Протоиерей Димитрий Василенков. На войне ( продолжение Лекции 5)

Nov 12, 2023 06:45


Начало Лекции 5



Главный военный священник в зоне проведения СВО протоиерей Димитрий Василенков

Грязные помыслы ведут к грязным делам.

Правило четвёртое говорит о том, что нечистые мысли являются началом нечистых дел, а добрые мысли - дел добрых.



Поэтому на войне, где любой неверный шаг может привести к страшным последствиям и для человека, и для его окружающих, весьма важно следить за своими мыслями. Отвергая греховные помыслы (страстные мысли, чувства и пожелания), воин отвергает грех и тем самым существенно снижает вероятность своей гибели на войне. Страстный помысел является основанием всех гибельных решений и дел, которые на войне приводят бойцов к преступлениям или смерти, а командиров - к потерям и поражениям.

Страсти проявляются в человеке через греховные помыслы. Принимая помыслы, человек усиливает страсти и постепенно порабощается ими. «Движение помыслов в человеке бывает от четырёх причин: во-первых, от естественной плотской похоти; во-вторых, от чувственного представления мирских предметов, о каких человек слышит и какие видит; в-третьих, от предзанятых понятий (ранее полученных понятий, прежних впечат-

лений) и от душевной склонности, какие человек имеет в душе; в-четвёртых, от приражения бесов, которые воюют с нами, вовлекая во все страсти, по сказанным прежде причинам» [1].

Греховные помыслы бывают тонкие и тончайшие, грубые и грубейшие, телесные, душевные и духовные. По времени действия они разделяются на кратковременные и постоянные, происходящие от особого воздействия «духов злобы» на человека. Помыслы с виду добрые и безразличные требуют особого к себе внимания, испытания временем и советом с духовно-опытным христианином или же со своим духовным руководителем.

На войне невозможно не нарушать закон Божий, если не обращать внимания на очищение своего сердца от греховных мыслей, чувств и пожеланий. «Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15, 19). В основе всех человеческих дел лежат сердечные расположения и навыки. Через помыслы «духи злобы поднебесные» пытаются овладеть умом человека, подчинить его сознание и связать его свободу, после чего ввести в грех. «Ибо враг знает, что и победа человека, и поражение его, и сокровище, и защита его, и всё у подвижника заключается в помысле его и совершается в краткое мгновение» [2]. Поэтому основой борьбы человека со страстями является борьба со страстными помыслами и, с Божьей помощью, достижение такого состояния, когда страстные помыслы не будут иметь над ним власти.

Действие страстного помысла на человека происходит следующим образом:

1. «Прилог» - это начальная мысль, возникшая в сознании человека. «Прилог, как говорили святые отцы (Иоанн Лествичник, Филофей Синаит и другие), - это простой помысел или образ чего-либо случившегося, только что в сердце вносимый и уму являющийся»[3]. Здесь нет греха, если рождение помысла было невольным.

2. «Сочетание» - внимание к прилогу, удержание его. Это начало греха.

3. «Сосложение» - принятие помысла, чувственное склонение к нему человека.

4. «Пленение» как увлечение помыслом, внутреннее согласие с ним, склонение воли к исполнению его. Далее следует решимость исполнить и реализация мысли делом.

Для борьбы со страстными помыслами святые отцы предлагают четыре основных правила.

1. Необходимо устранять причины и поводы возбуждения страстных помыслов и избегать соблазнов и искушений.

2. Следует непримиримо и неприязненно относиться к возникающим в душе страстным помыслам и решительно пресекать помысел в его при- логе.

3. Одновременно с этим неотступно и крепко молиться Богу, пока помысел не пройдёт и в душе не водворится благодатный мир.

4. Помыслы страстные нужно отражать и заменять добрыми, а греховные превращать в добродетельные.

«Надо следить за собой, контролировать себя, когда враг приносит тебе плохие, злые помыслы. Надо стараться изгонять их и заменять помыслами хорошими, добрыми. Подвизаясь подобным образом, ты возделываешь своё внутреннее расположение и делаешь его добрым. И тогда, взирая на твоё доброе расположение, Бог умилосердится над тобой и поможет тебе, после чего худые помыслы уже не найдут в тебе места. Они будут уходить, а для тебя уже совершенно естественным будет иметь в себе помыслы добрые. Ты приобретёшь привычку к доброму, в твоё сердце войдёт доброта, и тогда в своей внутренней храмине ты примешь Небесного Гостя - Христа. Однако это дело не одного-двух дней. Необходимы время и непрестанная борьба для того, чтобы душа увенчалась победным венцом. Когда это произойдёт, брань прекращается уже насовсем. Ведь брань страстей - это исступлённые проявления внутреннего разлада, которым пользуются наши враги»[4].

Проходя земной путь, человек неизбежно сталкивается с различными испытаниями; жизнь его полна скорбей. «Что такое скорбь? В широком смысле скорбь - это душевно-телесные страдания, переживаемые человеком, или по любви к людям, или по причине греховных страстей и существующего в мире зла, ненависти, болезней и смерти» [5].

На войне скорби многократно умножаются: трудности и лишения, несправедливости и поражения, опасности и сама смерть пытаются сокрушить человеческий дух. Без умения преодолевать эти испытания невозможно выстоять и победить. Во всех армиях мира воинов учат справляться с физическими и душевными испытаниями. «Однажды во время подготовительного курса мы были на ночной пробежке, и один из инструкторов взобрался по стене казармы, через открытое окно залез в комнату одного из парней и устроил там бедлам, раскидал вещи по комнате, высыпал стиральный порошок на его постельное белье. Потом спустился обратно так же, как и попал туда, подождал, пока все вернутся, потом постучал в дверь бедному пареньку и потребовал провести проверку комнаты. Мальчишка так и не понял, как к этому относиться, но почти всю ночь он убирался в комнате, и ему все равно пришлось встать с нами под душ в 4.30 утра. Я спросил у Рено об этом случае через неделю, и он сказал мне: “Маркус, тело может вынести почти что угодно. Тренировать надо разум. Вопрос, который мы задали этому парню, заключал в себе проверку его моральной силы. Сможешь ли ты пережить такую несправедливость? Сможешь ли ты справиться с такой нечестной игрой, с такой ужасной неудачей? Сила в том чтобы все равно вернуться в строй со сжатыми челюстями, все еще быть сосредоточенным на цели, поклясться самому себе, что все равно не уйдешь! Вот что мы ищем в людях”».[6]

Умение преодолевать испытания неразрывно связано с отношением воина к травмирующему событию. Соответственно, главным здесь является тот помысел, который является основой этого отношения. Православного воина в испытаниях укрепляет молитва к Богу, понимание того, что скорби и болезни очищают душу от грехов.

«По словам святителя Иоанна Златоуста, скорби очищают наши грехи, пробуждают от душевного усыпления и нерадения, к которым мы так удо- бопреклонны и от которых душа расслабевает, а страсти усиливаются»[7]. Кроме того, они способствуют самопознанию человека, утверждению его в вере и добродетелях. «Если у тебя есть грехи, - говорит святитель Иоанн Златоуст, - они легко истребляются и попаляются скорбью. Если же у тебя есть добродетель, от скорби она сделается светлее и блистательнее» [8].

Укрепленный благодатью Божией, утвержденный в благом помысле, православный воин способен преодолевать тяжелейшие испытания и скорби, извлекая духовную пользу даже из несправедливости и превращая поражение в победу. Православный человек среди всех превратностей войны остается оптимистом, но оптимизм его основан на вере во Христа. «Все искусство руководства воинами может быть выражено формулой: сделать их оптимистами. Если солдаты считают, что условия их жизни скверные, а руководство никуда не годится, ими овладевают пессимистические настроения, и боеспособность падает. Когда же солдаты чувствуют, что о них заботятся, и знают, что ими командуют люди, которые не допустят беды, они настраиваются оптимистически, и их боеспособность поднимается. Оптимизм рождает боеспособность, тогда как страх убивает ее. Перефразируя изречение Наполеона, можно сказать: один довольный солдат стоит трех недовольных».[9]

Сильные духом любят добро.

Правило пятое: для того, чтобы активно противостоять злу, необходимо любить добро и деятельно стремиться к нему. «Одна мысленная брань изгоняет страсть из сознания, но страсть всё ещё остаётся живой и только скрылась. Напротив, противоположное (доброе) дело поражает этого змия в главу»[10]. Исцеление души человека происходит постепенно, как результат большого и долговременного труда. В этой борьбе, по мере сокрушения греховных страстей, человек утверждается в добродетелях, приобретает чистоту ума от греховных помыслов, сердца - от страстей, воли - от греховных наклонностей. Человек вступает в состояние «бесстрастия», которое, по словам святителя Григория Нисского, «служит началом и основанием добродетельной души»[11].

«Бесстрастие есть мирное состояние души, в котором она неудобоположна на зло»[12]. Утверждение в добродетелях есть совершенствование человека в христианской любви, которая является одновременно началом и концом всякой добродетели. Добродетели, как и страсти, подразделяются на душевные и телесные, преподобный Максим Исповедник пишет: «Из добродетелей иные суть телесные, а иные душевные. Телесные суть: пост, бдение, спание на голой земле, служение, рукоделие, чтобы не быть в тягость другим или для подаяний и прочее. А душевные силы суть: любовь, великодушие, кротость, воздержание, молитва и прочее. И так если случится, что по какой-либо нужде или состоянию телесному, например, по болезни или по другой подобной причине, мы не сможем исполнить выше показанных телесных добродетелей, то имеем снисходительное прощение от Господа, ведущего и причины тому; не исполняя же добродетелей душевных, никакого не будем иметь извинения, ибо они не подлежат таковым препятствиям»[13]. Главным страстям прилежат главные добродетели: чревоугодие побеждается воздержанием, блуд - целомудрием, сребролюбие - нестяжанием, гнев - кротостью, печаль - надеждой, уныние - трезвением, тщеславие - смирением, гордость - любовью.

Важным свойством любви является смирение, без которого невозможно утвердиться ни в одной добродетели. Смирение есть не забитость и униженность, не человекоугодие, но, прежде всего, понимание человеком своего крайне плачевного духовного состояния и необходимости исцеления себя с помощью благодати Божией. В этом душевном состоянии человеку необходимо иметь деятельное желание и решимость следовать путём спасения и возрастания в любви к Богу и Его созданиям. «Любовь, милость и смирение отличаются одними только наименованиями, а силу и действия имеют одинаковые. Любовь и милость не могут быть без смирения, а смирение не может быть без милости и любви» [14].

Воину часто приходится выполнять боевые задачи на грани своих душевных и физических сил, часто в отсутствие нормального питания, в неблагоприятных погодных условиях и в местности, не приспособленной для нормальной жизнедеятельности людей. Человек, стяжавший добродетель воздержания, в этих нечеловеческих реалиях способен не только выстоять и выполнить боевую задачу, но при этом остаться христианином даже в тяжелейших для человеческого тела и духа испытаниях.

На войне оружие и «право силы» дают человеку власть над людьми, не имеющими его, а долгое нахождение в мужском коллективе делает человека, привыкшего к блуду, еще более растленным. Получив оружие и власть, такой воин способен на самые жестокие преступления над мирными людьми для реализации своей блудной страсти. Человек целомудренный будет всегда верным защитником слабых и незащищенных, будь то свои мирные жители или население, живущее на территории противника.

Воин нестяжательный никогда не предаст, материальные блага не имеют для него ценности, он сам всегда поделится последним со своими товарищами или нуждающимися мирными людьми.

На войне гнев часто является источником не только страшных ошибок, но и преступлений, следствием его бывает кровь и страдания людей. Воин, стремящийся стяжать кротость, не становится слабым, отвергая гнев; но во всех превратностях войны он принимает решения и действует в кротости сердца, силой Божией укрощая врагов, но более побеждая их человеколюбием и милостью.

Надежда дает человеку силы преодолевать самые тяжелые испытания; воин, надеющийся на Бога, в любых военных напастях будет тверд и мужественен, а трезвение дает ему силы всегда и везде помнить о Боге и в тяжелых военных ситуациях прежде всего обращаться к своему Создателю, сильному избавить его от всевозможных бед. Воин, смиряющий себя пред Богом, всегда будет пребывать в правде Его, милосердие и любовь будут его силой. Победив гордыню и утвердившись в любви, он может еще на земле стать «ангелом» небесной дружины Архангела Михаила, Архистратига всех небесных воинств.

Утверждение в себе христианских добродетелей является одним из главных дел для православного воина, позволяющим ему во всех страшных превратностях войны оставаться человеком. Война ставит перед ним страшные задачи: победить путем уничтожения противника или лишения его возможности сопротивления, возможно, действуя весьма жестко и даже жестоко. Воину в боевых условиях приходится быть агрессивным, то есть готовым проявить активное насилие в отношении противника для выполнения боевой задачи. В условиях боевого стресса организм человека реагирует выбросом адреналина; в таком состоянии воин действует автоматически, при максимальном напряжении своих сил, следуя усвоенным боевым навыкам; снижена возможность осмыслить разумом стрессовую угрозу. Воин неподготовленный в состоянии «адреналинового взрыва» попытается избежать угрозы либо уходом от нее, либо ее уничтожением жестким и эффективным с его точки зрения образом, так как не знает необходимой меры сил и средств для ее ликвидации. В данном случае спонтанная жестокость - это реакция человека на стресс, представляющий для него угрозу, и чем сильнее стресс, тем более жесткой и даже жестокой будет попытка избежать его, прервать или ликвидировать. Профессионально подготовленный воин имеет меньше возможностей попасть в такую ситуацию, но внезапно возникшая опасность, с которой он не имел возможности ознакомиться и подготовиться к ней, или ситуация сложного морального выбора и неготовность воина сделать его может вызвать состояние спонтанной жестокости и у профессионала. Проявления неконтролируемой спонтанной жестокости у воина приводит к военным преступлениям, развитию в человеке «звериных» качеств и в результате возникновению посттравматического расстройства и моральной травмы. Поэтому выработка у воинов боевых навыков является важным делом в боевой подготовке, а усвоение воином христианских добродетелей способствует его готовности к сложным стрессовым ситуациям, возникающим в процессе боя или в реалиях военной жизни.

Воин, утверждающий себя в христианских добродетелях, во всех испытаниях и превратностях войны следует не своим страстным сердечным настроениям и помыслам, но строит свои решения и действия на твёрдом основании Божьего закона. В бою он действует, не одержимый страстными идеями и установками, не в экзальтированном ослеплении своего сердца, но, укреплённый силой Божьей, мужественно и решительно исполняет свой долг. «Будь благочестив, добродетелен, твёрд, великодушен и праводушен, чистосердечен, терпелив, непоколебим - время всё очищает. С вертопрахами не знайся. Наш Спаситель тебя будет миловать» [15]

С Богом и слабый сильнее льва.

Правило шестое: любое человеческое дело, начинаемое и совершаемое без помощи Божьей, заканчивается трагически. «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15, 5). В жизни своей человек часто встречается с ситуациями, не зависящими от его воли и желаний. На войне возможность попадания в такие ситуации увеличивается многократно. Физическая и психологическая подготовка воина увеличивает его шансы на выживание. Но и опытные бойцы погибают вследствие не зависящих от них обстоятельств. От Бога зависит и жизнь человека на войне, и успешность его действий в бою. «Ибо не от множества войска бывает победа на войне, но с неба приходит сила» (1 Мак. 3, 19).

Постоянно сталкиваясь с тяжёлыми военными испытаниями, человек теряет силы душевные и телесные. Долгое участие в активных боевых действиях, усталость, недосыпание, гибель товарищей, активная травматическая обстановка выматывают человека. Постоянное действие на пределе своих возможностей истощает его силы, приводит к неконтролируемым ошибкам в решениях и действиях и в конечном итоге - к смерти. В такой обстановке невозможно выстоять без укрепления Богом духа человеческого и его физических сил. В критической для себя ситуации даже воины, не верующие в своего Творца, обращаются к Богу. Хотя потом некоторые из них боятся признаться в этом даже себе самим. «Все мы с детских лет были воспитаны атеистами, большинство в Бога не верили. Но как только, бывало, прижмёт бомба ли, снаряд или мина рванёт, а то и пулемёт чесанёт, и ты готов сквозь землю провалиться, лишь бы уцелеть. Вот тут где он, тот атеизм?! Молишь Бога: «Господи, помоги! Господи, помоги!...»[16].

Бог помогает забывшим о Его существовании воинам, стучится во всякое человеческое сердце. Ветеран ВОВ, генерал-майор в отставке Леонид Георгиевич Иванов, бывший после войны начальником контрразведки Прибалтийского округа, Южного округа, Киевского округа и закончивший службу в Московском округе, рассказывал: «Помню там один случай... Политотдельская - такая громадная станица! Там 51-я армия.корпус кавалерийский Кириченко. Столько войск! Немцы как туда глянули - и как пошли непрерывно самолеты! Полк бомбят с утра и до вечера: страшная бомбежка! Я там - с работниками (сам замначотделения был). Стал в угол, думаю: «Сейчас - снаряд. Осколки будут лететь - го- лову-то не заденет». А тут - свист, грохот, шум, гам! Рядом там подвал - в подвал никогда не заходил: гиблое дело. Значит, крышу снесло, дверь выбило, окна, хата вся трясется. Ну, думаю - все, привет. целый день! - с ума сойти. К вечеру как-то затихло.гарь, дым. Я оглянулся - а я, оказывается, стою под образами! Надо мной - иконы! Вот я - человек неверующий, но спасибо, боженька, ты меня спас! Вот такой случай со мной был»[17].

Верующий воин обязан максимально использовать свои умения и навыки в бою. В смертельной опасности сила Божия просвещает его разум и укрепляет тело. И часто в безвыходной с военной точки зрения ситуации Бог Своим вмешательством изменяет обстановку, дарует человеку жизнь и победу. Но Бог не приходит в сердце, возлюбившее тьму. Сила Божия не помогает человеку, творящему грех. Поэтому борьба со страстями крайне важна для воина. В этой борьбе Бог укрепляет его через причащение Святых Тела и Крови Христовых. «Господь лаконично указал: Если не будете есть плоти сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизнь (Ин. 6:53). Однако известно, что святому причащению предшествуют очищение и подготовка. И если ему не предшествовало то лечение, о котором говорится здесь, то принятие тела и крови Христовых бывает в «суд и осуждение». Эккле- сиологию и эсхатологию невозможно себе представить без курса лечения. Итак, мы не принижаем божественную евхаристию, но, напротив, превозносим этот великий дар, выделяя значение подвига и исцеления. Кроме того, цель написанного заключается главным образом в том, чтобы указать верный путь, оканчивающийся у святого престола, так что святое причащение становится светом и жизнью»[18].

Воину крайне необходимо причащаться Святых Тайн для очищения от греховных страстей, для отгнания и пресечения злых помыслов, в крепость, исцеление, здравие и спасение души и тела. Укреплённый благодатью Божьей и смиренно несущий свой воинский крест, он всегда слышит обращённый к нему глас Божий: «Вот Я повелеваю тебе: будь твёрд и мужественен, не страшись и не ужасайся; ибо с тобою Господь, Бог твой, везде, куда ни пойдёшь» (Нав. 1, 9).

[1] Преподобный Исаак Сирин. «Аввы Исаака Сирина слова подвижнические». М.: Правило веры, 2016. С. 23-24

[2] Преп. Исаак Сирин. Указ. соч. С.329-330.

[3] Преподобный Нил Сорский. Послания. / Трезвомыслие. T.1. Новотихвинский м-рь, 2016 г. С. 387.

[4] Преподобный Паисий Святогорец. Слова. Т.3. Духовная борьба. - М.: Орфограф, 2016. - С. 65-66.

[5] Шиманский Г. И. Указ. соч. С. 348.

[6] Латтрелл, М. Уцелевший: история единственного выжившего в трагической операции «Красные крылья» - М.: Эксмо, 2018. - С. 97-98.

[7] Шиманский Г. И. Указ. соч. С. 410.

[8] Там же.

[9] Коупленд Н. Психология и солдат./ Пер. с англ. А.Т. Сапронова и В.М. Катеринича. М.: Воениздат, 1991. - С. 25.

[10] Епископ Феофан. «Путь ко спасению». По: Шиманский Г.И.. Указ. соч. С. 116.

[11] Шиманский Г.И. Указ. соч. С. 105.

[12] Там же.

[13] Прп. Максим Исповедник // Добротолюбие. Т.3. М.: Сретнский монастырь, 2004. - С.186-187.

[14] Иеросхимонах Амвросий, старец Оптиной пустыни. Издательство «Объединение «Ретро». Волгоград. 1991. - С. 104.

[15] Афоризмы и мысли генералиссимуса князя Италийского графа Суворова-Рымникского. Издательство ООО «Селеста». СПб. 2003.С. 41.

[16] Драбкин А.В. Мы дрались с «тиграми». М.: Яуза: Эксмо, 2010. - С.378.

[17] Драбкин А.В. СМЕРШ и НКВД. М. Яуза, 2018. - С.139.

[18] Иерофей (Влахос) митрополит. Православная психотерапия. Святоотеческий курс врачевания души. СТЛ, 2004. - С. 52.

Продолжение часть 6

священнослужители, Война, СВО, капеланы РФ

Previous post Next post
Up