В сторону Шацка

Sep 02, 2014 12:00




Поездка в прошлое Тамбовской губернии (ныне - территория Рязанской области).
В этом, как всегда, внушительном по объёму отчёте я опишу интересности, что посетили мы по пути от Касимова до Шацка, заезжая в десятки древних поселений.
Главной же "доминантой" поста послужит грандиозный и необычный храм в селе Нестерово (на заглавном фото).




Начну свой рассказ с визитной карточки Касимовского района - посёлка Гусь-Железный. В разных исторических документах Гусь-Железный писался как Веркут (Веркуц, Веркутец), что в переводе с угро-финского означает «лесной уголок». Когда в 1759 г. известные промышленники Баташёвы построили здесь чугунолитейный завод, селение стало именоваться по реке Гусь, на берегу которого располагалось. Об этом свидетельствует архивная рукопись генерального межевания 1775-1781 гг.: «Село Веркутец, ныне Гусевский завод». Однако на начало XX в. на реке Гусь оказалось три селения с одинаковым наименованием. Во избежание путаницы, одно вскоре было переименовано в Парахино, а двум другим дали дополнения к названиям по характеру находящихся в них заводов. Так появились Гусь-Железный и Гусь-Хрустальный. Кстати, само название "Гусь" к птице гусь не имеет никакого отношения и топонимика слова совсем иная, но слишком обширная, чтоб здесь про неё писать.



Поскольку место это довольно известное и часто посещаемое, останавливаться подробно на исторической части не стану, ибо о здешних достопримечательностях и без моего информации много. Отмечу лишь выдающийся памятник архитектуры - колоссальный Троицкий собор. Считается, что заложена церковь была при владельце имения Андрее Родионовиче Баташёве в 1802 году. Строительство её продолжалось долгие годы, вплоть до 1868. Храм сочетает в себе черты барокко, классицизма и псевдоготики. Стоит отметить, что здание сложено из кирпича и только облицовано белым камнем.



Здесь же, на берегу некогда огромного искусственного пруда, в конце XVIII столетия Баташёвыми была устроена усадьба, главный дом которой настолько вытянут в длину, что ходили слухи, будто один конец дома выходил в Рязанскую, а другой - во Владимирскую губернии. Славившийся своей жестокостью и необузданностью владелец был таким образом как бы недосягаем для администрации обеих губерний. Кроме усадебного дома были выстроены десятки флигелей, сады (один из которых носил название «Сад ужасов»), здание театра, «Павлиний дом». Всё это было обнесено толстой кирпичной стеной с башнями и бойницами. Высота стен достигала 5-7 метров (остатки стен можно видеть и в наши дни). Кроме бесчинств над своими крепостными и служивыми людьми, Баташёв для своей охраны содержал егерский полк, который беззастенчиво грабил окрестные селения, а также имения малопоместных помещиков и даже заезжих дворян. Губернские и уездные власти никак не могли доискаться виновных: пока жив был покровитель - Григорий Потёмкин, никакие ревизии не могли достать государственного преступника Баташёва.



Под домом и садом были вырыты многочисленные подземные сооружения (подвалы, ходы, тюрьмы). С чем была связана ночная тайная жизнь баташевских подземелий до конца неясно. Большей известностью пользуется легенда о чеканке в подземельях фальшивых денег. Несмотря на все злодеяния и ухищрения, Баташёвым поставлен на площади знаковый монумент. Баташёвский завод прекратил своё существование ещё в 1905 году, а последняя владелица усадьбы Баташиха доживала свои дни далеко не в роскоши. В паре сотне метров от главного дома находятся руины двухэтажного здания: возможно крепостного театра или Павлиньего дома.



Что ж, опустим эту невесёлую страницу истории и поедем дальше. Город Касимов объезжаем стороною (сюда мы вернёмся заночевать), и первым пунктом после Гусь-Баташёвых останавливаемся в селе Бетино. Здесь, в гуще деревьев, спрятался храм, отчёт о котором был ранее.



Проехав после Бетино 10 км, заворачиваем в село Балушевы Починки.



Из писцовых книг 1630-1631 гг. сообщается, что за дворянином Гаврилою Пушкиным значится «с. Никольское, Булышев Починок тож на р. Матвеевке». Первое название села (Никольское) дано по церкви. Второе состоит из двух компонентов: Булышев указывает на первопоселенца с неканоническим именем (прозвищем) Булыш; а Починок - «новая пашня на месте сведенного леса, новое поселение». Починками в старину называли закладку новой пашни в лесу, а с него и заселенья. Почать, почануть, зачинать - приступать к делу, положить чему начало. По мере стеснения людностью, из селения начинают выселяться на починки. В результате перестановки звуков и преобразований наименование Булышев Починок изменилось в Балушево-Починки, а затем в Балушевы Починки. Недалеко имеются Кулаевы- Занино- и др.Починки.






В конце XIX века Балушево-Починки было крупным селом: дворов 351, душ муж.пола 1083, жен.пола 1014; население: великороссы и татары, которые занимались отхожим промыслом в городах Астрахань и Баку. В 1869 г. на средства прихожан в селе была выстроена церковь Воздвижения. Довольно-таки красивое здание в стиле эклектики.



Следующим наспунктом останавливаемся в селе Терентеево. Здесь находятся руины Никольской церкви, построенной в 1831 году тщанием прихожан и госпожи Богдановой. Когда-то здесь была барская усадьба и большой парк, а за трактом - ветряная мельница. Дворов было 231, население состояло в основном из великороссов, а в деревне Толстикове, что по соседству, жили татары. Промышляли земледельством и отхожим промыслом (мореходство и рыболовство в Каспийском море).






В 70 км от Касимова есть село с необычным названием Пёт. Название села произошло от протекающей мимо реки Пет. В различных документах название этого селения встречается как и Пят, и Пёт. По различным версиям, этот гидроним произошёл от финского «пэта» - «сосна», от мордовских слов «пе» - «конец», «потмо» - «лесная глушь». Интересны и наименования рек, впадающих в Пет - Петас и Петраковка. Примечательно название одного конца села - Семёновское. Оказывается, когдато давно там поселились крестьяне, которых купил на Украине помещик Семёнов. Кроме церкви в селе была церковно-приходская школа (1889 г.), а в 1900-м числился конный завод Кондрашова. К слову, в это время село Пёт, как выше и ниже посещённые сёла, относилось к Тамбовской губернии.



Первое упоминание о здешней церкви относится к 1676 г., а в 1850 на средства помещика Кашкарова строится новая. Ныне существующий Введенский храм был выстроен в 1912-13 гг. по одним данным купцом Портновым, по другим - Гавриковым. Когда-то изображение купца украшало один из столбов внутри храма. На рубеже ХIХ-ХХ вв. стали возникать и бурно развиваться крахмало-паточные фабрики. Одно из таких предприятий было и в селе Пёт. Возможно, размеры строящегося храма были задуманы в расчёте на развитие крупного производства с большим количеством работников. Иначе как объяснить столь грандиозные размеры для сельского храма? Разве что тщеславием купца. Более подробно об этом по-своему уникальном храме я писал уже ранее.



Держим путь далее и забегаем на день вперёд. После Пёта в тот день мы поехали в Елатьму, а сюда, в село Нестерово, прибыли на сл.день, но дабы главную изюминку отчёта поставить в середину поста, я поменял очередность передвижений. Итак, в Нестерове, как и в предыдущем селе, возвышается непомерно большая для сельского храма церковная громадина. В XVI в. село называлось "Костино, Нестерово тож". Название Костино было древнее, а когда служилые люди Нестеровы получили части села в поместье ("П.Г. Нестерову писано поместье по государевой грамоте 1617 г."), оно стало называться Нестерово. В XIX в. село именовалось ещё как Нестерово-Дмитриевское. Второе имя было дано по церкви в честь Дмитрия Солунского. "Село Костино, Нестерово тож, на речке, на Ежицкой Вершине" впервые упоминается в писцовой книге поместных и вотчинных земель Подлесского стана Шацкого уезда за 1645 год. В писцовой книге указывалось, что прежде оно было вотчиной Григория Гавриловича Пушкина - предка великого поэта. В 1645 г. село принадлежало уже восьми владельцам из них: кн. Пронскому, кн. Коркодинову и пяти Нестеровым.



Первое упоминание о церкви встречается в окладной книге за 1676 г.: "в селе Нестерове церковь Димитрия Солунского, 294 двора...". Кем и когда выстроена эта монументальная церковь достоверно неизвестно. В историко-статистическом описании церквей и монастырей Тамбовской епархии указано, что "церковь в с.Нестерово - двухэтажная, каменная, холодная, построена господином Ушаковым в 1707 г.". По словам местных краеведов, Ушаков с самого начала задумал новый храм таким грандиозным - то ли хотел перещеголять соседние губернии, то ли «знал за собой большие грехи». Речь теоретически может идти о Константине Фёдоровиче Ушакове или его брате Дмитрии Фёдоровиче (но оба были тогда ещё слишком молоды) или речь об их предке, но никакой информации о нём нет.  Где-то указываются даты постройки 1717 или 1744. Отметим, что с 1714 по 1741 гг. действовал запрет Петра I на строительство из кирпича где-либо кроме Петербурга, поэтому многие склоняются к более поздним датам. Бытует мнение, что храм выстроен помещиком Нестеровым в 1785 году, имевшим в то время уже собственную усадьбу, наряду с Ушаковыми.



Высоченная двухэтажная Дмитриевская церковь связанна с отдельно стоящей колокольней  необычным образом - длинной многоступенчатой лестницей-пандусом на трех арках (есть предположение, что она была крыта навесом). Лестница начинается от подножия колокольни и ведёт во второй этаж храма и на окружающее его открытое «гульбище», восточная часть которого тоже стоит на высоких арках.



На 1761-1767 гг. в селе числилось 369 крестьян мужского пола, принадлежащих 10 помещикам. Наибольшее количество душ - 307 было записано за Константином Ушаковым, а трём Нестеровым принадлежали всего 54 человека. В селе проходила ежегодная ярмарка в 10-ю пятницу после Пасхи, на которую съезжались купцы из Шацка, Касимова, Елатьмы, крестьяне из окрестных деревень с деревенскими продуктами; и торговали два дня. К 1862 г. Нестерово становится волостным центром. Здесь уже 130 домов и 1121 житель, завод рогатого скота. В 1912-м открылось ремесленное училище, где мальчики постигали азы сапожного дела. В 1914-м в селе две школы - земская и церковноприходская, два конных завода упряжной породы С.В. Воейкова и В.И. Кудашева.



Колокольня была выстроена позднее, скорее всего и арочная лестница тоже.



Всход в храм от подножия.



Поскольку ступени сложены из кирпича, а не камня, ныне они стёрлись и местами обвалились. Замечу, что стены колокольни и лестницы сложены из кирпича местного кустарного производства со множеством различного вида счётных меток (клейма).



Внутри второго этажа пусто. Лишь местами уцелели фрагменты росписей.
"Рождество Христово"



При входе "стоят" ангелы с рипидами в руках, на концах которых изображены серафимы.



Спускаемся в нижний храм, где такая же пустота и несколько сохранившихся изображений святых.
"Св. Димитрий Солунский"



"Св. княгиня Ольга"



Изображение некоего дровосека ("прп. Серафим Саровский")



В алтарной части - "образ Спасителя"



Роспись в храме достаточно простой работы. Больше приглянулся незамысловатый, но оригинального рисунка витиеватый орнамент.



"Святое око Бога" - треугольник символизирует связь "Отец, Св.Дух, Сын есть Богъ"



Рядом с церковью разбросаны (к сожалению) именитые надгробия - Волконских и Ушаковых. И вот какое интересное переплетение судеб, отразилось в этих камнях. У поручика Дмитрия Фёдоровича Ушакова 27 ноября 1788 года родились две дочери-близняшки Агриппина и Анна. Впоследствии Агриппина выходит замуж за сына Петра Александровича Волконского (председателя земского суда и палаты уголовного суда, статского советника, имевшего богатые имения в Рязанской и Московской губерниях) - князя Владимира (участника войны 1812 г. и заграничных военных походов 1813-14 гг,). Прожив очень долгую для своего времени жизнь (89 лет) Агриппина Дмитриевна была похоронена в Москве, на кладбище Донского монастыря. В Нестерово же она установила памятник своему мужу, умершему в 1834(35) г., с трогательной надписью: "Другу моему отъ супруги Княгини Волконской въ память и благодарность за прошедшее щастье".



Сестра Агриппины Анна была девицей, т.е. не имела мужа и детей. Есть местная легенда о барыне больной с рождения, для которой от господского дома был выстроен мост прямо на гульбище церкви, чтобы она могла посещать службы. Может это и была девица Анна. Ей воздвигнут памятник от семьи Волконсикх с эпитафией: "Сестре и незабвенному другу от сестры и зятя Княгини и Князя Волконских не разлучавшейся с сестрою со дня самого рождения до дня кончины, а с зятем в течение 39 летней чистой дружбы. Здесь покоится прах дочери Гвардии прапорщика девицы Анны Дмитриевны Ушаковой, родившейся 1788 г. ноября 27 дня, скончавшейся 1857 г. января 21 дня пополудни в 6 часов."



Затем мы поехали посмотреть на конный завод барона фон-дер Лауница в Каргашино. Кстати, название село получило по имени первопоселенца, которым был мордвин по прозвищу Карго (существует также мордовское языческое мужское имя Каргаш). Мордовское слово «карго» в переводе на русский означает «журавль». Такие же прозвища были и у русских. От них пошли фамилии Журавлёвы.



После мы продолжили движение в сторону Шацка и посетили село Юрино, где стоит кирпичная коробочка, в лице которой мы с трудом признали Архангельский храм 1911 г.



А теперь возвращаемся в окрестности Касимова. Этот старинный город достоин отдельного рассказа. Так что сейчас немножечко краткой справки и минимум его достопримечательностей. Основан в 1152 г. князем Юрием Долгоруким как Городец-Мещёрский; название дано по расположению на земле финно-угорского народа мещёра. В конце XIV в. город был уничтожен пожарами и татарскими набегами. Был отстроен заново чуть подальше на берегу Оки и получил название Новый Низовой Городец. В 1452 г. во времена междуусобиц великий князь московский Василий II Тёмный подарил его татарскому хану Касыму, принятому на русскую службу: «царевич Койсым получил от Василия Тёмного в удел Новый-Низовой-Городец Мщерский». В 1471 г. город переименован в Касимов (Кассинов, Касинут, Кусимуть, Касимоградия) - центр Касимовского царства. Так на окраине Московского княжества возникло татарское ханство. Оно простиралось почти на 200 вёрст и просуществовало 200 лет.



В 1780 г. Касимов получил проект регулярной планировки, по которому начинает застраиваться его центр. При этом вокруг всех существующих церквей были созданы обширные площади, которые обособили их от рядовой жилой застройки. Перед нами Соборная площадь.



Вознесенский собор в центре города возведён в 1854-1867 гг. на средства именитых горожан по проекту рязанского губернского архитектора Н.И. Воронихина. В декоре храма присутствуют как русские, так и татарские мотивы. Разобранная в 1960-х соборная колокольня являлась самой высокой доминантой в городе. Также исчезли четыре боковых барабана с шатровыми завершениями.



В 1820-х годах местный архитектор И.С. Гагин разработал детальный проект перестройки Соборной площади. Он предполагал возвести ансамбль Торговых рядов. В 1830-х из четырех корпусов Торговых рядов было сооружено только три. Окруженные колоннами хороших пропорций с низкими аттиками, они представляют собой монументальные сооружения ампира и служат до сих пор украшением города.



На заднем левом плане - самый большой и роскошный дом XIX в. в городе. Принадлежал богатым винным откупщикам Алянчиковым.






Сразу за Торговыми рядами находится Благовещенская церковь 1740 г., окруженная множеством приделов с главками.



С северной стороны площади большой участок занимает двухэтажный особняк  XVIII в., в котором жил земский комиссар Ф.С. Скорняков. Массивный каменный дом с флигелем и внушительными воротами был возведён в стиле ампир по проекту опять же И.С. Гагина, что интересно - на средства купца-заводчика Баташёва. За крупные услуги, которые оказывал Скорняков заводчикам Баташёвым, последние в знак благодарности выстроили для него этот особняк. Известно, что парадная лестница в доме имела замечательные чугунные перила в виде лиры, отлитые на баташевском заводе в Гусе Железном. Впоследствии дом переходил от одного владельца к другому, а затем принадлежал городу. Здесь помещались земская управа, Торгово-промышленный банк, лазарет.



Покинув Касимов, направляемся на другой берег Оки, расположенный в 35 км от этого. По пути заскакиваем в село Селищи, ранее Селище. Данный топоним, по всей вероятности, образован от слова селище в значении «место заброшенного селения». Первоначальное построение Покровской церкви относится к 1772 г. Село было бедным приходом Рязанской епархии. Храм был деревянным и очень маленьким. В начале XX столетия началось строительство нового кирпичного храма. Строили его так, что прежний храм находился внутри строящегося. Постепенно вокруг него возводились кирпичные стены, а служба в прежнем храме продолжалась до самого последнего момента, пока он не был завершен. В октябре 1913 г. стараниями священномученика Михаила на достроенный им храм был поднят Святой крест. В проекте была и колокольня, но Первая мировая война помешала её строительству.






Покуда не стемнело, мчимся до местечка с красивым названием Елатьма, расположенном на берегу всё той же могучей Оки. Группа названий в этой части Поочья предполагает происхождение названия Елатьма из поволжско-финского языка, из которого развились мордовские языки и марийский. Елатьма не исконное имя, город звался и как Елатом. «Елатом» в угро-финском - «место, удобное для жилья», так по началу именовалась местность, а селение получило окончание «ма». В русских летописях Елатьма впервые упоминается в договорной грамоте между Дмитрием Донским и Олегом Рязанским 1381 года, когда Московское княжество купило Елатьму у мещерского князя Александра Уковича. С 1779 года Елатьма - уездный город Тамбовского наместничества. После 1923 г. "отписана" в Рязанскую.
На въезде в город в 1797 г. купчихами Акулиной и Елизаветой Виноходовыми построена Вознесенская церковь(фото нач.XX в.).



Наши дни. Побелка полностью облезла, купол утрачен. Сам храм в ещё более худшем состоянии.






Следуем по елатомским улочкам далее...
Ильинская площадь с церковью Илии Пророка, сооружённой в 1747-1751 купцами Пышкиным и Каржевиным.



Под лозунгом "даёшь водопровод в каждый дом!" в советские годы на верхний ярус колокольни водрузили резервуар с водою, превратив тем самым её в водонапорную башню. Позже перед храмом возвели новую водонапорку.



На общественном краеведческом елатомском сайте очень сильно хают безбожников, что закрыли в 1930-х городские церкви. Стоит признать, что в этом небольшом, но богатом купеческом городе советскую власть действительно не ждали. Однако власти той нет уже более 20 лет, а церкви так и стоят брошенными при населении около 3 тыс.чел. (кстати, к 1960-м елатомцев было почти 6 тыс.). Наши дни...



И последней фотографируем Покровскую церковь, 1773 года постройки.



Уникальное фото алтаря Покровской церкви (из личного архива В.Ф.Забозлаевой).



Колокольня, несмотря на дату строительства, сохраняет древнерусское шатровое завершение.



Елатьма богата историей и сохранившейся жилой застройкой XIX в.. Только вот в тот день заснять улочки со старинными домами мы не успевали и запечатлели исключительно заброшенные храмы, дав себе слово посетить Елатьму ещё раз.

При создании поста использован материал следующих сайтов:
История, культура и традиции Рязанского края
Городское поселение Елатьма
Энциклопедия знаний
Топонимический словарь Рязанской области
no_sna

заброшенные храмы, Рязанская область, 2011

Previous post Next post
Up