Владимир Дергачев, Валентина Балакирева (фото)
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/f/f6/Noviy_Afon.jpgС высоты птичьего полета монастырь в подножье Афонской горы кажется сказочным замком, прекрасным и небесным.
Ново-Афонский Симоно-Кананитский мужской монастырь расположен у подножия Афонской горы в Абхазии. Основан в 1875 году монахами русского монастыря святого Пантелеимона с Афона (Греция) Константинопольского Патриархата при участии российского императора Александра III. Закрыт в 1924 году, возвращён верующим в 1994 году. 11 февраля 2011 года правительство Абхазии передало монастырь Абхазской православной церкви. С 15 мая 2011 года монастырь фактически является кафедрой неканонической «Священной Митрополии Абхазии».
Монастырь в Новом Афоне - христианская святыня и место паломничества христиан. Священная Митрополия Абхазии считает абхазскую жемчужину христианства своей кафедрой. Пантелеймоновский собор является крупнейшим культовым сооружением непризнанной республики.
***
По преданию, здесь в первом веке новой эры проповедовали апостолы Андрей Первозванный и Симон Кананит. Апостол Андрей продолжил свои проповеди в Киеве и Новгородской земле, а Симон остался в Псцырхе, поселившись вблизи в каменной пещере. Многие жители принимали веру во Христа по его слову, но другие, ожесточившись, распяли проповедника, и он принял мученическую кончину во имя Христово.
Монастырь возведен на месте античной торговой фактории Трахея у древнего храма апостола Симона Кананита, где под спудом почивают его святые мощи. Неподалеку от храма находится пещера, в которой, по преданию, он уединялся и молился.
Симон Кананит - один из двенадцати ближайших апостолов (учеников) Иисуса Христа. Согласно преданию, святой проповедовал учение Христово в Иудее, Египте, Абхазии, Ливии и, возможно, вместе с апостолом Иудой Фаддеем в Персии. Мощи Святого Апостола почивают в Ватикане в Соборе Святого Петра. Часть мощей апостола находится в базилике апостола Андрея Первозванного в Кёльне (Германия).
Монастырь возведен на месте древнего религиозного центра крупной торговой фактории Трахеи. Здесь в I веке н. э. апостол Христа и будущий святой Симон Кананита проповедовал христианство среди местного населения и был убит римскими легионерами. Симон Кананит жил в небольшой пещере, молитвы возносил в расположенном неподалеку гроте, по одной из версий вблизи был похоронен. С тех пор это место почиталось верующими людьми, как святое.
В IV веке здесь сооружена Анакопийская крепость на Иверской горе для защиты торгового центра, внутри которой возводится храм апостола Симона Кананита. В 8 веке Анакопия являлась столицу края и резиденцию дворян Грузии и Осетии.
Это уединенное место в XIX столетии приметили греческие монахи, гонимые войнами из Старого Афона в Греции. Российский император Александра II предоставил им место для молитв и выделил земли у подножия горы Новый Афон, где в 1875 году и началось строительство монастыря. Прерываемое войнами, оно завершилось только к началу XX века. На церемонии освящения будущего строительства присутствовал царь Александр III с супругой, положившие первый камень в основание храма св. Пантелеймона. От морского порта до Новоафонского монастыря вела Царская аллея.
Новоафонцам были переданы такие святыни, как чудотворный образ священномученика Харалампия и образ Спасителя из кабинетных икон императора Александра II, присланный на Афон после кончины государя. Глубоко символичным актом была отправка в 1884 году на Новый Афон Иверской иконы Пресвятой Богородицы. Икона была помещена в устроенной на Анакопийской горе часовни, которая была видна далеко с моря. По названию часовни гору тоже стали называть Иверской. На вершине намечалось строительство храма, но оно не осуществилось
Если передача Иверской иконы Пресвятой Богородицы символизировала духовное единство двух Ея земных уделов, то символом духовного единства двух обителей - Старо-Афонской и Ново-Афонской - стала икона Матери Божией «Избавительница», привезенная на Новый Афон в 1889 году. Святая икона стала подлинным сокровищем монастыря, источником исцелений и чудесных знамений.
К концу XIX века Новоафонский монастырь являлся крупнейшим православным духовным центром на Черноморском побережье Кавказа. При монастыре находились ремесленные столярные, кузнечные, слесарные, кожевенные и другие мастерские, конезавод. С 1904 года в монастыре появилось электричество. Динамо-машины гидроэлектростанции были пожертвованы государем императором из Зимнего дворца. Монахи разводили пчел, занимались сельским хозяйством и садоводством. В садах выращивались апельсины, лимоны и оливки. При обители существовала школа, в которой обучались дети - сироты. Монастырь занимался благотворительностью.
***
Новоафонский монастырь занимался возведением соборов и подворьев для братии и поломников, путешествующих из Одессы, Таганрога и других мест к святым местам в Палестине и на Афоне. В 1894 году началось строительство Ильинского подворья в Одессе и Свято-Ильинского мужского монастыря с трехпрестольным храмом, расчитанным на 700 человек. В 1896 году было совершено освящение главного престола во имя чудотворной иконы Божией Матери, именуемой «Млекопитательница», правого придела - во имя святого пророка Илии и левого - во имя Архангела Гавриила.
Одесса. Вид с Тюремной (ныне Привокзальной) площади на Ильинское (слева) и Андреевское подворья
В 1911 году Русским обществом пароходства и торговли (РОПиТ) был куплен в Италии пароход 1901 года постройки, принимавший на борт 1305 пассажиров. Он получил название «Афон» и был приписан к Одесскому порту. Часть помещений судна было переоборудовано для перевозки 500 паломников. Для них устроили особую хлебопекарню и отдельную кухню. С начала февраля 1912 года «Афон» стал совершать рейсы в святые места.
В Первую мировую войну афонские подворья опустели, паломничество на Афон и Святую Землю прекратилось. В 1932 храм перестал действовать и пришел в запустение. В годы Второй мировой войны Одесса оказалась в течении трех лет в юрисдикции Румынской Церкви. С 1946 по 1949 годы впервые были произведены восстановительные работы, Ильинское подворье обрело статус приходского храма. После длительного запустения, с середины 80-х годов и до настоящего времени продолжается возрождение обители в Одессе.
***
После Октябрьской революции и установления советской власти на Кавказе начались гонения на монахов. 1917-1921 годы для Ново-Афонского монастыря и Абхазии были смутным временем, предвестником бедствий. Монахи пытались сохранить святую обитель от полного разорения. Но когда большевистская власть утвердилась, на базе землевладений обители был создан совхоз «Новый Афон» (впоследствии «Псырцха»), а из братии была организована «трудовая община». За «контрреволюционную деятельность» иноков на них была возложена «трудовая повинность». Часть братии покинула родную обитель, ушла в горы Абхазии и другие места. Храмы подверглись разорению и поруганию, большевики осквернили и разграбили богослужебную утварь. Некоторые святыни обители были спасены монахами и жителями Нового Афона. Множество построек монастыря использовались под склады, и пришли в жуткое запустение. С 1925 года Новый Афон стал курортом, а в монастырских зданиях разместились здравница и турбаза, в соборе был размещен краеведческий музей. На землях монастыря образовалось крупнейшее на Черноморском побережье Кавказа цитрусоводческое и цветоводческое хозяйство. Субтропические плантации апельсиновых, мандариновых и лимонных деревьев покрывали предгорья.
***
Во время грузино-абхазской войны начала 90-х годов в монастыре размещался госпиталь. И только в 1994 году в монастыре возобновлены службы, здесь же было открыто церковное училище. В конце XX века территория Нового Афона привлекала туристов и за счет открытия здесь карстовых пещер и источников минеральных вод. Властями оборудуются искусственные входы в пещеры, строится подземная железная дорога для туристов. Только в феврале 2011 года христианская святыня была возвращена церкви правительством Абхазии.
В апреле 2011 года Патриарх Московский и всея Руси Кирилл по просьбе управляющего Абхазской церковью направил в монастырь нового настоятеля игумена, что привело к религиозному конфликту. На стихийном церковно-народном сходе в Новом Афоне было принято обращение к патриарху Кириллу отозвать его назначенца, «дабы не усугублять конфликтную ситуацию, которая может привести к осложнению российско-абхазских отношений».
До революции Новоафонский мужской монастырь являлся центром христианства в Грузии.
2 октября 2013 года Советом Священной Митрополии Абхазии на Давида (Сарсания) возложены обязанности наместника монастыря святого апостола Симона Кананита в Новом Афоне. Наставник прибыл из греческого (бывшего грузинского) монастыря Святого Павла со Святой Горы Афон, чтобы «восстанавливать духовную жизнь обители в соответствии со Святогорским уставом и традициями, утраченными за последние десятилетия».
Иеродиакон Грузинской православной церкви Давид (в миру Руслан Вячеславович Сарсания, родился в 1978 году в Гудауте, Абхазская АССР) является так же заместителем председателя Совета Священной митрополии Абхазии, по национальности абхаз.
В 1998 году он окончил Московскую духовную семинарию, а в 2002 году - Московскую духовную академию и зачислен в аспирантуру академии при Отделе Внешних церковных связей Русской Православной Церкви. В 2003/04 году обучался в Экуменическом институте Боссэ (Швейцария) по курсу «Ответственность религии за миротворчество в контексте возрастающего насилия». Публично заявил о том, что «абхазы единогласно должны сказать всему православному миру то, что пребывание в духовной зависимости от грузинской иерархии для них неприемлемо».
В 2005 года направлен для изучения немецкого языка в Институт восточных церквей в Регенсбурге (Германия), затем был зачислен на богословский факультет Фрибурского университета (Швейцария).
В 2006 году Синодом Грузинской православной церкви был обвинён в антицерковной деятельности. Поводом послужили публикации в СМИ, о том, что после войны 1992/93 годов «развитие православия в Абхазии не возможно в лоне Грузинской православной церкви». Обращался с письмом к Католикосу - Патриарху всея Грузии Илие ІІ об отчислении за штат из клира ГПЦ с правом перехода в юрисдикцию Московского патриархата, на что ему был дан официальный отказ с резолюцией патриарха.
Факт вхождения в состав клира Грузинской православной церкви отца Давида был официально осуждён абхазским духовенством, однако в дальнейшем все обвинения с отца Давида были сняты. С июля 2010 года по сентябрь 2013 года он нес службу в монастыре Святого Павла на Святой Горе Афон в Греции.
Подробно:
Афонский православный портал «АФОНИТ.INFO»
Ново-Афонский Симоно-Кананитский монастырь как центр духовного просвещения на Кавказе
https://afonit.info/biblioteka/russkij-afon/novo-afonskij-simono-kananitskij-monastyr-kak-tsentr-dukhovnago-prosveshcheniya-na-kavkaze***
На подъезде к монастырю.
Главный вход в монастырь с надвратным храмом Вознесения Господня
Монашеские кельи
В обители шесть храмов: надвратный - Вознесения Господня, храм святого апостола Андрея Первозванного, храм в честь преподобных отцов афонских, храм во имя мученика Иерона и храм в честь иконы Божией Матери «Избавительница».
В 1888 году при основании соборного храма присутствовал император Александр III с императрицей Марией Федоровной. Они подарили музыкальные куранты для колокольни, которые хорошо сохранились. Под колокольной башней высотой 50 метров расположена бывшая монастырская трапезная.
В центре четырёхугольника, образованного корпусами монастыря, высится построенный в 1888-1900 годах в неовизантийском стиле пятиглавый Пантелеимоновский собор (высота центрального купола 40 метров). Стены собора расписаны в 1911-1914 годах мастерами из села Палех Владимирской губернии и группой московских художников. Фрески представляют ценный памятник русской школы иконописи. Святыней собора стал крест, хранящий частицы Креста Господнего.
Главный иконостас храма
Во время воскресной службы церковный хор поет на абхазском и русском языках.
Сегодня внутренний интерьер выглядит удручающе - совершенно обшарпанные стены, но место намоленное.
У входа в храм
Правила посещения монастыря: Для женщин платья или юбки ниже колен, закрытые плечи, платок на голову. При входе можно взять платок и юбку, с этим проблем нет. Мужчинам надо быть без головного убора, Недопустимы открытые плечи, шорты и спортивная одежда. Можно делать съёмки фото (без фотовспышки) и видео. Мобильные телефоны необходимо выключить. Запрещено снимать иноков без их разрешения.
Абхазия. Маленький, бедный, но гордый форпост российской геополитики на КавказеНестор Лакоба. Друг Сталина, строивший коммунизм. «Враг народа» посмертноАтомный проект. Совершенно секретные объекты в Абхазии Абхазия. Религиозный раскол. Новый Афон Абхазия. Бывшая всесоюзная здравница для народа. Столица Сухум, Гагры, Гульрипш Абхазия. Специальные объекты для отдыха советских вождей Абхазия. Воспоминания об отдыхе в Золотой бухте между госдачами Хрущева и Сталина Абхазия. Воспоминания. Безрассудный переход через закрытый Клухорский перевал. Кодорское ущелье войны и мира Абхазия. Черноморская жемчужина курорт Пицунда. Природный антидепрессант Абхазия. Кавказская жемчужина озеро Рица Сухум. Столица и главный курорт Абхазии Абхазия. Новый Афон для отдыхающих телом и душой Новоафонский монастырь. Жемчужина христианства на Кавказе
на пронизывающих ветрах истории «Ласточкино гнездо» вождя советского народа Иосифа Сталина Абхазское застолье, целебные источники и «священные» коровы Если Вам понравилась публикация подпишитесь на журнал «Ландшафты жизни»
Подписаться Добавиться в друзья