Витославлицы

Sep 08, 2014 19:01




"Если исходить из того, что памятники архитектуры, как и всё культурное наследие, сохраняется не ради самого сохранения, а в определённых культурно-просветительных, воспитательных и других идеологических целях, - то выбор может быть только один: перевозка в музей, реставрация и включение в общую сокровищницу древней архитектуры Новгорода" - А.В. Ополовников (советский учёный, архитектор-реставратор, академик и доктор архитектуры).




Музей народного деревянного зодчества "Витославлицы" расположен на берегу озера Мячино, в четырёх км от Великого Новгорода, близ Юрьева монастыря. В древности здесь находилось село Витославлицы, упоминаемое в жалованной грамоте 1134 г. новгородского князя Изяслава Мстиславича Пантелеймонову монастырю. В первой половине XIX века большой участок здешней земли купила и обустроила на нём усадьбу графиня А.А. Орлова. Название места на какое-то время забылось, но возродилось в новом качестве, выразившись в названии музея. Основанием современных Витославлиц - Новгородского музея принято считать 1964 год.



Прибыли мы в музей рано утром, пока туристы не заполонили территорию, что позволило сделать любимые мною кадры без людей.



Первым экспонатом рассмотрим самую древнюю постройку в музее - церковь Рождества Богородицы из села Передки Боровичского района. О времени сооружения церкви документов не найдено. Письменные свидетельства находим в трудах священника данной церкви Павла Демянского, который приводил в своих публикациях цитаты из церковной описи 1581-83 годов и запись на колоколе, отлитом для Передского Рождественского монастыря в 1539 г.: "... в дом Пресвятой Богородицы честнаго и славнаго Ея Рождества в монастырь в Передки". Монастырь и церковь известны с XVI в.: "В Петровском же и Борисоглебском погосте в Боровичах монастырь в Передках. А на монастыре церковь Рождество Пречистыя, деревянная...".



Литовское нашествие постигло и здешние земли, в следствии чего монастырь был опустошён, а церковь в 1699-м подверглась переборке. Существует легенда, что литовский отряд, подступивший к Передкам с "горы Сионской", обстрелял церковь и "чудотворный образ". При очередном ремонте в 1886 г. из стены были вынуты даже две пули. Уже в наши дни при разборке и перевозке церкви в щели между брёвнами алтаря была найдена поминальная записка, исполненная скорописью XVII в.: "Помяни господи душе усопших раб своих раб: раба своего Федора убиеннаго, Ивана, Кузму, Пелагие скимнице, Агафие девице, Еремия младенца, Марфу, младенца Герасима убиеннаго, Анфису скимнице, Михаила от литвы сожжена. И се поминание Ивана Иванова сына Епанчина". Ниже, красными выцветшими чернилами: "Ивана, Афонасия на рати убиенных, Микиту, Андрея". Интереснейший документ, свидетельствующий о присутствии оккупантов-литовцев и о сопротивлении им местного населения.



Дендрохронологический метод исследования спилов дал разные результаты, поскольку брёвна остроганы скобелем и последние годовые кольца утрачены. Ближайшая к нам дата это 1531 год получена с бревна, сохранившего нетронутою поверхность. Её и следует признать наиболее близкой искомой или даже действительной. Значительные перестройки были осуществлены в период 1886 г. и нач.XX в.. В ноябре 1967-го Рождественская церковь начала прощаться с селом Передки, с речкой Быстрицей, со стаями банек, сгрудившихся у самого берега речки, со всем, что её окружало в течение более 435 лет. Новое почётное место в музейной экспозиции церковь  заняла в июне 1971 года. В ходе реставрации памятнику был возвращен облик 1531 г., но в то же время были сохранены некоторые элементы, появившихся в 1699-м, и часть деталей первой половины XIX в., которые по мнению реставраторов обогащали общую композицию храма и вписывались в понятие "народное зодчество".



Напротив по обе стороны "тракта" расположены церковь Николы из д.Высокий Остров Окуловского района и церковь Успения из д.Никулино Любытинского района.



Деревня, точнее две небольшие слившиеся деревни Старое и Новое Никулино, находились на самой северной окраине Новгородской области, на берегу Никулинского озера. Ранее это был центр обширного Тихвинского уезда Новгородской губернии. Документальных сведений о памятнике собрано крайне мало. Первые письменные известия были зафиксированы на двух деревянных напрестольных крестах, хранившихся в алтаре церкви. Оба текста сообщают о построении церкви в 1599 году: "Водружен бысть крест сии во Храм Успения пресвятёй Богородицы при державе Государя Царя и Великого князя Бориса Федоровича всея Руси и при Митрополите Варлааме Великого Новгорода и Великих Лук лета 7107 июня в 29 день на Рождество Иоанна Предтечи". Эта дата подтверждена и дендрохронологическим анализом древесины. Капитальный ремонт (в основном трапезной) проводился в 1826-30 гг.. В 1906-м церковь перебрали, заменив старые брёвна новыми. После реставрации нашего времени, своё место в музее церковь заняла в 1977 году.



Когда-то Высокий Остров был частью крупного села, состоявшего из трёх частей или концов. Восточный конец села выгорел много лет назад и перестал существовать. Третий - Заручевье уцелел. Наиболее достоверным архивным материалом принято считать документ от 1879 г., который гласит: "Церковь во имя святителя и Чудотворца Николая в погосте Высокоостровском находится от уездного города Крестец в 36 верстах... Построена сия церковь в 1765 г. в царствование императрицы Екатерины Алексеевны с благословения преосвященного Дмитрия Митрополита Новгородского, с бургского иждивения граждан...". Однако вопрос точной датировки церкви не решён окончательно, поскольку дендрохронологические исследования преподнесли другое время заготовки древесины для церкви - 1781 год. Может быть здесь тот случай, когда графики годовых колец, исполненные с древесины Никольской церкви, не накладываются на эталонный, поскольку деревья для этого памятника заготовлены в тех местах, где локальные природно-климатические условия были иными, отличающимися от "нормальных".



В 1879 г. Никольская церковь подверглась капитальной перестройке, а в 1901-м - крупным ремонтным работам. Разборка церкви и перевозка в Витославлицы была осуществлена в феврале 1977 г. Реставрационные работы закончены к 1979. Сегодня церковь предстаёт перед нами в своих подлинных первоначальных формах.



В музее представлены так же и часовни, глубоко народные, приверженные традиций древнерусского зодчества.
Часовня из деревни Кашира Маловишерского района.



Часовня стояла на крутом и высоком берегу речки Каширы, что впадает во Мсту, и служила "полухрамом". Здесь проводились богослужения во время престольных праздников или свадьба. Документальных свидетельств о Каширской часовне в архивах не найдено. Все сведения получены благодаря натурным исследованиям и отчасти опросам местных жителей. Окончательный результат, какого времени постройка, дал дендрохронологический анализ - 1745 год. Старожилы, например, утверждали, что часовню в Каширу перевезли из какой-то другой деревни. Какой именно - не помнят. По их сведениям в военное время (1941 или 1942 гг.) часовню приспособили под клуб красноармейцы стоявшей неподалеку воинской части. Свой окончательный вид и место в музее часовня приняла в сентябре 1972-го.



Следующей осмотрим часовню Петра и Павла из деревни Гарь Маловишерского района.



Часовня на самом деле стояла не в деревне, а в полукилометре от неё за околицей, у самой дороги. Примерно в километре к западу протекала река Мста, обрывался ее левый берег. Уже первые наблюдения и оценки подлинных первоначальных форм часовни, её конструкций и деталей позволили предварительно отнести время её сооружения ко второй половине XVII века. Позднее дендрохронологический анализ древесины дал точную дату - 1698 год.  Выявились первоначальные части и поздние формы, как результат двух крупных перестроек. Работы по перевозу и реконструкции часовни были закончены к июню 1972-го. Данная часовня имеет отличительную особенность в виде двух маленьких, узких галерей, устроенными по бокам (они могли служить как широкие скамьи с навесами). И здесь не было главки. Крест заделывался в охлупень (бревно с жёлобом, венчающее крышу).



Тип избы, стоящей на высоком подклете, со скотным двухъярусным двором, расположенным за жильем и под одной крышей, имеющей сбоку "передок", где стояли телеги, дровни, с галереей-"прикрольком" со стороны улицы и сбоку, иногда с резным балконом в основании "чела" присущ определенной зоне, которая условно названа Мстинской. Действительно, более всего такие избы встречаются в очень широком бассейне реки Мсты, начиная с её среднего течения до устья. В музейном Притрактово-Мстинском секторе стоят четыре таких избы, образуя уличную застройку и представляющие распространённый на Русском Севере тип крестьянского жилья.



Первым рассмотрим наиболее колоритную из всех избу Екимовой Марии Дмитриевны из деревни Рышево Новгородского района. О возрасте дома ответ дал дендрохронологический анализ древесины - 1882 год. Екимова М.Д. заняла эту избу гораздо позже. Первый её владелец не установлен. К началу 70-х годов XX столетия изба совершенно обветшала, осела в землю, потеряла снизу много венцов. Хозяйка с сыновьями решила её разобрать и заменить новой. Музеем данный дом был куплен за бесценок (по страховой оценке - 713 руб.) и к началу января 1972 года он занял своё место в жилом секторе музея.



По рассказам жильцов, до войны в избе располагалась чайная, а в её подклете был устроен магазин. Для освещения подклета и выдачи продуктов в южной стене прорубили небольшое окно. При оборудовании чайной интерьер избы претерпел перестройку. Были удалены: перегородка, отделявшая кухню ("бабий кут") от основного помещения, полати над дверью с северной стороны, встроенные скамьи вдоль почти всех стен, полки над скамьями, называемые воронцами или полавочниками, киот с иконами в "красном" юго-восточном углу, полки для посуды в кухне. Возможно, была перестроена печь. Всё это было восстановлено в первоначальном виде.



Сейчас внутри жилых построек представлены различные экспозиции. Здесь открыта экспозиция "Весенне-летние календарные праздники".






Избы изначально были «курными», т.е. печи топились «по-чёрному» - печные дымоходы отсутствовали и дым при топке поступал прямо в жилое помещение. Такой способ обогрева экономичнее, требуется меньше дров для прогрева помещения. Помимо этого дым отпугивал насекомых, а сажа дезинфицировала избу. В отсутствии дымохода, облака дыма во время топки висели под потолком толстым слоем и выходили наружу через двери. Так же в потолке обустраивались специальные дымницы или дымоволоки - оконца с крышкой для вывода дыма на улицу. Потолок же, естественно, покрывался толстым слоем копоти.



Сбоку от избы пристраивался «передок» с воротами - передняя часть крытого под общей с избой крышей скотного двора, используемая для хранения телеги или саней.



Следующий дом - изба Царёвой из деревни Пырищи Крестецкого района. При обследовании этого памятника было выявлено, что изба перебиралась, по меньшей мере, дважды. О второй переборке известно со слов старожил: в 1944 г. дом перебрали инвалиды войны за самогон. Первая выполнялась, возможно, в 20-30-е годы XX века.



Изба довольно старая, примерно середины XIX века, а может быть несколько раньше. Без дендрохронологического анализа древесины более точное время её возведения установить невозможно. Приводимая условная датировка основывается на использовании в ней довольно толстых брёвен, на их техническом состоянии (сильно погнили), на том, что в избе по-старому косящатые окна и двери, что в кухне еще сохраняется волоковое окно и других мелких признаках.



Сени по старой традиции расположены сзади, за северной стеной избы и из них вход в жильё. Хоздвор располагался под общей крышей. Здесь выделяется скотный двор - хлева и «подсенье», т.е. пространство под сенями, так же используемое для размещения скота. Второй ярус над скотным двором использовали для хранения сена.






Изба Фёдора Михайловича Утенкова из деревни Устье-Кировское Пестовского района. Деревня Устье-Кирва расположена на берегу реки Кирвы, при впадении её в Мологу. Изба Утенкова Ф.М. стояла на правой стороне улицы, ведущей к Мологе. Уцелела она чудом. Её почти буквально выдернули из-под пилы и топора (жители деревень не понимают ценности старых деревянных построек, заявляя: "Это всё старое, ветхое, не нужное"). В 1967 г. последняя владелица избы Клавдия Александровна продала её сыновьям и дочерям соседей, проживающих в Ленинграде, и те забыли о ней, даже не приезжали в деревню. Постройка пустовала и разрушалась. В 1980-х годах её снова перепродали с решением "пустить на дрова". К моменту приобретения избы музеем она была уже в тяжёлом, аварийном состоянии.



Важный вопрос - время рубки избы. Его пытались вычислить по числу поколений Фёдора Михайловича и примерному числу лет для каждого поколения. Но прежде следует заметить, что в данном случае изба названа по имени её создателя. В памяти потомков и старожилов деревни сохранилось то, что Утенков Ф.М. за Мологой, на правом её берегу имел лесную "дачу". Дачу не в современном понимании, а прежнем, как подарок, пожалование помещиком или приобретение будущим владельцем в собственность участка земли или леса, как в данном случае в безвозмездное пользование. Там Утенков заготавливал еловые бревна (изба и двор полностью срублены из ели), переправлял их через Мологу и доставлял к месту рубки для себя и малого семейства самостоятельного жилья. Исследовав людей, непосредственно связанных с избой, получили, что рублена изба в 1870-80-е гг..



Фасад избы украшался в уровне окон за счёт наличников и ставней.



До определённого времени соединения печи с трубой-дымницей не было, изба была "курной". Ведь вся деревня старообрядческая.






"Клетский обряд, княжий стол" - значимые моменты новгородской свадьбы.



Интерьер избы Шкипарёва Павла Антоновича (1880-е) из деревни Частова Новгородского района. По сведениям Павла Антоновича, полученных от отца, а тем от деда, избу эту построили по распоряжению местной помещицы, у которой дед служил конюхом. Внутри представлена экспозиция "Крестины".



Перед нами двухэтажная конюшня Фёдора Сергеевича Минина из деревни Окладнево Боровичкого района (конец XIX в.). Конюшней чаще всего владела одна семья. Такие конюшни крайне редки. Вероятно, они были разобраны за ненадобностью после коллективизации.



Предназначалась она для содержания лошадей или скота вообще, заменяя холодный двор - “хлев”. Внизу располагалась собственно конюшня, а наверху - сарай для хранения сена, который имел наклонный “взъезд” (сходни).



На втором этаже представлена экспозиция “Транспортные средства Новгородской губернии конца XIX-XX вв.”



Теперь переберёмся в другую часть территории музея, где представлена церковь Николы из д. Тухоли Крестецкого района.



В Тухоли церковь стояла за околицей деревушки на берегу реки Ниши при впадении в неё ручья Тухольки. Первое упоминание о селе относится к 1478 г., в связи с походом князя Ивана III на Новгород. Князь останавливался "у Николы в Тухоли".  В то время через Тухолю и Заячий Ям проходила дорога из Новгорода на Тверь и Москву. Предание от старожил гласило, что церковь перевезена сюда из села Усть-Волмы.  Дата постройки и освящения церкви неизвестна. Дендрохронологический анализ датирует 1688 г., вероятно, данная дата самая точная. Церковь долго находилась в забвении. Местные жители не знали в честь кого или чего она была освящена. Считалось, что Нила Столбенского, поскольку в церкви была деревянная статуя этого святого и в селе даже справлялся праздник в его память с торжественным выносом статуи на носилках во время крестного хода. Строительные и реставрационные работы осуществлялись в течении 1966-68 гг.



Следующий экспонат - церковь Николы из д. Мякишево Хвойнинского района. На северной окраине деревни было две церкви Никольская (что перед нами) и Ильинская, а между ними стояла крытая шатром колокольня. Из ведомости, относящейся примерно к середине XIX в. и принадлежавшей, предположительно, архимандриту Макарию, автору знаменитого труда по Новгородской культовой архитектуре, следует, что ранее здесь существовал монастырь: "Село Крутая. Прежде был монастырь Николаевский-Крутецкий, имевший при себе вотчину в 153 души мужского пола, уничтоженный в царствование Екатерины II. Доказательством его существования остались: 2 деревянных храма, из коих один - во имя Николая Чудотворца, построенный в 1665 г., а другой, где не служат, ранее должно быть".



Множество архивных документов разнятся датами постройки церкви. Дендрохронологический анализ так же потерпел неудачу. Вероятно, деревья для Никольской церкви заготавливали в месте, которое по природно-климатическим условиям заметно отличалось от обычных, широко распространенных. Наиболее достоверным принято считать документ "Опись Николаевского Крутецкого монастыря" от 1769 г. : "На престоле антиминс печатан на полотне при державе благоверном царе и великом князе Федоре Алексеевиче и при преосвященном Корнилии Митрополите Новгородском лета мироздания 7100 (90) года.". Если так, то датой постройки Никольской церкви будет 1682 г. Впервые церковь обследовалась летом 1959 г., а своё место в музее заняла в конце 1974 года.



На границе территории музея, вблизи озера, стоит первый экспонат музея. Собственно необходимость её спасения и послужила толчком к созданию самого музея. Успенская церковь из села Курицко, постройки 1595 года. (дата подтверждена дендрохронологическим анализом). Село было основано на песчаном мысу берега озера Ильмень. При больших наводнениях под воздействием напористого "шелонника" (южный, юго-западный ветры) берег мыса под ударами волн размывался и кромка его смещалась. Наступление шло на всё село. Ещё в 1950-60-х годах старожилы рассказывали предание, согласно которому село вместе с церковью переселялось 150-200 лет назад. Одно из перемещений церкви могло быть в 1695 г. Предположение основано на архивном источнике сер. XIX в., в котором сообщается, что в храме хранился березовый крест с надписью об освящении церкви в октябре 1695 г.: "При благоверных государях и великих князьях Иоанне и Петре Алексеевичах". Освящение происходило, очевидно, в связи с переноской храма. Из описей 1780 и 1835 гг. известно что существовала ещё и колокольня.



Сильное наводнение 1922 г. и напористый ветер, гнавший волны к берегу, "слизнули" солидную его часть. Смыло почти половину кладбища, рухнул металлический маяк, поставленный в 1902-м, обрушило берег под алтарём храма. Весной 1923-го были выполнены работы по укреплению и восстановлению берега против восточной стороны церкви. Повторное наводнение 1927 г. и волны, гонимые ветром, смыли все укрепления и отобрали у берега ещё несколько метров территории. Алтарь церкви и часть основного четверика снова повисли в воздухе. Ситуация поставила вопрос о перемещении памятника на другое место. Работы начались в том же году.  В газете "Звезда" за 5 апреля 1928 г. была помещена коротенькая заметка под заголовком "Памятник старины спасён". В ней, в частности, сообщалось, что средства для перевозки церкви были отпущены Главнаукой по ходатайству Новгородского общества любителей древности и Окрмузея. На мачте шатра, по новой затёске работавшие оставили запись: "Спаявали шпиль граждане дер. Курицка Кузьмин Яков Вас., Захаров И., Хватов Сер. 1928 го., 25-го мая". На другой доске изнутри шатра: "Кончен шатер 19 июля 1928 года, канун кануна Казанской Божьей матери".



Церковь неоднократно подвергалась достройкам. Существовала в одной связи с ней и колокольня. В 1835-м была выстроена новая колокольня (разобранная в 1913 г.), и переделана вся церковь. Поскольку в 1899 г. в селе была выстроена новая каменная церковь, в 1905-м деревянную церковь собирались разобрать за ветхостью и ненадобностью, а из старых брёвен соорудить часовню и церковную ограду. Однако процесс этот отложили до 1911 г., когда Императорская Археологическая комиссия пересмотрела процесс и, благодаря духовному завещанию профессора В.Д. Кудрявцева, Синодом были отпущены средства на реставрацию храма, произведённую в 1913 году. Своё, предположительно, четвёртое местонахождение Успенская церковь заняла в Витославлицах  в 1964-м.



Возле берега озера стоят соймы - двухматчеввые рыбацкие лодки распространнеенные вПоозерье .  передней части лодки устраивали «будку» или «шалаш» - помещение для ловцов. В начале 1990-х годов в музее стояло две соймы, но они, из за того, что не охранялись и стояли под открытым небом, через несколько лет пришли в негодное состояние и сгнили. Идея возобновления «лодочной экспозиции» стала осуществляться в 2006 году. Одна сойма приобретена у А.Н. Потехина из д. Сергово, другую из д. Песчаное подарил музею генеральный директор ООО «Невод» С.Ф. Покшин. Лодка из с. Курицко (она примерно в 2 раза меньше соймы) куплена у Н.Ф. Кононова.



Сохранились на территории музей и усадебные постройки Орловой. Графиня Анна Алексеевна Орлова - единственная дочь генерал-аншефа графа А.Г. Орлова-Чесменского (за победу русской эскадры в Средиземном море у Наварина и Чесмы граф Орлов получил титул Чесменского). Анне было всего 22 года, когда умер её отец, и она стала наследницей огромного состояния. Отвергнув предложение самых высокопоставленных женихов и отличаясь религиозностью, после кончины отца она отправилась в паломничество по монастырям. Несмотря на появившуюся религиозность Анна не оставляет свет. В 1817 г. она была пожалована в камер-фрейлины, а во время коронации Николая I графиня получила знаки ордена Святой Екатерины меньшего креста; в 1828-м сопровождала императрицу Александру Фёдоровну в её путешествии по России и за границей. Анна продолжает давать приёмы, которыми восхищается высшее общество.



Большое влияние на жизнь графини оказал архимандрит Фотий, ставший её духовным наставником. В 1820 г. после произнесения обличительного слова в Казанском соборе против «масонов, верующих в антихриста, диавола и сатану» Фотий был удалён из столицы и назначен настоятелем бедного Деревяницкого монастыря близ Новгорода. Анна Орлова пожертвовала на восстановление данной обители крупные средства. Все пожертвования направлялись ею лично Фотию с указанием «на его нужды». Под её влиянием митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Серафим возводит Фотия в сан архимандрита и помещает в Александро-Невской лавре. В 1822-м Фотий был принят императором Александром и вскоре получает из царского Кабинета драгоценный крест, а в августе того же года назначается настоятелем новгородского Юрьева монастыря. Представляя кандидатуру Фотия Синоду, митрополит Серафим указал, что он без какой-либо помощи казны в короткий срок восстановил два монастыря и есть надежда, что он сможет восстановить и древнюю новгородскую обитель. На средства Анны Орловой Фотий восстановил Юрьев монастырь. Оказывавшая ему все эти годы помощь графиня Анна последовала за ним в Новгород. Она купила в селе Витославлицы близ монастыря большой участок земли, построила усадьбу и постепенно переселилась в неё из Петербурга на постоянное жительство.



"Благочестивая жена Душою Богу предана, А грешной плотию Архимандриту Фотию" - А.С. Пушкин. Отношения архимандрита и незамужней графини вызвали сплетни о том, что они состоят в любовной связи. Исследователи отмечают, что Фотию было важнее владеть душой графини. Сообщается, что когда Анна завела с Фотием разговор о замужестве, то он подвёл её к иконе Иисуса Христа, повесил на неё кольцо с её руки и сказал: «Се - жених твой!»; после этого графиня дала обет безбрачия. Фотий, заставляя Анну вести практически монашескую жизнь, не допускал при этом, чтобы она приняла постриг, т.к. в этом случае всё её состояние отошло бы соответствующему женскому монастырю. Он также не давал ей полностью прекратить связи со столичным обществом, навязывая ей мысль, что она «предстательница» церкви в мире власть имущих. После кончины Фотия для его погребения графиня устроила в подземной церкви Похвалы Богородицы усыпальницу (это нарушило монастырскую традицию, по которой настоятели монастыря погребались в склепе под Георгиевским собором).



После смерти Фотия Анна практически не покидает своего имения возле Юрьевского монастыря и проводит в нём последние годы жизни. В январе 1831-го перевозит прах своего отца и его братьев в Юрьев монастырь, где они были погребены под папертью Георгиевской церкви. Только спустя 65 лет по ходатайству графа А.В. Орлова-Давыдова прах знаменитых братьев Орловых был перезахоронен в усадьбе «Отрада», что в южном Подмосковье. В 1832-м графиня продала свой московский дворец «Майский» в Нескучном саду императору Николаю I за полтора миллиона. В 1845 г. в казну продан отцовский Хреновской конный завод, на котором была выведена знаменитая орловская порода лошадей. Графиня А.А. Орлова в течение всей своей жизни продолжала помогать денежными и материальными средствами многим монастырям, церквам и нуждающимся крестьянам. Всего при жизни на различные храмы и монастыри Анна Орлова потратила около 25000000 рублей.






Отдадим должное советским реставраторам и плотникам, чей труд лёг в основу сохранения этих памятников деревянного зодчества, чьими руками были воссозданы заброшенные, полуразрушенные церкви и дома в их первоначальном виде.



При написании поста использован материал сл.сайтов:

Л.Е. Красноречьев (архитектор-реставратор) "Народное деревянное зодчество Новгородчины"
Сайт Татьяны Шеломовой
ПомниПро

деревянное зодчество, 2013, музей деревянного зодчества, Новгородская область

Previous post Next post
Up