Местное самоуправление. Итоги года

Dec 18, 2016 19:01

В России осталось только девять городов - региональных центров, где сохранились прямые выборы мэров. В остальных градоначальников назначает исполнительная и законодательная власть субъектов РФ. Фактически муниципальное управление оказалось встроенным в вертикаль власти на местах, что не всегда хорошо сказывается на самих городах и их экономиках.




Прямые выборы глав остались только в Абакане, Анадыре, Екатеринбурге, Кемерово, Майкопе, Новосибирске, Томске, Хабаровске и Якутске. Отменять всенародное голосование по поиску мэров стали после реформы МСУ в 2014 году - право назначения глав городов получили заксобрания субъектов РФ, а главы регионов, соответственно, смогли влиять на состав конкурсных комиссий по выбору мэров.

«В России назначение руководителя администрации сейчас зависит от губернатора - половину членов конкурсной комиссии назначает он. Можно рассуждать о плюсах и минусах двуглавой системы управления, но важнее, что сейчас руководители администраций или назначаемые единые главы назначаемы губернатором», - поясняет спикер горсовета Новокузнецка, вице-президент Ассоциации сибирских и дальневосточных городов Роальд Бабун.

При этом многие региональные власти не преминули воспользоваться еще одним правом, прописанным в измененном законодательстве об МСУ, - возможности перераспределять полномочия. В основном, муниципальные власти лишались полномочий в сфере градостроительства и выделения земельных участков, за ними, как правило, оставляли социальную сферу. Так произошло с Екатеринбургом и с Петрозаводском. «Администрация региона забрала себе полномочия по снабжению электроэнергией, газом, теплом, муниципалитету оставило водоснабжение и уличное освещение. Ранее все это было сосредоточено в одном муниципальном предприятии, оно было прибыльным. За счет доходов от тепла финансировали освещение», - рассказывает глава Петрозаводска Галина Ширшина.

В результате этого, даже выборные главы оказались зависимы от региональных властей, т.к. собственных источников финансирования мало, в большей степени бюджеты городов формируются по решению областных властей, которые распределяют собственные деньги и федеральные транши. «Даже самые богатые муниципалитеты на 82% дотационные. Налоговая база у них недостаточна, большинство поступлений уходит в центр, а потом перераспределяется. Львиная доля бюджетов - целевые субвенции и субсидии, которые по своему усмотрению потратить не получится», - напоминает эксперт Комитета гражданских инициатив по МСУ Андрей Максимов.

Это привело к тому, что муниципальная власть встроилась в вертикаль, подчинившись региональной. И, как считают эксперты, сейчас нет особенной разницы - выборный ли глава или назначенный. «В современных условиях статус избранного или назначенного мэра главной роли не играет, поскольку зависимость муниципальных чиновников от вышестоящих бюджетов и правил очень большая», - подчеркивает экс-мэр Ростова Великого, бывший вице-губернатор Ярославской области Юрий Бойко.
В итоге сегодня уровень доверия к муниципальным властям, по данным опросов «Левада-центра», составляет 22%. К региональным - 23%, а к федеральным - 26%. «Реформа не просто изменила соотношение ресурсов и полномочий, но и уничтожила целый политический слой. В 90-е и начале нулевых годов мэры региональных центров были настоящими тяжеловесами, которые боролись с губернаторами за влияние. Города были богаты землей, имуществом - эти ресурсы не были тогда распределены», - считает обозреватель «Коммерсант.Власть» Михаил Малаев.

Что не так?

реформа местного самоуправления, регионы России, города России

Previous post Next post
Up