Вчера в 2 ночи, собираясь уже ложиться, был остановлем отвратительным ощущением бездарно проведенного дня (не первого, как не трудно догадаться). И до 5 смотрел "Андрея Рублева". Даже мучивший меня кашель на это время как-то отпустил
(
Read more... )
Comments 17
Reply
Reply
Reply
"...Так и ждешь, что какое-то осуждение этого насилия сейчас в фильме будет - то ли из уст кого-то из героев, то ли в каком-нибудь поступке молчащего Рублева, то ли в раскаянии самого мастера, то ли в страдании наказываемого, то ли какими-то более тонкими чисто кинематографическими средствами" - не есть ли это ожидание - свидетельство того, что цель достигнута? Это в средневековой литературе святой, как только он достиг святости, всегда прав, а Рублёв Тарковского больше на советского интеллигента похож, хоть убей. Но надо пересмотреть, может, и правда, я желаемое за действительное принимаю.
Reply
Мне кажется, что тут действует такой неприятный механизм - мы видим нечто сильное (например, фильм "Андрей Рублев") и хотим притянуть эту силу на свою сторону, счесть ее "своей". А для этого пытаемся приписать ей свое представление о хорошем (например, современную версию гуманизма). Хотя в "Рублеве" именно такого гуманизма, может быть, не больше, чем в Ницше - фашизма. Может быть, сталкиваясь с явлением художественной силы имеет смысл вспомнить, что, например, автор этой силой обладает, а я, как минимум пока, нет. А значит, полезнее не одомашнивать его, а у него учиться - может быть, меняя и свои представления о хорошем. Тоже, разумеется, не безоглядно.
Reply
Увы, я плохо помню фильм: смотрел, кажется, 3 раза, но все три - давно. Поэтому не буду о нем говорить. «Пишет для них»... Не может быть - только для них. А раз так, то здесь меньшее искажение христианства, чем в "безжалостности". Ведь и Христос основное делал "для них", хотя тоже не "только для них".
«И иконы он пишет, руководствуясь в первую очередь не Писанием и даже не художественными интересами, а именно тем, что, как он думает, хорошо для людей».
В этой фразе, безусловно, главные слова - «в первую очередь». Значит, речь идет именно о большем или меньшем смещении акцентов (Рублевым). Любой творец, в отличие от монаха или проповедника, не может не смещать акценты. Так или иначе. Это смещение - в сторону людей - совсем не худшее и не означает недостатка веры. Много хуже другое возможное смещение - в сторону догматизма, абстракций и "безжалостности", против чего Писание, надо сказать, не дает ( ... )
Reply
:)
Reply
То есть отсутствие веры получается как раз ч е р е з отсутствие веры в способность человека "правильно понять" - так у великого инквизитора, для которого Христос - всё же реальность. Во что "недостаточно" верит Рублёв (если он верит недостаточно) - в человека или в Страшный суд?
Reply
Reply
Leave a comment