Владимир Дергачев
Участок Бадалин является наиболее посещаемым туристами отрезком Великой Китайской стены (ВКС), пролегающей в 65 км к северо-западу от Пекина. Построенный во время династии Мин (1368-1644) участок Стены был тщательно отреставрирован при Мао Цзэдуне и в 1957 году открыт для посещения. Каждый год сюда приезжают миллионы туристов. Географически очертания Поднебесной напоминают петуха, по хребту которого проходит Великая стена.
Китай - единственное в мире государство, создавшее Великую цивилизационную геополитику, основанную на философии Великого китайского порядка. Поднебесная на протяжении многих веков стремится к сохранению единых границ государства и цивилизации, сочетанию избирательной открытости к внешнему миру с защитой китайских традиций и менталитета от внешних воздействий. Символами этой геополитики и крупнейшими материализованными памятниками международным отношениям стали Великий Шелковый путь и Великая Китайская стена.
Подробно:
Китайская геополитика Пути и СтеныВеликий Шелковый путь - величайшая мировая торговая коммуникация на Евразийском континенте в древнем мире и средневековье. Шелковый путь обеспечивал не только торговый, информационный и культурный обмен, но и служил гарантом мира на рубежах евразийских цивилизаций. В зависимости от геополитической обстановки межцивилизационный диалог то возрастал, то затухал. Встречая политические и экономические препятствия, торговый путь, созданный волей целеустремленного человека, подобно реке, выбирал новый маршрут.
Великая Китайская стена - материальный памятник технологии властвования, закрытости цивилизации от внешнего мира. Воспитанные в духе рационализма европейцы рассматривают её как определенное чудачество китайцев и, как часто бывает у самоуверенных людей, глубоко ошибаются. Можно оспаривать эффективность возведения гигантского фортификационного сооружения в географическом пространстве. Однако Стена, выполняющая барьерные функции, в многомерном коммуникационном пространстве Поднебесной служила преградой для степных «варваров» и ограничивала деятельность китайцев за её пределами, в географии являлась границей субтропиков и сухих степей, а в душе человека - символом барьера против чужеродных заимствований в духовной сфере.
На физико-географичеоскй карте Поднебесной выделяется колыбель китайской цивилизации - Великая Китайская равнина, которая с севера и северо-востока была ограждена множеством оборонительных сооружений, составляющим Великую Китайскую стену, и созданных в разные эпохи.
Генеральное направление ВКС с востока от берегов Желтого моря на запад и юго-запад. Стена тянется изгибами через горы подобно дракону, который «метит» свою территорию, ставшей не просто «плавильным котлом», цементирующим китайскую земледельческую цивилизацию, а демографическим вулканом, производящим высокое напряжение человеческой энергии. Если бы китайцы ушли за Стену на просторы Евразии, эта энергия могла бы раствориться и угаснуть, что неоднократно случалось в мировой истории с другими народами.
Великая Китайская стена - мифический дракон невероятных размеров, «рухнувший» под тяжестью собственного веса на землю и окаменевший.
http://my-china.ru/photos/1/1.jpg Великая Китайская стена является одни из главных символов Поднебесной. Как и Великий Шелковый путь включает множество направлений, так и Стена состоит из многочисленных оборонительных сооружений (линий) общей протяжённостью в 21,2 тыс. км. Самая протяженная оборонительная линия (8,8 тыс. км) эпохи Минской династии на участке Бадалин проходит в непосредственной близости от китайской столицы. Стена идёт вдоль горной цепи Иньшань, огибая все отроги, преодолевая горные вершины и ущелья. Толщина Великой стены в основном около 5-8 метров, а высота чаще всего около 6-7 метров (на некоторых участках до10 метров). Составной частью Стены являются башни, располагавшиеся друг от друга на расстоянии до 200 метров (дальность полёта стрелы). Также в пределах видимости костра (примерно 10 км) на стене были установлены сигнальные вышки, с которых велось наблюдение за подступами врага, и передавались сигналы. Для проезда в стене было сделано двенадцать ворот (заставы).
Строительство Стены
http://jj-tours.ru/articles/images3/china-great-wall-4.jpg В далеком прошлом Стена называлась «Барьером», «Крепостью», «Пурпурной границей» и «Землей дракона» и только с конца 19 века закрепилось современное название. По одной из современных версий Великая Китайская стена входит в новые семь чудес света, наряду с римским Колизеем, Мачу-Пикчу (Перу), Петрой (Иордания), Таджи-Махалом (Индия), статуей Христа - Искусителя (Рио-де-Жанейро) и Чичен-Ицей (Мексика).
Строительство первых участков Стены началось в 3 веке до н. э. в период Воюющих царств (475-221 гг. до н. э.) для защиты государства от хунну. Во время правления императора Цинь Шихуанди (259-210 гг. до н. э.) держава достигает небывалого могущества. Император отдаёт распоряжение о строительстве Великой Китайской стены вдоль гор Иншаня. Строительство сталкивалось с многочисленными трудностями. Были привлечены огромные людские ресурсы - до миллиона человек, включая рабов, армию и крестьян. Стена должна была зафиксировать границы китайской цивилизации, способствовать консолидации формирующейся империи. Оборонительные глинобитные сооружения защищали крупные торговые центры на Великой Китайской равнине от набегов кочевников из-за гор Иншаня. В результате эпидемий и непосильного труда многие строители погибли. Крупномасштабная мобилизация вызывала народные восстания и возможно послужила одной из причин падения династии Цинь.
В период правления династии Хань (206 г. до н. э. - 220 н. э.) Стену расширили на запад до оазиса Дуньхуана, где в древности находились ворота в Китай на Великом Шёлковом пути. Также была сооружена линия сторожевых башен, уходившая вглубь пустыни, для защиты торговых караванов от набегов кочевников. По оценкам археологов всего восстановили и построили около 10 тыс. км оборонительных сооружений. Затем активное строительство было продолжено уже в средневековье при династии Цзинь, начиная с 12 века. Участки Великой стены, сохранившиеся до нашего времени, сооружены, в основном, при династии Мин (1368-1644). В эту эпоху главными строительными материалами были кирпич и каменные блоки, делавшие конструкцию более надёжной. При укладке каменных блоков стены использовалась клейкая рисовая каша с примесью гашеной извести. За три века правления маньчжурской династии Цин (1644-1911) Великая стена почти разрушилась под воздействием времени. Лишь небольшой её участок Бадалин около Пекина поддерживался в порядке, служил своего рода «воротами в столицу».
В прошлом с ростом китайской территории на Север, оборонительное значение Стены исчезло, и она начала приходить в упадок. Стену разбирали на стройматериалы и лишь в новейшее время (в 1977 году) этот процесс был частично остановлен. В 1984 году по инициативе Дэн Сяопина была продолжена, начатая при Мао, программа по реставрации Великой Китайской стены. Но, несмотря на проведённые работы, удалённые остатки Стены разрушаются при строительстве новых населённый пунктов, автомобильных и железных дорог, подвергаются эрозии из-за интенсивных методов ведения сельского хозяйства, а мощные песчаные бури засыпают участки Стены.
***
Китайцы и Великая Китайская стена. Оборонительное значение Стены было относительным, так как для многих завоевателей она не являлась преградой. Враги при желании легко находили слабо укреплённые участки или просто подкупали стражу. Постоянное строительство и восстановление Стены истощало силы народа и державы. Строительство грандиозного фортификационного сооружения потребовало от китайского государства мобилизации огромных материальных и человеческих ресурсов, на пределе возможностей. Историки утверждают, что одновременно на возведении Великой стены было занято до миллиона человек и строительство сопровождалось чудовищными человеческими жертвами. Существует несколько версий возведения Стены.
Великая Китайская стена, как и пирамиды Древнего Египта, символизировала могущество Поднебесной. Стена служила границей китайской цивилизации, её консолидации и преградой для экспансии подданных Срединной империи на север, переходу земледельцев к полукочевому образу жизни. Стена с охраной была необходима, чтобы китайцы не бежали на свободный север от налогов и других притеснений со стороны местных феодалов. Не случайно, на некоторых участках бойницы Великой Китайской стены направлены в сторону Поднебесной. Отдельные участки Великой Китайской стены в свое время использовали как дорогу, в том числе для переброски войск.
В прошлом в китайском обществе была неоднозначная оценка значимости для государства Великой стены, которую даже рассматривали как символ военной слабости династии Мин и её капитуляции перед очередными варварами. В эпоху маньчжурской династии Цин китайцы удивлялись повышенным интересом европейцев к бесполезному сооружению.
В современном Китае Великая Китайская стена приобрела новое значение, превратилась в символ стойкости и созидательной мощи народа. На некоторых участках Великой Китайской стены, включая Бадалин, можно встретить памятники с цитатой из Мао Цзэдуна «Если ты не побывал на Великой Китайской стене, ты ненастоящий китаец».
Существуют спутниковые фотографии с изображением Великой Китайской стены. Но с космической орбиты (это приблизительно 160 км над землёй) Стена едва различима, и только при идеальных условиях видна не более, чем прочие искусственные сооружения.
Ежегодно в Китае проводится популярный легкоатлетический марафон «Великая стена», в котором часть дистанции спортсмены бегут по гребню стены.
***
Дорога из Пекина к Великой Китайской стене проходит через Олимпийскую деревню.
По дороге на ВКС туристы обычно останавливаются на обед в торгово-ресторанном комплексе, в который входят фабрика по росписи китайских ваз, сувенирный магазин и ресторан.
На горизонте появляются первые горные вершины.
Открывается первая панорама Стены
На пути к участку Бадалин преодолеваем два туннеля.
Внушительные сторожевые башни охраняют дорогу, проходящую через узкое ущелье.
На склоне горы встретилась беседка, откуда открывается прекрасный вид Великую стену.
Бадалин. Стоянка автомобилей перед площадкой, с которой начинается восхождение на Стену.
Грузовой трехколесный мопед уборщика мусора
Сувенирный киоск, в котором наряду с видами Стены можно приобрести тарелку с портретом Мао, государственный флаг или сумку с красной звездой.
Вход на Стену
На площадке установлен государственный флаг КНР.
Покупаем билеты и проходим через рамки металлоискателя.
По этому ущелью проложена скоростная дорога, ведущая к участку Бадалин Великой стены. На горизонте в дымке виден Пекин.
Начинаем восхождение
Рядом со Стеной на некоторых участках расположены дополнительные укрепления и оборонительные башни.
На фоне покаренной вершины. Местная туристическая индустрия специализируется на вручении именных дипломов за восхождение на Стену за умеренную плату. Из полученного сертификата я узнал, что мое имя и фамилия изображаются десятью иероглифами.
По одной из легенд, огромный дракон указал место и конфигурацию постройки Стены, которая часто ассоциируется с парящим драконом.
На Стене и вокруг идеальная чистота. Установлены многочисленные урны, а рабочие трудятся как муравьи, сортируют мусор и на плечах доставляют вниз.
Путешествие к китайскому Драконув поисках секрета успешных реформ мировой сверхдержавы Путешествие в Китай. Воздушные ДраконыВеликие проекты китайского Дракона. Мегалополис Цзин-Цзинь-Цзи Пекин. Великая столица Поднебесной Запретный город под нашествием народной любви Площадь Ворот небесного спокойствия. «Майданы» здесь не пройдут Парящий Дракон. Великая Китайская Стена Нинбо. Город, рожденный морем и торговлейПоднебесный морской Дракон. Крупнейший в мире порт-миллиардер Нинбо-ЧжоушаньКитайский Дракон штурмует западные автомобильные бренды Поднебесный интеллектуальный Дракон. Парк для отверженных украинских инженеров Музей истории завтрашнего дня Небесная книжная палата Царь цветов «Красный пион» Мозаичный Дракон. Отели. Рестораны. Театр утреннего солнца