"РОУ против УЭЙДА": Окончание: “pro-choice” и “pro-life”

Mar 07, 2010 15:06

Часть 1, Часть 2 , Часть 3, Часть 4, Часть 5

Прокляттый вопрос

Проблема абортов - тяжелейшая. Можно ли считать аборт - рядовой хирургической операцией?!

image Click to view



Неоднозначно рассмотрение проблемы абортов и в правозащитном контексте. С одной стороны встает вопрос о том, в какой степени еще не родившийся ребенок обладает правом на жизнь. Права человека? А с какого момента считать его человеком. Задушить уже родившегося младенца - чистое убийство. А уничтожить плод?

С другой стороны, высшая судебная инстанция в приговоре по делу «Роу против Уэйда» объяснила публике, что право женщин на частную жизнь включает в себя и право на прерывание беременности. И только женщина вправе решать, быть ей матерью или нет.


Феминистки, добившиеся очередной победы, торжествовали. Консерваторы же отказались смириться с правом, как они говорили, на «узаконенное детоубийство».
С тех пор в США неоднократно предпринимались попытки добиться отмены решения по делу «Роу против Уэйда».

Джеймс Вильсон, сторонник консервативных взглядов, написал даже в одной из своих статей, что дело «Рой против Вейда» принесло больше вреда, чем пользы. С тех пор «никто не может стать кандидатом от демократов, если он не поддерживает аборты, и никто пока не стал кандидатом от республиканцев, не будучи их противником. Это только сильнее отдалило партии друг от друга, в то время как большинство американцев продолжает придерживаться умеренных взглядов по этому вопросу». В Европе тема абортов не несет на себе такой идеологической нагрузки, и Вильсон связывает это с тем, что там аборты были легализованы по инициативе законодательных органов, а не в результате нашумевших судебных решений.

Когда начинается жизнь?


Один из главных вопросов процесса обозначился в споре в ходе судебных слушаний. Мистер Роберт Флаверс (представитель штата Техас, выступавший за христианские ценности и сохранение запрета на аборты) заявлял, что "позиция штата Техас, заключается в том, что с момента зачатия, мы имеем дело с человеческим существом, личностью в пределах понимания Конституции". Судья спросил, откуда он знает, что зародыш действительно является личностью. Флаверс ответил, что этот вопрос выносился для решения в законодательных органах. Судья, не соглашаясь, спросил, знает ли Флаверс какой-нибудь прецедент, в котором зародыш считался бы личностью, и когда Флаверс признал, что не знает. Представитель Техаса признал, что он не знает, "когда именно в неродившееся существо вселяется душа". Судья указал на то, что Четырнадцатая поправка четко определяет личность как "родившегося или натурализованного".

В прениях сторон адвокат Роу отвечала на этот вопрос суда таким образом: «Конституция, как я ее понимаю, защищает человека с момента его рождения. Гражданами являются родившиеся индивиды. Конституция, с моей точки зрения, предоставляет людям защиту после их рождения».

«С какого момента на человека начинают распространяться права человека?» Это вопрос, которого не может избежать ни один кандидат на пост президента США. Это такая лакмусовая бумажка, с помощью которой республиканские избиратели проверяют, насколько кандидат разделяет взгляды своей партии.

Предполагается, что республиканец ответит: «Права человека вступают в силу с момента зачатия», то есть он противник абортов, что по-английски называется “pro-life” («за жизнь»). Демократ должен сказать, что женщина имеет право выносить ребенка или прервать в любой момент беременность, и государство не может вмешиваться в ее личные дела. Конечно, он будет выступать за сокращение числа абортов, но не законодательными, а просветительскими и контрацептивными методами. Сказать, что он сторонник абортов, было бы преувеличением, поэтому их позицию принято называть “pro-choice” («за выбор»). Религиозная общественность - составляющая значительный процент избирателей - в большинстве своем, конечно, pro-life. Феминистские и прочие правозащитные организации - pro-choice. Неудивительно, что тему абортов называют минным полем на пути к президентскому посту.

В 2004 году «мозг Буша» Карл Роув доказал, что даже провалившийся республиканский президент, вновь выставляя свою кандидатуру, может победить на выборах если переключить общественную повестку с войн и экономики на морализаторство об абортах, гомосексуальных браках, право на оружие и т.д.

Барак Обама в 2008 сделал все, чтобы не позволить втянуть себя в
обсуждение этого вопроса. Когда в ходе предвыборной кампании Барак Обама и его соперник Джон Маккейн приняли участие в христианском форуме, организованном одним из самых популярных в Америке протестантских проповедников Риком Уорреном, то на вопрос: «После решения Верховного Суда по делу "Роу против Вэйда" в стране сделано сорок миллионов абортов. На ваш взгляд, в какой момент дитя получает права человека?», Обама ответил «Я думаю, будь то богословский аспект или научный, ответ на этот вопрос мне не по чину». (Выражение above my pay grade можно перевести и как "берите выше", "не моего ума дело" или "мое дело маленькое").

Эта тема может стоить победы и на губернаторских выборах. Энтони Боуз, бывший начальник полиции Бронкса и Миннеаполиса, убедился в этом, когда в 1994 году решил стать губернатором штата Миннесота. Несколькими годами ранее он написал книгу, в которой назвал аборты “едва ли единственным эффективным методом предотвращения преступности, принятым американским народом в конце 1960-х”. Когда же это мнение было обнародовано перед самыми выборами, он, по всем опросам, стал резко терять популярность среди избирателей. А затем он проиграл и выборы.

Борьба продолжается

Правые христиане трижды посылали президентов в Белый дом, чтобы они назначили в Верховный суд таких судей, которые пересмотрят решения по делу «Роу против Уэйда». И каких президентов! Упертых! Рейгана и двух Бушей. Рейган сделал Советский Союз, Буши провели две войны с Ираком. Но изменить законодательное отношение к абортам оказалось им не под силу.
Сегодня уже забылось, что "империей зла" Рональд Рейган назвал Советский Союз в своей речи против абортов на ежегодном съезде Национальной ассоциации христиан-евангелистов в марте 1983 года. При Рейгане был принят запрет на аборты в клиниках, получающих финансирование из федерального бюджета или бюджета штата.



При Буше-младшем борьба против легализации абортов выглядело особенно забавно. Правые христиане воздерживались от критики (по поводу Иракского капкана, огромных правительственных расходов и неадекватной работы по ликвидации последствий ураганов), ожидая правильных судейских назначений. Разумеется, среди крупных юристов нашлись бы такие, которые смогли бы оправдать их ожидания и отменить решение в деле «Роу против Уэйда». Но ни одного из этих юристов Буш не выбрал. Буш знал, что если он захочет назначить кого-то из предложенного правыми христианами списка, в сенате попытаются затянуть принятие окончательного решения. И сделают это не только демократы, но и республиканцы (которые публично в поддержку абортов никогда не выступят).

Вопрос о легализации абортов доводит американские споры до бешенства. В США многие люди считают сами аборты жестоким преступлением. Один ученый-юрист в конце 80-х даже утверждал, что легализованное прерывание беременности хуже рабства (так как оно всегда предполагает смерть ребенка), хуже Холокоста (так как количество абортов в США к 2004 году составило примерно 37 миллионов, что намного больше шести миллионов евреев, убитых во время второй мировой войны в Европе).




Словами дело не ограничивается. Когда справлялось 25-летие со дня исторического решения по делу ''Роу против Уэйда'', помощник министра юстиции Дуга Джоунса заявил, за четверть века активисты движения за запрет абортов устроили 185 взрывов в различных гинекологических клиниках страны. Не считая десятков раненных, уточняло в те дни агентство Рейтер, только за период с 1977 по 1997 год в результате этих терактов погибли пять человек.

Христианская доктрина частично нашла подтверждение в законах некоторых штатов. Убийство беременной женщины считается двойным убийством. А кое-где женщине на сносях запрещено садиться за руль автомобиля - ведь детям полагается ездить только на заднем сиденье. Наконец, президент Буш-младший закрыл федеральное финансирование медицинским учреждениям, которые используют в своих исследованиях стволовые клетки эмбрионов, отбракованных или просто оказавшихся лишними при искусственном оплодотворении.

Одним из результатов движения протеста, требующее вновь запретить аборты, как акты, противоречащие требованиям морали и религии, является то, что «медикейд» - федеральная программа медицинского страхования малоимущих - не оплачивает аборты. Мало этого, в 86% округов нет ни одного хирурга-гинеколога, умеющего делать аборты. В целом по стране таких специалистов насчитывается меньше двух тысяч. В большинстве медицинских вузов будущих врачей не учат этой процедуре и вообще стараются о ней не упоминать. Только 12% программ ординатуры по гинекологии включает в себя специальную подготовку врачей-гинекологов по искусственному прерыванию беременности, причем только в первые три месяца. До сих случается, что в этой передовой стране врачей-гинекологов убивают религиозные фанатики.

Эпилог

Осталось уточнить еще несколько вещей. С вопросом о легализации абортов тесно связан вопрос о исследование эмбриональных стволовых клеток.

Противник легализации абортов Рональд Рейган скончался от болезни Альцгеймера, а менее чем через два месяца после его смерти, в июле 2004 года, его сын Рон Рейган-младший выступил на национальном съезде Демократической партии в защиту исследования стволовых клеток, которые "могли спасти жизнь его отцу". Он сказал, что "исследования стволовых клеток сделают возможным лечение широкого круга смертельных и мучительных болезней".

В самом начале своей каденции, 9 марта 2009 года Барак Обама снял запрет на государственное финансирование исследований в этой области. Запрет был принят предыдущим президентом Джорджем Бушем в 2001 году (в начале каденции Буша).

Обама сказал: «Многие ученые, исследователи, врачи и пациенты надеялись и боролись за это решение последние 8 лет».

«Откройте ваши сердца. Дайте свободу вашим чувствам. Но используйте справедливые слова», - так недавно заявил президент Обама, выступая в католическом университете Нотр-Дам (город Саут-Бенд, штат Индиана), в ответ на обвинения в поддержке «детоубийств».

Однако речь президента США была прервана активистами движения противников абортов Pro-life, скандировавших: «Прекратите убийства наших детей». Их поддержали большинство выпускников католического вуза. При этом 27 активистов Pro-life задержали за нарушение правил поведения в общественных местах. Среди последних оказалась 62-летняя Норма Маккорви, в 1973 году выступавшая в качестве истца под кодовым именем Джейн Роу в верховном суде США - по делу о легализации абортов.

Норма Маккорви, спустя сорок лет, после начала своей борьбы за «право выбора», сделала другой выбор. Она вернулась в лоно церкви, стала фанатичной христианской фундаменталисткой. Осудила свое блудливое, феминистское и лесбийское прошлое. И сейчас выступает против абортов, гомосексуальных браков и т.д.

PS: Интересно, что в англоязычной Википедии и в американском речевом употреблении под «Эффектом Роу» (Roe effect ) понимают не снижение уровня преступности, стволовые клетки, правовую катавасию, а нечто совсем иное: гипотезу Джеймса Таранто о долгосрочном влияние абортов на политический баланс Соединенных Штатов, которая предполагает, что поскольку сторонники права на аборт в следующих поколениях численно уменьшаются, а противники, наоборот, демографически множатся (дети, якобы, обычно наследуют политические пристрастия их родителей), то количество сторонников легализации абортов, а так же, вообще сторонников демократической партии - будет неуклонно снижаться.

ЗЫ: писал быстро. Написал много. В тексте 6 постов вероятно много ошибок. Никуда кроме ЖЖ это не идет. Поэтому сильно не чистил. Если кому-нибудь будет во время прочтения будут попадаться вопиющие ошибки и будет не лень указать, с благодарностью исправлю

freakonomics, roe v. wade, Феномен Обамы, Право, sex

Previous post Next post
Up