(Untitled)

May 03, 2012 11:05

Пытался завербовать приятеля-агностика (Мишу) "к нам в атеисты". Он сопротивлялся. Я спросил, в чем главная проблема. Он ответил - неожиданно - что главная проблема в свободе. Он видит свободу воли как (возможное) доказательство бытия Божия. Присутствовавшие при разговоре спросили, как мы атеисты трактуем свободу, и я ответил, что мы трактуем ( Read more... )

Leave a comment

Comments 201

piony May 3 2012, 17:28:26 UTC
Ты как неофит теперь - вербуешь во вновь обретённую веру :-) Тебя переполняет радость откровения, определённости, ты хочешь открыть людям глаза.То есть ты спешишь лишить их свободы сомнения.

Reply

dennett May 3 2012, 18:11:13 UTC
я играю в миссионера
очень приятно стаскивать людей с забора
у них места, которыми они сидят верхом очень натерло, а они часто не замечают

Reply

kusha May 4 2012, 01:21:15 UTC
вспомнил ваше сравнение с забором. по-моему, слезание тут просто иллюзия: очевидно, что наш удел --- сидеть на нём, по крайней мере, ещё какое-то время. когда окажется, что с него действительно можно слезть, об этом узнают все, как когда-то узнали о смерти Бога.
это похоже на проблему "линии" у Юнгера (в эссе "Через линию", речь там идёт о нигилизме): ему мнилось, что он её переступил, тогда как Хайдеггер (в "О "Линии") довольно убедительно показал, что он всё ещё на ней.

Reply


f_ja May 3 2012, 17:52:07 UTC
"вы познаете истину и истина освободит вас"

Reply

dennett May 3 2012, 18:10:26 UTC
а вы не могли бы пояснить, что вы имеете в виду

Reply

f_ja May 3 2012, 18:18:13 UTC
честно признать то, что есть на самом деле, это и есть свобода

Reply


r_e_a_d_s May 3 2012, 18:27:17 UTC
возможно вам будет интересно вот эту дискуссию почитать. http://wealth.livejournal.com/736722.html?style=mine

Reply

dennett May 3 2012, 18:54:10 UTC
да, тут очень много всего, особенно интересны эмоции говорящих

Reply


kaktus77 May 3 2012, 19:13:13 UTC
Не, не одинаковой. Свобода как факт природы - это натуралистический обскурантизм :) Реакционная точка зрения.
А свобода как чудо - это сама по себе слабоватая позиция, конечно, но всё же некий отрыв от натурализма и возможность поставить проблему.

Reply

dennett May 3 2012, 19:21:32 UTC
--Свобода как факт природы - это натуралистический обскурантизм :) Реакционная точка зрения.
--интересно, расскажите

Reply

kaktus77 May 3 2012, 19:31:27 UTC
Ну так уже почти всё сказал вроде :)

Человек ведь придумал природу не для того, чтобы засунуть туда свободу, и тем самым освободиться от неё.
Да и по отношению к природе человек свободен - всегда можно вынести её за скобки. И даже необходимо - иногда :)

Reply

dennett May 3 2012, 19:44:27 UTC
а, понятно, почему вы говорите про обскурантизм - от свободы обратно к природе, т.е. шаг назад

но это скорее у нас атеистов - не шаг назад, а шаг вперед - похожий в чем-то на присоединение очередной недоказуемой аксиомы к уже имеющейся системе аксиом

Reply


alexeigrekov May 3 2012, 19:14:51 UTC
Наличие в природе времени и магнитных полей - такой же аргумент в пользу существования Бога, как и наличие свободы.

Reply

dennett May 3 2012, 19:23:22 UTC
ну время и магнитные поля - не нарушают законов природы - а являются их частью - а свобода находится в некотором конфликте с ними - поэтому у нее больше претензий на чудо

Reply

togo May 3 2012, 20:03:07 UTC
а в каком месте свобода находится в конфликте с законами природы?

Reply

dennett May 3 2012, 21:26:40 UTC
тут дискуссия разворачивает вокруг понятий, которые я знаю только по английски

1. top-to-bottom causation
2. causal closure of the physical

Reply


Leave a comment

Up