Защитникам Паламы

Sep 19, 2014 10:07

Я не вижу никакой реакции на мое изложение четырех сессий Собора 1351 г. Между тем, у Арсения Тирского сохранился при изложении 4 заседания текст двух глав из 20, извлеченных из сочинений Паламы: одна идентифицируется среди писем Паламы, другая нет (видимо, уничтожена в сочинениях Паламы после Собора). Никто из паламитов не хочет пояснить глубокие ( Read more... )

Leave a comment

danuvius September 19 2014, 10:23:26 UTC
Это опять бег по кругу, неинтересно: кто и когда из святых, а тем паче Соборы, до Паламы говорили, что в Боге есть иные различия, кроме ипостасных идиом? Кто и когда до Паламы сравнивал (и фактически приравнивал) различия в бож. действиях с ипостасными различиями? А Палама сравнивал. По антипаламитам, множество божественных действий не вредит простоте, поскольку они суть частные тварные проявления единого божественного действия, неотличимого от бож. сущности. Только такая позиция позволяет сохранить и бож. простоту, и границу, отделяющую Творца от твари. А паламизм, вводящий множественность тварного мира в недра Божии, ведет к пантеизму и политеизму, каковым был и остается неоплатонизм, источник Ареопагита и Паламы.

Reply

alexandrg September 19 2014, 11:05:44 UTC
+++По антипаламитам, множество божественных действий не вредит простоте, поскольку они суть частные тварные проявления единого божественного действия, неотличимого от бож. сущности.+++

А чем, по антипаламитам, обусловливается само многообразие проявлений?

Если по свв. отцам, то различные идеи/замыслы/парадигмы/логосы/воления в Боге дают и различные результаты. Замысел о человеке, например, отличается от замысла о таракане, поэтому человек отличается от таракана.

Reply

danuvius September 19 2014, 11:51:22 UTC
По антипаламитам сразу не отвечу, но могу сам от себя: Бог прост, а мир сложен, поэтому единое действие Бога может быть воспринято и выражено вовне только во множестве (такова природа тварного). Что же касается логосов, то во время паламитских споров были любопытные прения по Главам Максима Исповедника, I, 48-50: там святой отец пишет, что сии идеи имеют начало во времени и что творец их -- Бог (то есть они тварны), а Палама всюду всячески перевирает и недосказывает. Только 1 или 2 раза он вынужден привести контекст, но и тогда ничего убедительного возразить не может. А ваше объяснение, якобы по святым отцам (ну да, у них всякое может быть), является очередной рецепцией платонизма. Потому обычно отцы и говорят "окрест" Бога, чтобы не ввести множество вовнутрь.

Reply

alexandrg September 19 2014, 14:01:14 UTC
+++Бог прост, а мир сложен, поэтому единое действие Бога может быть воспринято и выражено вовне только во множестве (такова природа тварного ( ... )

Reply

kiprian_sh September 19 2014, 11:06:02 UTC
*кто и когда из святых, а тем паче Соборы, до Паламы говорили, что в Боге есть иные различия, кроме ипостасных идиом?*
Отличие в Боге сущности от свойств, энергий, сил, логосов (или "образцов", "парадигм", как говорит прп. Иоанн Дамаскин со ссылкой на "неоплатоника" св. Дионисия) творения и т. п. -- общее место. Не знать этого означает не знать православного богословия. Непознаваемость сущности и познаваемость свойств, энергий как мира, так и Бога -- основной гносеологический принцип отцов, опровергавших Евномия. Я, честно сказать, в растерянности :)
Простите, уважаемый Алексей, но Вы просто до вызывающего оторопь сходства напоминаете Варлаама, Акиндина, Прохора :) Они так же слепо не видели громадного количества примеров, которые приводил свт. Григорий.
Я не затруднился бы привести кучу цитат, но...
Ну, перечтите (непредвзято!) хотя бы хрестоматийную работу архиеп. Василия (Кривошеина) "Проблема познаваемости Бога: сущность и энергия у св. Василия Великого"...

Reply

danuvius September 19 2014, 11:56:15 UTC
Это все читано и обдумано много раз. Просто Вы навязываете святым отцам то, чего они не думали -- или, во всяком случае, не говорили. Самый показательный пример -- перевирание Паламой 6 Собора. Где там сказано, что в Самом Боге (Троице) сущность отлична от действия? То, что у Христа есть две воли и две природы, вовсе не означает того, что утверждает Палама. Иначе потрудитесь привести конкретные цитаты в пользу Паламы, а не те, что приводил он сам или Собор, которые ничего не доказывают. И точно так же во всех прочих случаях. Кривошеин, Лосский и тутти кванти читают отцов сквозь призму Паламы, что предвзято и антиисторично.

Reply

kiprian_sh September 19 2014, 12:39:07 UTC
*Это все читано и обдумано много раз*
Ну, и ладно. Нет ничего неплодотворнее, чем спор об очевидностях.

Reply

danuvius September 19 2014, 12:45:22 UTC
Ну да. Да и спорить с Вами неинтересно -- даже не потому, что Вы не читаете подлинники (и потому многое остается скрытым от Вас), а потому что Ваше мышление шаблонное и стереотипное плюс боязнь независимой критической мысли. Вот, н-р, с АлександромГ мне всегда было интересно поговорить. (Не в обиду, дорогой Киприан :) )

Reply

kiprian_sh September 19 2014, 12:57:58 UTC
Да какие обиды, дорогой Алексей...

Reply

danuvius September 19 2014, 13:41:23 UTC
Я, честно сказать, в растерянности :)
======
+

Reply

romanr September 20 2014, 07:46:28 UTC
" кто и когда из святых,... до Паламы говорили, что в Боге есть иные различия, кроме ипостасных идиом?" -
странно слышать такой вопрос от патролога. Вот Вам первое, что попалось, навскидку: "В этом восхвалении пророческое слово показало лишь часть Божественной энергии, о самой же силе, от которой энергия, и тем более о природе, от которой сила, оно не сказало и не намеревалось" . Св. Григорий Нисский. De beatitudinibus oratio 7, PG 44, 1280.

Reply


Leave a comment

Up