Владимир Дергачев
https://farm6.staticflickr.com/5003/5311921628_7cfd6745ce_b.jpg Кёнигсберг в 30-е годы двадцатого столетия. Башни Королевского замка
С 1928 года по май 1945 года гаутляйтером Восточной Пруссии был обергруппенфюррер СА Эрих Кох (1896 - 1986), по совместительству рейхскомиссар Украины (1941 - 1944). После войны его приговорили к смертной казни, но умер он своей смертью в польской тюрьме. «Философия» Коха не изменилась со времен псов-рыцарей: «Мне нужно, чтобы поляк при встрече с украинцем убивал украинца и, наоборот, чтобы украинец убивал поляка. Если до этого по дороге они пристрелят еврея, это будет как раз то, что мне нужно… Некоторые чрезвычайно наивно представляют себе германизацию. Они думают, что нам нужны русские, украинцы и поляки, которых мы заставили бы говорить по-немецки. Но нам не нужны ни русские, ни украинцы, ни поляки. Нам нужны плодородные земли» (Д. Н. Медведев «Сильные духом»).
Вид центральной части Кёнигсберга в 30-е годы, в центре на острове - Кафедральный собор.
Вид на Кафедральный собор
http://ostpruss.ucoz.ru/_ph/30/226425620.jpg Район Хундегатт. Внутренний порт, 30-е годы
http://photochronograph.ru/wp-content/uploads/2011/11/kyonigsberg.jpg Район Россгартен
http://transphoto.ru/photo/07/80/62/780622.jpg http://nevsepic.com.ua/uploads/posts/2012-08/1345742152-114440-123.jpg Кёнигсбергская биржа (1870 - 1875) расположена в Кнайпхофе на берегу Преголи напротив Рыбного рынка. Впервые биржа оптовой торговли и сделок была открыта в 1619 году. После Второй мировой войны пострадавшее здание биржи и другие руины вокруг использовались для съемок художественных фильмов о войне, включая «Отец солдата». В настоящее время после восстановления здания здесь размещается областной молодежный центр. Фотография 1890 года.
http://luirig.altervista.org/cpm/albums/photochrom-prints-02/00561-The-bourse-and-harbor--Konigsberg--East-Prussia--Germany--i-e----.jpg Торгово-промышленная Восточно-Германская ярмарка проводилась в Кёнигсберге с 1920 года и до начала войны. Она была организована в первую очередь для восстановления торгово-экономических связей Восточной Пруссии, отрезанной после Первой мировой войны польским коридором от остальной Германии. В ярмарке участвовали многие европейские страны. Со временем она стала второй по значимости после Лейпцигской торговой ярмарки, и имела большое значение для германо-советских торговых отношений.
Павильоны Восточно-Германской международной ярмарки в Кёнигсберге, 1925 год
http://bookz.ru/authors/aleksandr-zaharov/6it-ime_936/i_063.jpg Открытие 27-ой Восточно-Германской ярмарки в Кёнигсберге. 20 августа 1939 года. До начала Второй мировой войны осталось 11 дней.
Чтобы повысить значимость международной ярмарки, немцы уделяли большое внимание развитию транспортной инфраструктуре, включая строительство железных дорог, нового морского порта и первого европейского аэропорта Девау.
Восточно-Германская ярмарка продолжительностью до 5 дней устраивалась регулярно два раза в году (в феврале и в августе). На ней были представлены продукция машиностроения, электротехника, оптика и точная механика, текстильные товары и обувь, домашняя и кухонная утварь, предметы косметики, аптекарские товары и химические препараты, продовольствие, игрушки, галантерея, музыкальные инструменты, ювелирные изделия и другие товары.
Кенигсбергская ярмарка отличалась от других на специализации к потребностям и вкусу восточно-европейских государств и особенно России. Число участвующих фирм выросло за десятилетие до 1873, а число посетителей - до 120 тыс. человек, включая 2,5 тыс. иностранцев.
До наших дней сохранилось несколько выставочных зданий, включая здание торговых представительств (мэрия), главный ресторан ярмарки (спортзал) и Дом техники (торговый «Эпицентр»).
***
В 1919 году в Кёнигсберге был открыт первый в Германии и один из первых в мире международный аэропорт Девау, из которого осуществлялись полеты в Берлин, Москву и Ленинград. В 1921 году в аэропорту открылась первая в мире стационарная авиационная метеослужба.
В
1922 году начала работать первая международная авиалиния
Советского Союза Москва-
Рига-
Кёнигсберг, продлённая в 1926 году до Берлина. Линия эксплуатировалась российско-германским акционерным обществом «Deutsch-Russische Luftverkehrs» («Дерулюфт»), созданным первоначально для перевозки дипломатической почты между двумя странами. Базовым аэродромом совместного предприятия стал - Девау под Кёнигсбергом. Первоначально в компании насчитывалось десять пассажирских самолетов Fokker F.III. В дальнейшем на авиалиниях «Дерулуфта» наряду с Фоккерами были задействованы Юнкерсы Ю-13, Юнкерсы Ю-52 и АНТ-9.
http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0//43/245/43245874_Fokker_F.jpg Пассажирский самолет Fokker F.III имел относительно просторный и уютный салон и одноместную открытую кабину для пилота. Надежный в эксплуатации самолёт мог обеспечивать регулярные перевозки почты и пассажиров. Как пишут, в толстых крыльях самолёта пилоты любили возить в Москву контрабандные товары.
Максимальная скорость, км/ч
160
Крейсерская скорость, км/ч
135
Практическая дальность, км
600
Практический потолок, м
3200
Экипаж, человек
1
Полезная нагрузка:
до 5 пассажиров
01 мая 1922 года «Дерулуфт» произвел официальное открытие первой регулярной авиалинии из Кенигсберга в Москву «Кенигсберг - Ковно - Смоленск - Москва». Обещанная длительность полета составляла до 9 часов летного времени. 6 июня 1928 года открывается так называемый Балтийский маршрут «Кенигсберг - Рига - Ревел - Ленинград». Позже все авиалинии были продлены до Берлина за счет посадки в Данциге.
Первыми частными пассажирами стали американская танцовщица Айседора Дункан и советский поэт Сергей Есенин, которые самолетом отправились в свое свадебное путешествие. Поэт Владимир Маяковский дважды побывал в Кенигсберге (3 июля 1923 года и 25 мая 1925 года). Оба раза он прилетал из Москвы, а из Кенигсберга поездом отправлялся далее в Германию. Стоимость билета на авиарейс Москва-Кенигсберг составляла тогда 100 долларов (большая сумма для того времени, но только не для пролетарского поэта-трибуна). На память о полете Маяковский написал стихотворение «Москва-Кенигсберг».
Авиакомпания «Дерулуфт», осуществлявшая свою деятельность до 31 марта 1937 года, заработала репутацию самой успешной в мире по регулярности и безопасности полетов.
***
Первая железная дорога пришла в Кёнигсберг в 1857 году, а в 1862 году соединилась с железными дорогами Российской империи. В начале 20 века Кёнигсберг стал важным железнодорожным узлом, откуда поезда шли в центральную Германию, Польшу и Российскую империю. В 1929 году был открыт главный вокзал, к которому походили железнодорожные пути с европейской и российской колеёй.
photo taken by Volkov Vitaly.
https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/9b/Vokzal23.jpg/1280px-Vokzal23.jpg В 30-е годы было налажено железнодорожное сообщение с Москвой. С Рижского вокзала Москвы поезд шел до пограничной станции Себеж, где советские вагоны цеплялись к латвийскому поезду. С Белорусского вокзала отправлялись беспересадочные вагоны до Риги с курьерским поездом Москва - Берлин. В Даугавпилсе эти вагоны прицеплялись к местному поезду на Ригу, а берлинский экспресс менял колею и отправлялся в пограничные с Восточной Пруссии Радвилишки, где к нему цепляли вагоны на Берлин из Риги и Таллина. Далее экспресс следовал через Кёнигсберг на Берлин.
Пульмановский вагон международного экспресса
Западный геополитический форпост РоссииКалининградский тупик. Почему не состоялся Гонконг на Балтике? Путешествие в бывшую Восточную Пруссию. Третье падение Кёнигсберга Потемкинский брэнд Калининграда. Мертвый Дом Советов Тевтонский орден. Восточноевропейский форпост крестоносцев. Пруссия. Кёнигсберг. Оплот крестоносцев и прусского университетского образованияФридрих Великий, превративший провинциальную Пруссию в великую европейскую державуИммануил Кант. Путешественник, открывший Великий океан, берега которого еще не удалось достигнуть никому Прусская королева сердец Луиза, ушедшая в небеса молодой и красивой Кёнигсберг. Столица Восточной Пруссии. Третий Рейх.