Начало тут Итак, наступил следующий день. Благодаря Игорю и его друзьям мы ночевали в гостинице. Не пять звезд конечно, но две найдется! Сегодня поездом должны прибыть остальные участники соревнований из Хабаровска и Комсомольска, Игорь, Дима и Рома поехали их встречать после чего должны были отправится на трассу выполнять тренировочные заезды. Я же занялся осмотром окрестностей и достопримечательностей.
Напомню, мы находились в Ванино... Весной 1853 года молодой лейтенант Николай Константинович Бошняк, офицер из экспедиции Генадия Невельского, отправляется вдоль берега татарского пролива в поисках гавани, известной местным жителям под названием Хаджи. 23 мая "мы с волнением в сердце подошли к перешейку, перетащили через него нашу лодку и вошли в обширную и совершенно закрытую бухту, - писал Бошняк. - Перед нами тянулась широкая масса воды, совершенно тихой и гладкой, как зеркало. Густой лес окраивал эту прекрасную водяную ленту. Я приказал измерить глубину двухсаженным шестом - шест пронесло. Я скомандовал: "Шапки долой!" - и усердно перекрестился. И было от чего". Так свершилось открытие, неа! не Ванина!, Императорской (ныне Советской) Гавани! Бухту Ванина Бошняк открыл чуть позже, описал, но оставил под прежним названием - бухта Уй. В итоге бухта Ванина пояилась на картах лишь спустя двадцать лет. Это было в 1874, когда по просьбе главного командира портов Восточного океана адмирала А.Е. Кроуна на Тихоокеанское побережье была направлена новая экспедиция. Её возглавил военный топограф подполковник Л.А.Большев. Она прошла от Пластуна до Де-Кастри, исследовала и дала название многим бухтам в Татарском проливе. Бухта Уй получала имя участника этой экспедиции, военного топографа Иакима Клементьевича Ванина. После про бухту опять забыли.
Первым отметил достоинства бухты Владимир Клавдиевич Арсеньев. В 1908 году он побывал в бухте и в своей книге "В горах Сихоте-Алиня" оставил такое описание:
"Высокие скалистые берега ее, темная неподвижная вода и ничем не нарушаемая тишина создавали обстановку неприветливую, угрюмую. В глыбах камней, хаотично нараможденных на берегу, в покачивающихся старых деревьях и в мрачных утесах чувствавалась какая-то настороженность. Точно кто-то неведомый, страшный прятался в лесу и наблюдал за нашими лодками. В глубине бухты впадала небольшая речка Уй, около устья которой находился один орочский домик. Присутствие людей несколько смягчало суровую красоту бухты Ванина, и жуткое чувство, навеянное странной обстановкой. понемногу стало рассеиваться. Я обратил внимание на большую глубину бухты"
Бухта в 1912 году
В 1911 тут уже жили 28 русских и 25 корейцев. Велась рыбопромысловая деятельность. "Бухта Ванина пустынна, и в ближайшие 100 лет для нее не предвидется никаких перспектив", - такую запись сделали японские географы в лоции Татарского пролива 1926 года. А уже в 1957 году, порт Ванино прступил к отгрузке леса на экспорт в Японию. В 1938 году вторая Совгаванская партийная конференция объявила поход коммунистов и всех трудящихся на превращение района "из шума тайги и моря в шум заводов и фабрик" Строительство порта началось в 1939 году, сделали насыпь пирса, открыли каменный карьер. Потом началась Великая Отечественная Война и строительство было возобновилось только в 1943. Днем рожденья Ванинского порта принято считать 18 октября 1943 года. В 50-м в порту функционировало три глубоких пирса, а с 1951 порт выделился в самостоятельное предприятие морского транспорта.
1938
Морской вокзал 1945
К 1968 порт Ванино становится одним из крупнейших портов страны, морскими воротами Приамурья.
Порт работает и сейчас, ОАО "Ванинский торговый порт", в 2008 отметил свой 65 летний юбилей!
Девять утра:
Дом культуры порта и смотровая площадка
Ванинский терминал паромной переправы "Ванино - Холмск". Увы, дядька Сталин скоропостижно озяб и вместе с тем нам туннель на Сахалин резко обломился. Тогда в решениях ХXIII съезда КПСС появилась строка: "Построить паромную переправу Ванино - остров Сахалин". Ну что же, партия сказала и вот июнь 1973 года - торжественное открытие переправы! После митинга дизель-электроход "Сахалин-1", под командованием капитана Василия Степановича Былкова, вышел из Ванинской бухты в татарский пролив. Впереди 140 миль и девять часов.
Терминал в Ванино
Тот самый - первый!
Встреча первого парома в Холмске
Терминал в Холмске
Сейчас говорят осталось только четыре парома: 10, 9, 8, 7... Десятку я снял чуть выше на рейде...
Бухта Постовая
Последняя подводная лодка 90-й бригады
База ВМФ России "Заветы Ильича"
Могила лейтенанта Королевского флота Британии Хеллорена Ф.А. Умер 4.08.1882. Памятник - копия с оригинала от Ванинского филиала русского географического общества, установлен 4.08.2012.
От Владивостокского порта 1887г. "Умершим от цинги в зиму с 1853 по 1854 транспорта Иртыш"
Советская подводная лодка С-117 затонула во время учений в районе Татарского пролива в декабре 1952 года. Погибли 52 подводника, в том числе 12 офицеров. Ни лодку, ни экипаж так и не нашли...
Памятник фрегату "Паллада" от в/ч 15058 установленный 20 декабря 1963 года.
Он же в 80-х
«Паллада» - фрегат российского военного флота. Заложен на Охтинском Адмиралтействе в Санкт-Петербурге 2 ноября 1831 года, спущен на воду 1 сентября 1832 года. Фрегат был построен согласно личному указанию императора Николая I. В 1852-1855 годах под командованием капитана И. С. Унковского совершил с дипломатической миссией вице-адмирала Е. В. Путятина плавание из Кронштадта через Атлантический, Индийский, Тихий океаны к берегам Японии. После окончания переговоров в Нагасаки фрегат направился к российским берегам, где, из опасений захвата англичанами в связи с началом Крымской войны и в связи с реальной небоеспособностью уже старого корабля с корпусом, абсолютно расшатанным океанским переходом и попаданием в два тайфуна (в Индийском океане и у Гонконга), был затоплен в бухте Постовая, где и находится по сегодняшний день.
Мыс Чудинова. Назван в 1854 г. лейтенантом Н.К. Бошняком по фамилии штурмана транспорта «Иртыш» подпоручика КФШ Г.М. Чудинова, зимовавшего здесь в 1853/54 г. и умершего от цинги и простуды.
в/ч 40769 вспомогательного флота. Самый большой в центре - легендарный СМТ (средний морской танкер) «Вишера». В 1973 году танкер «Вишера» и плавбаза «Иван Кучеренко» совершили первый и единственный в истории ТОФ визит в Перу - в Кальяо 17-22 октября и Эквадор - Гуаякиль 26-31 октября.
Парк у Дома офицеров поселка Заветы Ильича. Установленная силами подводников соединения рубка подводной лодки пр.613 "С-88".
Миг-15, раньше стоял у военного автозавода № 105
UPD: Самолет МИГ-17 № 601 установлен приказу командира авиачасти дислоцировавшейся в поселке до 1983 года в честь военных летчиков в ноябре 1977 года. Стоял в конце ул. Уссурийская в 80 м от административного здания в/ч 78636.
Фото из паспорта памятника
Кусок торпедного катера пр. 123К. Раньше стоял целиком на берегу бухты Западной. В начале 2000-х постамент на котором был установлен этот торпедный катер, стал разрушаться, под ним как раз стояли и фотографировались женщины и дети. От постамента отвалились несколько кусков и попали прямо на людей, многодетную мать убило тут же на месте...
UPD: Катер увы не тот, его порезали...
Орудийный дворик 180-мм четырёхорудийной береговой батареи № 925 бывшей Советско-Гаванской ВМБ. Находится в долине реки Чум. Построена в 30-е годы.
Командный пост батареи № 925 на мысе Веселый.
Останки бронерубки, толщина металла впечатляет!
Бухта Западная, что за деревянный "ноев ковчег" незнаю...
Станция спутниковой связи, телевизионная система «Орбита» - Советская Гавань. В Хабаровсе тоже была такая, на набке стояла, сломали...
Бухта Базарная
Буксир-кантовшик БК-1244 "Капитан Фёдоров" Осенью 2008 года буксир следовал из посёлка Ливадия (Приморский край) в Магадан. 8 ноября 2008 года в 5 часов 40 минут по местному времени в сильный шторм был выброшен на камни в районе мыса Красный партизан. Спасательное судно подошло к буксиру на рассвете, в результате спасательных работ все шесть членов экипажа спасены и доставлены в город Советская Гавань. Позже с буксира было откачено 25 тон дизельного топлива, спасать сам буксир было экономически невыгодно.
Памятник партизанам-маячникам павшим за установление советской власти 1918-22гг.
Маяк «Красный Партизан» В конце XIX века по императорскому указу на мысу Св. Николая при входе в залив, был поставлен маяк, ныне один из старейших на российском тихоокеанском побережье. Сегодня маяк носит название «Красный Партизан» в честь расстрелянных партизан в ходе гражданской войны. Необходимость строительства маяка стала очевидной с развитием морского сообщения в здешних водах. Этому также способствовало крушение в 1893 году крупного парохода, потерявшего ориентировку в тумане и севшего на камни. 30 декабря 1894 года было принято решение о строительстве маяка с целью "быть исключительно опознавательным пунктом для мимо идущих судов на Сахалин, в Николаевск и обратно". В 1896-1897 годах были проведены все основные работы по строительству маяка. Из-за постоянных весенних туманов (с апреля по июнь) было также принято решение о строительстве здания для пневматической сирены у обрыва мыса, в 70 м от маяка. Позднее с сирене добавили колокол и фитильную пушку. Пушка простояла на маяке до 1945 года и два ее последних выстрела, произведенные 2 сентября 1945 года, были посвящены победе над империалистической Японией.
Маяк работает и по сей день, но сейчас посмотреть на него можно только с "жопы". Под предлогом "военный объект" на него не пускают, а что бы наверочку сократить количество желающих маячники спускают большую овчарку...
Вечером мы все вместе встретились на финише, в бухте Сетуан. Я как раз успел на отменную кашу с тушенкой и запеченную рыбу. Для интересующихся фотрифиацией скажу: в бухте Сетуан есть один двухамбразурный ДОТ. Ночевать мы поехали в молодежный центр «Западный». Он построен на базе бывшей воинской части связистов в\ч 15109. Там к нашем услугам был предоставлен целая «казарма» с койками, постельное белье!!!, душ и кипяток. Мы еще долго выбирали себе койки, смотрели кино, а кто то в три часа ночи решил послушать музыку. Вообще большое спасибо Игорю, Наде и тем людям которые позволили нам тут разместится и за оказанный теплый прием. Это были самый крутой ночлег за весь период путешествия!!!
В описании использовалась информация и фото:
- книга "Берег отечества - Ванинский морской торговый порт"
- книга "Индустрия шагнула к океану"
- книга "Terra incognita" А. Хисамутдинов
- Википедия
День третий