Центризбирком оказался в списке структур, которые благодаря новому закону смогут заключать необходимые для обеспечения своей работы контракты без учёта требований закона о госзакупках.
В пятницу Госдума приняла во втором чтении законопроект, упрощающий осуществление закупок для ряда категорий государственных организаций. Изначально его автор, бывший руководитель проекта ОНФ "За честные закупки", а ныне депутат Госдумы Антон Гетта, предлагал освободить от необходимости проходить через долгую процедуру госзакупок и перевести с условий закупок, предусмотренных 44-ФЗ, на те, которые изложены в 223-ФЗ, только государственные СМИ. Второй закон также касается госзакупок, но работающие по нему организации обладают большей свободой: они могут сами определять сроки и условия закупок, перечень необходимых документов и т.д. Также они могут единолично принимать решение о закупке у единственного поставщика и не обязаны проводить закупки публично, что выводит их из-под общественного контроля - тех же активистов ОНФ, например. Гетта мотивировал своё предложение спецификой работы СМИ, которая "часто требует непредвиденных закупок в оперативном режиме", что при работе по 44-ФЗ крайне затруднительно.
Ко второму чтению список структур, нуждающихся в смягчении режима закупок, расширился. Теперь Гетта предложил перевести на работу по 223-ФЗ не только СМИ, но и ряд организаций, "имеющих существенное значение для обеспечения прав и законных интересов граждан Российской Федерации, обороноспособности и безопасности государства". Точный список таких организаций ещё предстоит составить правительству. Но уже известно, что в их числе точно будет Центризбирком.
Ъ отмечает, что Элла Памфилова не так давно как раз просила упростить для ЦИКа и избирательной системы в целом процедуру закупок, упоминая о "скоротечности" выборов. Теперь, по словам Гетты, избиркомы всех уровней смогут проводить необходимые закупки в обход привычных долгих процедур, но только в рамках бюджетов, которые выделят на проведение федеральных выборов. Ближайшие выборы такого уровня - президентские в марте 2018 года.
Замглавы ЦИКа Николай Булаев подтвердил, что введение упрощённого подхода к закупкам позволит "не попасть в сложную ситуацию с выборами президента в марте": по закону выделенные на подготовку и проведение выборов средства нельзя расходовать до официального назначения их даты, которое происходить за 90-100 дней. С учётом того, что в период, на который попадёт подготовка президентских выборов, имеется большое количество новогодних праздников (плюс выходные), провести все необходимые закупки по 44-ФЗ было бы заметно сложнее.
Кто ещё, помимо Центризбиркома, получит такие привилегии - пока непонятно. С большой долей вероятности можно сказать, что это будут ВГТРК, ИТАР-ТАСС, "Россия сегодня", отдельные структуры "Росатома". Возможно, облегчат жизнь ряду ФГУПов Минобороны и других ведомств. Как ожидается, окончательный список тех, кому повезёт, будет готов уже в следующем году.
Третье чтение законопроекта назначено на 21 декабря. Но по имеющейся практике вряд ли там возникнут какие-то сюрпризы в виде дополнительных серьёзных поправок, их обычно вносят перед вторым чтением.
По мнению ведущего научного сотрудника Института философии и права УрО РАН РФ, директора НП "Институт политических исследований и гуманитарных проектов", главы Уральского отделения ФоРГО, зампреда Общественной палаты Свердловской области Анатолия Гагарина, содержащиеся в проекте нововведения помогут переоценить задачи, стоящие перед участниками процесса госзакупок, и повысить их эффективность: "Для того, чтобы состав участников был эффективным и все они обладали бы необходимыми компетенциями и возможностями, Госдума вводит временную меру. Я думаю, что от этого только выиграют заказчики - исполнители и те, кто будет являться прямыми получателями услуг, включённых в перечень заказов. Ждать, пока возникнут изменения в законе о закупках, долго, а работать надо сейчас, так как выборы уже скоро - распоряжаться финансами нужно быстро и эффективно."
Политолог Станислав Андрейчук, напротив, в комментарии для
"Давыдов.Индекс" заявляет, что принятие этих поправок породит новый скачок коррупции: "Изначально закон о госзакупках создавался с целью повышения прозрачности процесса. Какое-то время он поработал, и из-под него начали усиленно выводить организации, у которых возникали вопросы относительно правильности построения процесса системы закупок. <...> Предложение Госдумы породит много нечестных и мутных историй вокруг честных закупок на организацию выборов. Ни для кого не секрет, что 44-ФЗ несовершенен, его нужно доводить до ума, но убирать его совсем неправильно. Сегодня и так партийные финансы и деньги на избирательные компании ушли в тень. Сейчас ещё деньги Центризбиркома покроет тень. Я думаю, что даже в плане повышения легитимности будущих выборов - не совсем правильно."
Ну, как-то так.
Полную версию материала с развёрнутыми комментариями экспертов
можно прочитать тут.
Ссылки в тему:
Выборы пройдут мимо госзакупок Депутаты засекретят госзакупки