря, молочная ферма, состояла из двух кирпичных зданий и нескольких построек и на тот момент времени считалась самой передовой на северо-западе Русского Севера. Ныне ферма, при помощи благотворителей, а также трудами братии монастыря восстанавливается, строятся новые вспомогательные здания. Полностью отреставрирован коровник  с отдельными секциями для каждого животного и современным оборудованием для дойки, переработки и хранения молока и кормов для животных. Перестроены и расширены помещения для птицы и хранения сена. Полностью оборудованы очистные сооружения. Построена новая трапезная для братии и трудников фермы, восстановлен братский корпус. Налажено производство сыров и других молочных продуктов.

Издавна в Валаамском монастыре все необходимое для жизни старались производить своими силами. На небольших производствах на острове монахи делали обувь, свечи, кирпич для строительства, даже отливали большинство колоколов. Обеспечивали себя и продуктами питания. На Валааме были пашни, прекрасные сады и свое стадо крупного рогатого скота.
>Летние загоны для скота


Здесь можно прибрести продукцию фермы<


Путешествие на Валаам в Северный Афон на теплоходе «Ленин»
Валаамский монастырь на пронизывающих ветрах истории
Валаам. Позорные страницы истории. Советские «самовары»
Валаамский монастырь. Возрождение  жемчужины русской духовной культуры
Валаам. Никольский скит и Монастырская бухта
«Валаамская Палестина» и «Новый Иерусалим»

Если Вам понравилась публикация подпишитесь на журнал «Ландшафты жизни» Подписаться

Добавиться в друзья






Валаам, Россия, Православие, Православные монастыри

Previous post Next post
Up