Владимир Дергачев. Фотографии Галины Каллио.
http://www.capone-online.ru/all-guide/goldring/052-suzdalwood/gr_suzdalwood_003.jpgСуздаль. Деревянная Преображенская церковь 1756 года постройки.
Сегодня музеи деревянного зодчества вызывают двоякие чувства. С одно стороны, они позволили сохранить поруганные при советской власти храмы. Логика ясна, мужик под давлением атеистической пропаганды мог запросто спалить по месту прописки заброшенную церковь - шедевр деревянного зодчества. Но в музеях под открытым небом храмы часто выглядят сиротливо в отрыве от природного ландшафта, в который они были вписаны мастерами. Когда в средневековой Руси доминировали истинно верующие люди, храмы не сжигали по пьяни. В музеях храмы оказываются как в загоне для животных. Когда даже поруганные храмы вывозились из деревень, советская власть выносила окончательный приговор деревенской жизни.
По теме:
Великий Новгород. Музей деревянного зодчества «Витославлицы»К сожалению, деревянные памятники в Суздале не сохранились. Этот пробел в архитектурном городском ансамбле восполняет Музей деревянного зодчества и крестьянского быта. Его организаторы постарались максимально сохранить утраченную природную среду памятников, о чем в частности свидетельствует размещение деревянной Преображенской церкви на «красном месте».
Проект экспозиции разработал в 1960-х годах сотрудник научно-реставрационной мастерской В. М. Анисимов. Основатели музея свезли в Суздаль деревянные постройки со всего Владимирского ополья. И на окраине города, на берегу Каменки появился уникальный архитектурный заповедник, воссоздающий атмосферу русской деревни XVIII - XIX вв. её улицы заполнили деревянные храмы с устремленными ввысь куполами, избы и амбары, овины, бани, ветряные мельницы. Интерьеры крестьянских изб дополнены домашней утварью и предметами быта того времени.
Музей деревянного зодчества стал местом проведения фольклорных торжеств, в июне проводится Праздник ремёсел, а в июле - Праздник огурца с песнями, плясками и угощением.
Выбор места для создания музея оказался очень удачным. В XI веке здесь находился один из самых древних монастырей на северо-востоке Руси - Дмитриевский монастырь. В XVIII веке стояли Дмитриевская и Георгиевская каменные церкви, успешно разрушенные в советские годы. Благодаря созданию музея был отчасти восстановлен исторический архитектурный облик Суздаля.
Музей воссоздаёт типичную для Центральной России XIX века деревенскую планировку. На самом высоком и красивом месте стоят культовые постройки (две церкви и часовня), далее следует улица жилых домов, а за ней - хозяйственные строения: амбар, овины, ветряные мельницы. На берегу реки Каменки перед входом в музей установлены «избушки на курьих ножках» - свайные амбары-житницы для хранения зерна.
Деревянная Преображенская церковь (1756) из владимирского села Козлятьево выстроена в три яруса. В середине друг на друге стоят уменьшающиеся в размерах восьмерики (бревенчатые восьмигранные срубы), увенчанные луковичной главкой. Особый колорит и неповторимость храму придают декоративные деревянные «бочки». Два боковых придела также завершаются бочкообразной кровлей, покрытой осиновым лемехом. В лемех одеты и стоящие на изящных шейках-барабанах главки церкви и приделов. Осина хорошо противостоит влаге и со временем приобретает красивый серебристый оттенок. В старину иностранцы, впервые видевшие купола с покрытием из осинового лемеха, принимали это блестящее на солнце дерево за серебро.
Деревянные постройки на Руси собирались без применения гвоздей, по принципу крепления вставлявшихся друг в друга бревенчатых конструкций. «В обло», «в лапу», «в крюк», «в ряж», «в шип», «в охряпку», «в ус», «в ласточкин хвост», «в сковородень» - далеко не полный перечень вариантов рубки брёвен и соединения венцов (горизонтальных рядов брёвен) в углах. Как гласит русская пословица: «Не гвозди держат, а ладная пригонка».
При всём многообразии приёмов, выделяется два основных вида срубных техник: «без остатков», при рубке этим способом брёвна снаружи стёсаны, и «с остатками» - менее сложный и более распространённый способ, с выпуском брёвен в углах. У Преображенской церкви брёвна соединены «без остатков», этот способ называется «в лапу».
При большом разнообразии и высоком качестве возводимых из дерева построек русские плотники применяли очень мало орудий труда. Основным строительным инструментом был топор.
Не зря на Руси говорили: «Дай крестьянину топор - он и часы починит». Для разных нужд мастера использовали разные породы деревьев. Основным строительным материалом была долговечная смолистая древесина хвойных - сосны и ели.
Воскресенская церковь из села Патакино - памятник русской деревянной архитектуры конца XVIII века, перевезена в музей в 1970 году. Будто корабль плывёт храм во времени и пространстве, такая планировка была очень популярна на Руси. В соответствии с христианской символикой Церковь, подобно кораблю, по образу Ноева ковчега, спасает верующих от бушующего житейского моря и ведёт к тихой, надёжной пристани в Царстве Небесном.
Иконостас Воскресенской церкви
Изба крестьянина-середняка, слева от Воскресенской церкви
Среди экспонатов музея выделяется изба крестьянина-середняка. Этот добротный дом XIX века, украшенный старинной резьбой, привезен из села Илькино. Жилище состоит из холодных помещений - клети и сеней, а также «тёплой» избы, отапливаемой русской печью. Лавки и полки, предназначенные для хранения домашней утвари, вырубали вместе с избой из древесины, поэтому крестьянская мебель характеризуется неподвижностью.
Главный угол, находящийся напротив печи, называется красным. Здесь размещается домашний иконостас.
Русская печь сложена просто и практично, с ней связан весь быт русского крестьянина от рождения до смерти. Она обогревала избу; в ней готовили и поддерживали в горячем состоянии пищу; на ней сушили одежду, варежки, валенки; на зиму подсушивали грибы и ягоды. Печка выполняла профилактические меры при простуде, печная лежанка на горячих кирпичах заменяла любую грелку. В большой печи и попариться-помыться можно был. Возле печи в сильные морозы держали ягнят, телят и домашнюю птицу. Даже само слово «изба» происходит от названия печи - «истба», «истопка»; отсюда и присказка: «Изба без печи - не изба».
Перед печью находится бабий кут, то есть «женский угол», где хозяйка готовила пищу, пряла, шила, ткала.
Угол возле двери, так называемый коник, принадлежал хозяину, выполнявшему здесь мужские работы: починку обуви, конской упряжи и пр. Бадья с водой, берёзовые веники для бани.
Спальные места
К жилой части дома примыкают сени, использовавшиеся для хозяйственных нужд. Сени связывают тёплую избу с холодной клетью, в которой хранились съестные припасы.
Дом Евграфовых из деревни Тынцы (XIX век). Изба-двойня с мезонином находится слева при входе на территорию музея. В нём расположены служебные помещения.
Старая мельница XVIII века и крестьянский дом. Мельница представляет собой восьмигранный деревянный сруб, поставленный на четверик, внутри которого размещён механизм. Он приводился в движение крыльями, вращающимися под действием ветра. Гости музея смогут увидеть специальные инструменты, предназначенные для мельничьего труда.
Дом купца Агапова - старинный двухэтажный особняк постройки конца XVIII века, имеющий богатую историю. Он внесен в список памятников архитектуры регионального значения и является частью Музея деревянного зодчества.
Купец Агапов был типичным представителем местного купечества среднего достатка. Он построил дом с каменным служебным первым этажом и деревянным жилым. На первом этаже размещалась кузница, при доме был оборудован пчельник и разбит большой плодовый сад, который впоследствии вымерз и был выпилен на дрова.
Кузница в доме Агапова работала и в начале XX века, но вошла в историю благодаря располагавшейся в ней в 1905 году подпольной типографии. В советское время первый этаж дома был переоборудован в дизельную мельницу, которая работала до 60-х годов, а затем, после передачи музею-заповеднику и реставрации, в нем была открыта экспозиция «Суздаль и уезд в годы революции 1905 года», призванная проиллюстрировать классовую борьбу на рубеже веков.
В 2012 году, после очередной реставрации, в Доме купца Агапова была открыта экспозиция «Суздальское купечество. Портрет в интерьере». Она знакомит посетителей с жизнью и бытом жителей Суздаля конца XIX - начала XX веков, подлинными документами и вещами той эпохи.
Портрет купца
Уголок- кабинет с портретом царя
Женский уголок купчихи с фикусом и геранью на подоконнике.
Комод с зеркалом, фотографиями и фарфоровыми уточками.
Этажерка - библиотека.
Суздальский музей деревянного зодчества и крестьянского быта - импровизированная деревня в Суздале
https://putidorogi-nn.ru/evropa/323-suzdalskii-muzei-dereviannogo-zodchestva Путешествие во Владимиро-Суздальскую Русь. Загадочное Ополье Ростов Великий. Первый стольный град Северо-Восточной Руси Суздаль. От стольного града великих княжеств до привилегированной тюрьмы и столицы «Золотого кольца» Суздаль. Прогулка «Конь не свой, погоняй не стой». Платье, отражающее душу России Суздаль. Музей деревянного зодчества и крестьянского быта Владимир. Стольный град Владимиро-Суздальской Руси Княжеская резиденция Боголюбово. Церковь Покрова на Нерли, отражающая гармонию души человека Суздальская монастырская тюрьма. Советское зазеркалье. Фельдмаршал Паулюс и европейские марионетки Третьего РейхаЭкономист Николай Кондратьев. Гордость потомков и преступление Советской России
Добавиться в друзья