Ссылочки опять про образование

Jun 02, 2008 16:10

Раз http://david-gor.livejournal.com/33037.html?thread=299533#t299533
Завязка с выхлопом в сторону выяснения того, стоим ли мы на развилке дальнейших путей развития педагогики или мы на торной дороге с тупиковыми ответвлениями.

Два. http://odarka.livejournal.com/1231644.html
О том, что Европа таки на развилке и ищет правильный путь
Обращаю внимание, дискусанты не имеют представления о том, каково оно образование вне классно-урочной системы. Они лишь констатируют, что Голандия экспериментирует с системами образования. По сути, весь эксперимент сводится к тому, что государство создаёт множество разных школ с разными методиками, а там уж время покажет какие родители правильно угадали. Через двадцать лет они будут иметь твёрдое живое представление о том какая из систем образования наилучшим образом способствует становлению личности в информационном обществе.

Либерально, жестоко, безответственно и очень эффективно. Лично я ничего хорошего в этом не вижу. Но ещё хуже то, что педагогическая мысль в России застряла на этапе совершенствования методики, актуальной сто лет назад.
Нельзя так, как в Голандии, но и закрывать глаза на изменения общественной формации тоже нельзя. Нужны исследования, диссертации, научные споры, эксперименты, педагогические прорывы.

Всё это начиналось перед перестройкой, когда государство активно способствовало исследованиям педагогов-новаторов. Потом стало вообще не до образования. А теперь реформируется форма, увеличивается финансирование, в рамках образовательных программ решаются какие угодно неотносящиеся к образованию задачи от интернетизации деревни до окультуривания-офолклёривания православия. А в том, что касается содержательного образовательного процесса, возвращаемся в доперестроечное тупиковое время, когда ничего не видим, кроме задач, поставленных партией и правительством. Задачи ясны - осваивать средства и обеспечить политическую стабильность (т.е. лояльность будущих избирателей).

Сколько их таких педагогов, которые вытеснены из России или из педагогики (в бизнес, в литературу, в искусство, на рынок неквалифицированного труда - куда угодно) просто в силу того, что было не до них? И сейчас не до них, потому, что есть чиновники, которым не до исследований.

Три. http://www.livejournal.ru/talk/themes/id/7745

О том, что нет ни одной правильной позиции в вопросах воспитания, вернее правильная позиция та, которая осознано и последовательно реализуется данной конкретной семьей по отношению к данным конкретным детям.

В этом смысле самое пугающее, что я вижу в глазах современных родителей - это неуверенность. Страшная, глубокая, внутренняя неуверенность в правильности своих действий в отношении своих детей.

Мир меняется с такой интенсивностью, что современный родитель уже не может следовать советам своих родителей. А как прислушиваться к старшему поколению, если они до сих пор дают советы следовать рекомендациям врачей из поликлиники? А в поликлинике заняты своими показателями и рекламой препаратов. Прямо вот, не стесняясь, выписывают номерные рецепты и получают откаты от производителей.

Берёт родитель одну книжку, а там одно, берёт другую - там прямо противоположное. Со всех сторон на него давят благоглупостями о какой-то там сверхответственности. О том, что детей воспитывать трудно. Что родителю нужна какая-то поддержка, а какая именно не говорят. Поддержку эту родитель не ощущает. Зато читает про какие-то сумасшедшие бюджетные средства, которые вроде как тратятся, но на что непонятно.

А дети чувствуют эту неуверенность острее, чем собаки. Для детишек родители - это весь мир безоговорочно и без остатка. Не может быть правильным воспитание, когда родитель не знает правильно ли он наказал ребёнка или неправильно (если уж наказал, то родитель должен понимать почему за что и что делать дальше). Несчастный родитель общается с другими такими же бедолагами и делает выводы, в результате которых то, что вчера было правильным, сегодня оказывается неправильным. Детям, естественно, никто ничего не докладывает.

В результате отчуждение, непонимание, неуверенность в квадрате. Первое, что надо осознавать - это то, что у неуверенных родителей не могут вырасти уверенные дети. Конечно, всё это сглаживается и компенсируется. Психика детей куда живучее и здоровее, чем принято считать. В конце концов, они всё равно вырастают. Иногда они находят способы справляться с неуверенностью, закладываемой в них родителями, коль уж родители не могут найти способы справиться с собственными сомнениями. Но бывает и наоборот. Неуверенность не просто передаётся, а усиливается. Особенно если родитель обрушивается на ребёнка всей массой своих сомнений в собственной состоятельности.

И тогда дети вырастают с таким недоверием к миру и с такой оглядкой при совершении любого поступка, требующего хоть толику решимости, что они просто неспособны самостоятельно существовать. Единственный для них путь - это найти того, кому бы они могли подчиниться. Но родительская неуверенность сегодня принимает форму эпидемии. Как следствие, уверенных людей, которым могли бы подчиниться дети неуверенных родителей может на всех не хватить. Не говоря уже о том, что уверенным людям по определению никчему все эти нюни-зависимости и прочие прелести тесного общения с несамостоятельными согражданами.

В этом смысле прямо сейчас нужно принимать некоторые широкие меры. Необязательно государственные - государству, как я понимаю, зависимые граждане только на руку. Может быть фильмы, в которых ребёнок фигурирует не для того, чтобы показать, как трудно с ним ужиться родителям. Может быть статьи, где психологи вместо глупых советов писали бы о том, что воспитывать детей можно без всякой психологической поддержки. И воспитывать можно совершенно по-разному - главное, чтобы без страха перед ними (детьми) и без лицемерия.

О том, что ничего трудного в воспитании детей нет, если не оглядываться на советы «специалистов» рекомендующих то или другое (настоящий специалист хорошо знает, что никакой посторонний опыт не может удачно калькироваться в рамки семьи). Если не копировать опыт чужих семей. Если любой собственный положительный опыт закладывать в основы собственных семейных традиций и уверенно следовать этим традициям.

Не знаю что, но какие-то шаги в этом направлении предпринимать надо.

Ещё ссылочки:
О достоинствах классно-урочной системы http://david-gor.livejournal.com/33376.html
О недостатках классно-урочной системы http://david-gor.livejournal.com/33695.html
О необходимости исследований в области поиска путей реконструкции образовательной системы http://david-gor.livejournal.com/33801.html

UPD убрал абзац с фамилиями педагогов. Никчему это здесь - кому интересно, может заглянуть в подшивку газеты "1 сентября" или почитать "Учительскую газету".
Previous post Next post
Up