Часть 1,
Часть 2 ,
Часть 3,
Часть 4 Каковы были последствия решения в деле «Роу против Уэйда»?
Их много. В первые годы после процесса «Роу против Уэйда» аборты сделали около 750 тысяч американских женщин (1 аборт на 4 новорожденных). А к 1980 году количество абортов составило уже 1,6 миллиона (1 аборт на 2,25 новорожденных). До процесса «Роу против Уэйда» такую операцию могли позволить себе преимущественно девушки из богатых или хорошо обеспеченных семей. Только у них была возможность договориться с врачами и сделать безопасный нелегальный аборт. Теперь же любая женщина могла пойти на эту операцию не украдкой за пятьсот долларов, а вполне открыто и меньше чем за сто долларов.
Легализация абортов в Соединенных Штатах имела множество самых разных последствий. Например, резко сократилось количество детоубийств. Сократилось также число вынужденных браков и количество детей, отдаваемых в детские дома (что привело к буму на усыновление детей из других стран).
Как указывается в «Фрикономике», этот процесс сыграл главную роль в деле снижения преступности в Америке. Ведь доказано, что преступниками чаще всего становятся дети из неблагополучных семей. Женщины какого типа в наибольшей мере воспользовались преимуществами, которые открыл перед ними процесс «Роу против Уэйда»? Очень часто это были несовершеннолетние, незамужние или бедные женщины с весьма низкими доходами и безрадостными перспективами. Иногда же они подпадали под все три определения сразу. Какое же будущее ожидало ребенка такой женщины?
Согласно одному из исследований, для детей, которые не родились в связи с разрешением абортов, вероятность жизни в нищете составляла бы выше 50%. Вероятность же вырасти в неполной семье составляла бы для них более 60%. Эти два фактора - бедное детство и жизнь с одним родителем - и являются главными причинами возможного криминального будущего.
Жизнь в неполной семье увеличивает предрасположенность ребенка к совершению преступлений примерно вдвое. К таким же результатам приводит и слишком юный возраст матери.
Нежеланный ребенок часто растет без призора и страдает от недостатка родительской любви, у него, что называется, трудное детство. Тюремная социология вполне подтверждает это житейское наблюдение: более чем у половины американских уголовников нет либо одного, либо обоих родителей, а те, какие были, часто страдали алкоголизмом и наркоманией и растлевали своих детей в юном возрасте. Таким образом, легализуя аборты, общество в буквальном смысле убивало преступность в зародыше.
В начале 1990-х годов первое поколение детей, родившихся после процесса Роу против Уэйда, достигло подросткового возраста. Как известно, именно в этом возрасте обычно начинают проявляться криминальные наклонности человека. Однако именно тогда же уровень преступности начал падать.
Целое поколение достигло опасного возраста, а уровень преступности продолжал падать. И все потому, что в нем не было детей, чьи матери в свое время не захотели рожать.
Легализация абортов вела к ограничению числа нежелательных детей, тогда как нежелательные дети повышают преступность. Легализация абортов вела к снижению преступности.
Излишне говорить, что определение абортов как одного из самых значительных в американской истории факторов, снизивших преступность, покоробило общественность. Подобные выводы звучали не по-дарвиновски, а, скорее, по-свифтовски. На ум приходит давнее язвительное высказывание, принадлежащее английскому писателю Гилберту Честертону: “Отрубание нескольких голов не решает проблемы нехватки шляп”. Снижение преступности стало на языке экономистов “непреднамеренной выгодой” от легализации абортов. Невероятно, но личное горе здесь превратилось в общественное благо.
Эту теорию Левитта довольно часто упрекают в консеквенциализме (прошу простить за такое непонятное слово: Консеквенциализм - это точка зрения, согласно которой, правильность или неправильность действий определяется исключительно их последствиями), утилитаризме и эгоизме. Возражений по существу - значительно меньше (желающие могут познакомиться с ними
тут)
Интересно, что политически корректный Стивен Левитт ничего не пишет о расовой принадлежности потенциальных преступников - этот фактор в его исследовании просто отсутствует. Между тем тот факт, что в преступной среде этнорасовые меньшинства составляют большинство, ни для кого в Америке не секрет.
Лет пять назад этот барьер перешагнул бывший министр образования США Уильям Беннетт (он занимал эту должность в кабинете Рональда Рейгана), когда
заявил в телеэфире: "Если вы хотите сократить преступность, - заявил он, - если это ваша единственная цель, то можно делать аборты всем черным женщинам в нашей стране, и тогда уровень преступности понизится".
Да… выступал Уильям Беннетт против абортов. Просто съязвил неудачно.
ОКОНЧАНИЕ СЛЕДУЕТ