Словарик 02: Этнос и нация - 6

Nov 25, 2022 22:27


Продолжаем.

Когда буду оформлять как статью, перетасую логически фрагменты. Это вот надо было раньше расписать, когда говорилось о сложностях принадлежности к этносу. Рассмотрим "вопрос на засыпку". Как было кем-то написано: "Красивое о том, как примордиалистский подход к национальности/этничности разбивается о прозу жизни". Ну-ну :-) Итак:

"В семье действительного статского советника (генеральский чин!) Леонарда Станиславовича Ивановского в 1876, 1880 и 1882 годах родились три брата: Юрий, Вацлав и Тадеуш. ...заслуги обеспечили ему не только высокий чин, но и достаточный уровень дохода, позволявший его детям учиться в Варшавской мужской гимназии.

Именно в гимназии дети провинциального польского дворянина Ивановского и столкнулись с необходимостью сделать выбор в пользу какой-то определённой национальной идентичности.

Первым свой выбор сделал старший сын. Он перестал быть Юрием и стал Ежи, а всем окружающим он рассказывал про то, что его род принадлежит к древней и славной шляхте всходных кресов. ...поляк до мозга костей, идейный подпольщик и представитель межвоенной польской элиты.

Вацлав после гимназии поступил в Петербургский политехнический институт и окончил его. Дальше Вацлав Ивановский совмещал преподавание химии с созданием белорусского националистического движения. ...заслуги Вацлава Ивановского перед белорусским национализмом сложно недооценить. Он создал первые белорусские политические партии - Белорусскую социалистическую и Белорусскую революционную громады. Он же создал первый вариант белорусского алфавита, причём в двух графических системах: кириллической и латинской. ...Вацлав был одержим идеей создания белорусской идентичности и её признания во всём мире. Естественно, что в 1918 году это привело его в состав правительства Белорусской народной республики, где он занял пост министра образования. ...В политику он опять вернётся как сознательный белорусский националист уже во время гитлеровской оккупации Белоруссии. ....был убит агентами советских спецслужб как гитлеровский пособник в Минске в 1943 году. Стоит отметить, что дети Вацлава Ивановского считали себя поляками, а белорусский национализм своего отца воспринимали как причуду, вызванную военными и революционными событиями его биографии.

Тадеуш Ивановский, который родился в 1882 году в имении Лебедка в Виленской губернии, а умер в Каунасе в 1970 году под именем Тадаса Иванаускаса, сознательно выбрал себе литовскую идентичность. Если старший брат Ежи в гимназии пытался быть самым польским поляком, средний брат Вацлав позиционировал себя как белоруса, то юный Тадеуш стал налаживать связи с литовскими националистами. До 1905 года Тадеуш-Тадас не знал литовского языка, но выучил его, учась в Сорбонне. Собственно говоря, всю свою жизнь Тадеуш посвятил академическим штудиям, а, точнее, созданию и развитию литовской естественной науки. ...после вхождения Литвы в СССР Тадас Иванаускас совершенно спокойно продолжал свою карьеру, не обращая внимания и на немецкую оккупацию. ...активная научная деятельность Иванаускаса уничтожала остатки польской идентичности в Литве,.."

-- Вот! -- воскликнет конструктивист, -- Сами видите: родные братья-поляки,из них поляком остался только Юрек/Ежи Ивановский, Вацек Ивановский стал белорусом, а Тадеуш -- вообще стал литовцем Тадасом Иванаускасом! Что теперь скажете, примордиалисты?


На самом деле всё просто, имеет место стандартная подтасовка -- путаница с "быть" и "называться". Многие почему-то считают, что ежели кто-либо кем-то назвался, то им и является. В современности в некоторых странах уже вооще мужчина может заявить себя женщиной, и типа надо следовать его мнению, а не вызывать психиатрическую помощь.

Давайте разберёмся.

Сначала глянем на отца и семью в целом. Мотало его по стране много (человек был деятельный и знающий), но исходно, так сказать, он проживал в местности, где с этнической и государственной принадлежностью было "всё сложно": Польша с гонором, белорусские земли, которые переходили из рук в руки, там же где-то было Великое Княжество Литовское, которое закончилось в 1795 году -- исторически недавно. То есть жители этого региона этнически были, скажем так, лабильны. Добавим к политическим метаниям религиозные, типа раз православный -- то русский, а если католик -- то поляк. При этом все были не просто белыми по расе, но и славянами, точнее -- восточными славянами. Официальным языком в Княжестве Литовском был изначально западнорусский, затем шляхта вытеснила его польским где-то в XVIII веке, а вот литовский на государственном уровне вообще никогда не использовался.

Короче говоря, Ивановские были шляхтичи, но типа белорусские, а не коренные польские. При этом белорусов тогда отдельно в этническом плане не выделяли (и это правильно), и получаются некие "ополяченные русские", Всё сложно (с).

На минуту отвлечёмся и поговорим обобщённо.
Очень важно, но мало кто понимает: из этноса можно выписаться, но в него "вписаться" по желанию. Ежели некто, будучи русским по происхождению, выросший в русской культуре, чей родной язык -- русский и т.д. вдруг становится либералом или вообще бандеровцем -- ну так насильно мил не будешь. Выписался -- и выписался, попутного ветра в спину. Это важно понимать, чтобы не путать русских по этносу и русских по формальному происхождению, русскоязычных. А то вторые просто обожают говорить если не за всю русскую нацию, но хотя бы в виде "мы, русские либералы..." (как пример). Нет уж, если либералы -- то уже НЕ русские, так как менталитет не просто другой, но противоречит парадигмально.
Что же касается "вписки", то всё просто и научно: нельзя просто так взять и заменить менталитет своего этноса на другой. Просто потому, что он закладывается на уровне бессознательного, начиная с возраста, когда ребёнок ещё и говорить-то только учится. Это не сознательное обучение, а "через нейросети" мозга. Поэтому как-то можно имитировать, но вот заменить -- не получится. Можно изучить чужую культуру, восторгаться ей, подражать и всё такое -- но это будет на внешнем уровне. Чтобы принадлежать к определённому этносу, надо именно в раннем детстве воспитываться в культуре именно этого этноса. Почитайте, например, сказки разных народов -- отличия наглядны.
И ещё один нюанс: если всё же кто-то себя "переформатирует", то он, как правило, не просто заявляет, что-де он теперь не X, а Y, но становится ярко выраженным Y -- более акцентированным, чем родные представители Y. Это, кстати, не только на тему этнической принадлежности, но и религиозной, да и вообще -- мировоззренческой.

Кстати, отличная иллюстрация -- происходящее на Украине. Сторонники украинской псевдонации нормальными вообще не бывают, это именно сектантское фанатическое мировоззрение. Но при этом -- обращали внимание, что в ВСУ призывают в основном с восточных и центральных территорий, а щирых западенцев как-то не очень -- они по большей части в Европе самовыражаются? Это именно потому, что даже сторонники самостийности на востоке Украины -- это именно что оболваненные русские. Внешнее, сознательное у них "перешито", но при этом глубинная психика, которая с младенчества формируется, осталась русской. Поэтому имеем парадокс: эти "перепрошитые" русские сражаются всё равно практически как русские. Западенцы же в боевых подвигах мало заметны, скажем так. Ну и, понятно, с глобальной точки зрения имеет значение уничтожение людей с русским менталитетом с обоих сторон.

Возвращаемся к нашим братьям-полякам.

Проще всего с Юреком, который чувствовал свою белорусскую "недополячность", хотя и был поляком, и стал больше поляком, чем многие "польские" поляки. Ничего удивительного тут нет, практически то же самое, что и с разнорасовыми полукровками: многие из них выбирают одну из "половин" осознанно, если выбора не сделали родители с младенчества, и стараются выглядеть более Y, чем чистокровные Y. Даже имя на Ежи поменял как на "точно польское".

Перехода в другой этнос тут нет. Поляком был, поляком остался.

Вацлав увлёкся попыткой создать некую "белорусскую нацию" как отдельную и упоролся по этой теме. Т.е. стандартная попытка превратить территориальное деление -- великороссы, малороссы (украинцы), белорусы -- в псевдоэтническое. Вот бандеры на Украине сейчас -- наглядно. Так что шлёпнули русофоба как врага народа правильно. Даже собственные дети его не поддержали.

Перехода в другой этнос тут нет. Просто попытка "создать новый этнос, отделив от существующего". По какой причине его так вштырило -- даже не интересно. Просто из поляков он выписался, а дальше остался с вымышленной этничностью. Принадлежность к которой -- вопрос не научный, а идеологический.

Тадас Иванаускас поменял не только имя, но и фамилию. Сознательно выбрал себе литовскую идентичность. Но называться -- не значит быть на самом деле. По какой причине он настолько увлёкся литовской историей -- не в курсе, да и не интересно. Факт есть факт. Некоторые вот по Толкиену фанатеют. Рискну предположить, что полячество его чем-то не устраивало (тем более, что жил он не в Польше), маразм "белорусской нации" он понимал, а как историк знал про Великое Княжество Литовское. Правда, изначально оно было русским, а литовцы -- это так, политически незначимая мелочь была. Но учёные -- люди увлекающиеся. Написано, что он контактировал с литовскими националистами, но в политику не вляпывался и поэтому к нему не имели претензии ни до СССР, ни во время гитлеровской окккупации, ни в СССР после Победы.

Переход в другой этнос тут заявлен; но, как выше разъяснялось -- такое невозможно. Просто из поляков он выписался, а дальше занялся ролевой игрой "я -- литовец".

Ну и общее: описанная ситуация не типична и обусловлена спецификой истории и этнического состава той территории. Просто братья с размытой самоидентифицации выбрали различные варианты более чёткой принадлежности из естественных для них вариантов, ну и один противоестественный вариант, что ж поделать. Идеология далеко не всегда следует науке. Согласитесь, что вариант "у сурового сибирского мужика один сын стал англичанином, второй -- французов и третий -- чукчей" гораздо более мало вероятен даже в плане "назваться".

Итого: не путайте самоидентификацию и действительную принадлежность!
Самоидентификация -- условие необходимое для принадлежности к этносу, но недостаточное.

Ceterum censeo Ucrainam esse delendam.

Телеграмм-канал: t.me/warrax_news
ВК: https://vk.com/warrax_bfp
https://www.youtube.com/WarraxBFP
http://www.youtube.com/DaimonBFP

мелкостатья, социализм

Previous post Next post
Up