Владимир Дергачев, фотографии Антона Дергачева
В Музее навигации и судоходства экспозиции посвящены военно-морской истории и торговому судоходству Чили. Одна из основных экспозиций посвящена событиям 1908 года, когда в Пунта-Аренас прибыло 27 военных кораблей США.
С 16 декабря 1907 года по 22 февраля 1909 года Соединённые Штаты продемонстрировали всему миру, что Америка стала великой морской державой. Мощная военно-морская группировка США, получившая название Великий белый флот (англ. Great White Fleet), совершила кругосветное плавание. Группировка состояла из четырех эскадр, каждая из которых включала броненосец и корабли сопровождения. В плавание отправилось 16 американских линкоров. Корпуса кораблей были окрашены в привычный для мирного времени белый цвет. На борту кораблей было 14 тыс. моряков, они преодолели около 43 тыс. морских миль и посетили 20 портов на 6 континентах. Никогда такое количество военных кораблей одновременно не совершали кругосветное плавание.
Плавание было осуществлено по приказу президента США Теодора Рузвельта, продлилось 14 месяцев и продемонстрировало военно-морскую мощь и наличие океанского военно-морского флота. Это был и сигнал Японской империи, разгромившей российский флот в Цусимском сражении 1905 года и став крупной морской державой. Американца дали понять японцам, что баланс сил в Тихоокеанском регионе изменяется не в их пользу.
Особо американская военно-морская мощь была продемонстрирована для стран Латинской Америки. Соединённые Штаты не на словах, а на деле показали следование во внешней политике геополитической доктрина Монро.
Доктрина была провозглашена в послании американского президента Джеймса Монро (1758-1831) Конгрессу 2 декабря 1823 года в связи с угрозой интервенции Священного союза в Латинскую Америку и возможного восстановления господства Испании в её владениях. Первая геополитическая доктрина Соединенных Штатов выдвинула принцип разделения политического влияния в мире между Европой и США. Доктрина провозгласила главенствующую роль США в Латинской Америке, отделила Северную и Южную Америку от Старого Света по признакам абсолютной гегемонии Соединенных Штатов. Латинская Америка признавалась зоной, закрытой для колониальных и политических притязаний европейских государств, в том числе Российской империи. Доктрина рассматривала Латинскую Америку как «задний двор» Вашингтона, осуществляющего здесь военно-политический, экономический и демократический контроль.
И кругосветный морской поход начался с демонстрации военно-морской мощи в первую очередь для стран Нового Света. Поэтому морская армада на первом этапе обогнула континент от атлантического побережья США вокруг Южной Америки до Калифорнии, а уже затем отправилась вокруг света. На грубом языке, особенно понятном в мире животных, американцы застолбили свое геополитическое пространство.
Маршрут американской армады проходит через Магелланов пролив и с 1 по 7 февраля 1908 года, пройдя 2838 миль, корабли встали на рейде Пунта-Аренас. Тысячи патагонцев собрались на набережной Пунта-Аренас, приветствуя американцев.
Американские корабли в Магеллановым проливе
Отельная экспозиция музея посвящена спасательной операции по извлечению из ледового плена
участников Имперской трансантарктической экспедиции 1914 - 1916 годов под руководством англо-ирландского полярника сэра Эрнеста Шеклтона (1874 - 1922). Участники экспедиции намеревались совершить беспрецедентный пеший переход через Антарктический материк.
Шеклтон был участником четырех антарктических экспедиций, в том числе во главе трех. В 1914 году он организовал Имперскую трансантарктическую экспедицию, завершившуюся катастрофой. Не достигнув берегов Антарктиды, экспедиционное судно «Эндьюранс» было зажато льдами в Море Уэдделла и затонуло.
Гибнущее экспедиционное судно «Эндьюранс»
http://fototelegraf.ru/wp-content/uploads/2015/10/1279.jpg В августе 1916 года правительство Чили предоставило в распоряжение полярника паровой буксир Yelcho, уже участвовавший в третьей попытке спасательной операции. 25 августа началась очередная попытка, которая благополучно завершилась 30 августа. Все участники зимовки на арктическом острове Элефант (Мордвинова) в архипелаге Южные Шетландские острова перешли на борт Yelcho и прибыли в Пунта-Аренас 3 сентября 1916 года. Шеклтон сумел спасти всю команду, при этом не погиб ни один человек. Чилийское правительство наградило Шеклтона орденом «За Заслуги».
В 1921 году Шеклтон возглавил очередную антарктическую экспедицию, однако ещё до её начала скончался от сердечного приступа в возрасте 47 лет и был похоронен на острове Южная Георгия. В 2002 году во время проведения национального опроса «100 величайших британцев» Шеклтон занял 11-е место.
Чилийский паровой буксир Yelcho
Луис Пардо Вильялон (1882 - 1935) был капитаном чилийского парового буксира Yelcho, который спас 22 члена экипажа корабля сэра Эрнеста Шеклтона «Эндьюранс» с острова Элефант в Антарктиде в августе 1916 года. В Чили его часто называют по имени «Пилото Пардо».
Корабль военно-морского флота Чили, названный в честь легендарного буксира (1960 - 1996)
Колокол с чилийского экспедиционного судна «Пилото Пардо», названного в честь легендарного капитана парового буксира Yelcho. Судно, построенное в 1959 году, в течение многих лет доставляло полярников на антарктические станции.
Барк «Андалузия»
Экспозиция, посвященная исследованию мыса и острова Горн
Макет острова Горн
Макеты маяков в Магеллановым проливе. Слева - модель маяка 1907 года
Часы, фотоаппарат и навигационные инструменты со старого маяка
Верная жена моряка
Макеты современных судов
Можно потренироваться на аппарате с помощью азбуки Морзе
Настоящая корабельная рубка
За штурвалом
В музее Вы можете потренироваться с морскими узлами. Для этих целей повешены веревки.
Судя по записям в книге отзывов морского музея, народная тропа из Одессы в Пунта-Аренас не зарастает.
На Краю Света мы не встретили приморского города без морского музея. В Одессе морской музей сожгли (уничтожили) «патриоты» независимой Украины. Он очень навязчиво напоминал о «темном» морском прошлом и разграбленном Черноморском пароходстве. В государстве Чили на Краю Света таких «патриотов» нет, и бережно сохраняется память о морской истории страны.
Записи в книге отзывов морского музея Пунта-Аренаса.
Здание морского музея Пунта-Аренаса
http://minio.youroute.ru/youroute-media/photos/images/000/070/338/ca4ead9fb62ff02de2c4c791cd5bfbe6ae05de27_big.jpg?1366881956 Касса музея с рекламными проспектами
Музеи мира в иллюстрированном журнале «Ландшафте жизни»
Чили. Пунта-Аренас. Самый южный континентальный город на Краю Света Чили. Пунта-Аренас. Сердце города Чили. Пунта-Аренса. Морской музей на Краю Света Чили. Пунта-Аренас. Набережная для шахматистов и городской пляж для бакланов Чили. Пунта-Аренас. Обед в ресторане на Краю Света Чили. Пунта-Аренас. Круизный порт Магеллановы пингвины. Верная любовь на всю жизнь Путешествие из Европы в Южную Америку в поисках впечатлений Рио-де-Жанейро. Хрустальная мечта товарища Бендера. Парадный фасадАргентина. Геополитическое тангоАргентина. Золотой век. Американские горки аграрной сверхдержавы Эва Перон. Грешница, ставшая святой для народа Аргентина. Буэнос-Айрес. Вавилон попутных ветров Буэнос-Айрес. Ла-Бока. Родина аргентинского танго любви и ненависти, борьбы и страсти Уругвай. Как живет «латиноамериканская Швейцария»? Уругвай. Монтевидео. Родина знаменитого танго «Компарсита» На Краю Света. Огненная Земля Огненная Земля. Воспоминания о людях с горячей кровью Огненная Земля. Ушуайя. Самый южный город планеты Огненная Земля. Американская Колыма. Добро пожаловать в тюрьму! Огненная Земля. Ушуайя. Лицом к морю. Неизвестные покорители Антарктиды Ушуайя. Морские ворота в Антарктиду и вокруг Южной Америки Огненная Земля. Мыс Горн. Круиз вокруг острова Горн Мыс Горн. Повседневная жизнь на Краю Света Огненная Земля. Пролив Бигль. Авеню ледников Магелланов пролив. Звездный час Адмирала