Как обещал, публикую первые результаты работы нового отдела оптимизации дорожного движения в ЦОДД - утвержденные и отданные в реализацию проекты. Пока что их 13.
Многие дорожную разметку недооценивают, хотя ей можно серьезно повысить и безопасность движения, и пропускную способность улицы. Скажем, увеличив за счет сужения количество рядов перед перекрестком; прикрыв выезжающих с интенсивного направления островком безопасности; разметив парковочные места, чтобы стоящие не мешали едущим. Кто желает убедиться, рекомендую несколько прошлогодних примеров по ЮАО: Пролетарский проспект, улица Кантемировская и улица Москворечье.
Но поменять разметку не так просто. Прежде всего, ее наносят по проекту организации дорожного движения (ПОДД). Чтобы нанести ее как-то иначе, надо этот самый ПОДД поменять (перепроектировать). До недавнего времени эти работы выполнялись только подрядными проектировочными организациями по специальным контрактам. Занимало такое проектирование несколько месяцев и стоило немалых денег. Но спроектировать - еще полдела, дальше надо сначала снять фрезой старую разметку, а уж затем и нанести рядом новую. Все это требует дополнительных расходов, а и новая разметка на старом асфальте держится хуже. А если, например, проект готов к ноябрю, все работы придется отложить до апреля-мая: наносить разметку при минусовых температурах все равно что асфальтировать сугроб. Неудивительно, что изменение разметки затягивается в лучшем случае на год, сплошная бюрократия и сложности.
А ведь повысить оперативность работ, сэкономить бюджетные средства, увеличить долговечность разметки очень просто. Во-первых, достаточно корректировать проекты самостоятельно, силами ЦОДД, без проектировщиков. И во-вторых, делать это в первую очередь по тем сотням улиц, где и так будет плановая замена дорожного покрытия: тогда не потребуется снимать старую разметку, а можно сразу нанести новую по свежему асфальту!
Именно эти мы с коллегами и занялись в мае-июле 2015 года, начав работу еще в Пробок.нет, а закончив ее уже в ГКУ «ЦОДД»: - Запросили и получили в ГБУ «Автомобильные дороги» список адресов, где будет менять асфальт. - Проверили, по каким адресам уже имеются проработанные предложения. - Достали имеющиеся проекты организации движения и начали их перепроектировать. - Коллеги из управления ЦОДД по организации дорожного движения ЦОДД проверили наши проекты и внесли некоторые замечания. - В итоге проекты были одобрены ЦОДД и направлены в ГБУ «Автомобильные дороги», которое и занимается заменой асфальта и нанесением разметки.
Что и зачем поправили? Мы поменяли организацию дорожного движения в 13 местах [Смотреть список]на проспекте Андропова у метро «Коломенская» в обе стороны, а также перед Коломенским проездом в область; на Волоколамском шоссе на съезде с внутренне стороны МКАД в область; на Главной аллее на перекрестке с Проектируемым проездом 1217; съезды с улицы Земляной вал на Таганскую площадь, Берниковскую, Николоямскую, Полуярославскую набережные, а также сам участок улицы Земляной вал; на площади Красные ворота на Садовом кольце и на площади Серпуховской заставы; на улице Кошкина; на улице Верхние Поля у рынка Садовод, включая путепровод над МКАД; на улице Мещерякова; на 1-й Кабельной улице; 2-м Кабельном проезде, на Душинской улице.
Все проекты направлены на повышение пропускной способности и безопасности дорожного движения на проблемных участках дорог Москвы. Дальше подробности по каждому проекту.
1. Проспект Андропова у метро «Коломенская» в обе стороны Первый комплексный подход к вопросу сделал еще в рамках Пробок.нет в 2014-м ( «Как ускорить проспект Андропова»), а первого «светофорного» результата на перекрестке с улицами Нагатинская и Новинки вместе с ЦОДД добились в феврале 2015-го. Теперь пришла очередь разметки.
Старый проект ОДД проспекта Андропова у метро Коломенская (кликабельно)
В чем тут проблема? Во-первых, полосы избыточно широкие, от 3,75 до 6 метров, а их количество недостаточное. Во-вторых, разметка зачем-то уводит весь трафик в левые ряды, откуда едущим прямо приходится «продираться» правее, создавая толчею. Кстати, это типовая ошибка проектирования, в этом вы еще убедитесь дальше. В-третьих, ни заезд, ни выезд из разворота в бульваре не прикрыт островком безопасности, хотя ширина проезжей части легко позволяет и это. В-четвертых, вместо того чтобы честно отправить правый ряд с юга проспекта на набережную, разметка зачем-то ведет его на мост, где и так толчея и лишь 2 «общие» полосы; ну а чтобы повернуть на набережную, из-за транспорта на остановке часто приходится ехать через островок безопасности.
Мы решили исправить сразу все ошибки проектировщиков, вот что получилось.
Новый проект ОДД проспекта Андропова у метро Коломенская (кликабельно)
Число полос в зоне перекрестков увеличили, ширина не меньше 3,25 м (выделенных полос - не менее 3,5 м). Причем едущих прямо мы оставляем в своих полосах - перестраиваться должны только поворачивающие. Ожидающие поворота налево будут стоять в своей собственной полосе, причем в область таких полос будет две. В итоге количество перестроений снизится, а скорость проезда перекрестка повысится в обоих направлениях. Повысится и безопасность: у разворачивающихся появляется собственная прикрытая полоса.
Интересно, что выделенная полоса не только сохраняется, но в сторону центра даже немного увеличивается за счет островка безопасности. А в сторону области мы внедряем решение, «зеркальное» использованное с обратной стороны перекрестка: выделенная полоса прерывается лишь перед самым светофором, где автобусы и так едут вместе с общим потоком, но делают проезжая без задержек на первый же зеленый.
А что с выделенкой на Нагатинском метро-мосту? Этот вопрос пока снят с повестки дня по объективной причине: мост сейчас на реконструкции. Срок работ 2 года, и все это время на мосту будут 4 общие полосы, по 2 в каждую сторону. Ближе к открытию моста, надеюсь, вернемся к вопросу. Пока что попробуем добиться внеуличного перехода и уширения дороги в центр в Нагатинской пойме.
Из-за ремонтируемого моста основной эффект от предложения пока будет в сторону области.
2. Проспект Андропова перед Коломенским проездом в область Премещаясь от метро Коломенская в область, попадаем на перекресток с Коломенским проездом. Здесь не очень разумно организовано движение в область - перед перекрестком 2 общие полосы и широченная выделенка. Странная и разметка с Коломенского проезда в центр: на перекрестке целых 5 полос, и это несмотря на 3 полосы после перекрестка, из которых выделенная!
Старый проект ОДД проспекта Андропова у Коломенского проезда (кликабельно)
Что поменяется? За счет избыточной ширины полос перед перекрестком сделаем 3+А в сторону области. То есть опять же «протянем» прямой ход, сохранив выделенную полосу. Обратите внимание, за Коломенским проездом в область движение организовано по схеме 3+А.
Новый проект ОДД проспекта Андропова у Коломенского проезда (кликабельно)
Кроме того, на самом перекрестке мы "закрыли" разметкой правую полосу Коломенского проезда, чтобы перекресток проезжали в 3 полосы, а не в 4. Избыточная рядность этой зоне накопления - одна из причин заторов на Андропова в центр.
3. Главная аллея на перекрестке с Проектируемым проездом № 1217 После поворота на север от шоссе Энтузиастов Главная аллея сужается с двух полос до одной, образуя бутылочное горлышко. Проблема в том, что в меньше чем в 100 метрах левый поворот на Проектируемый проезд №1217, и стоит хотя бы одному автомобилю встать перед ним, как всем остальным приходилось либо ждать, пока он повернет, либо объезжать по обочине. Неудивительно, что здесь были постоянные пробки.
Старый проект ОДД на Главной аллее (кликабельно)
Пару лет назад Пробок.нет пытался добиться здесь локального уширения, но тогда проект не прошел. Теперь мы сделали второй подход к вопросу уже в рамках ЦОДД. Оказалось, проблему можно решить переразметкой с сужением полос!
Новый проект ОДД на Главной аллее (кликабельно)
Ожидающие левого поворота на Проектируемый проезд 1217 получат собственную полосу и больше не будут мешать проезжающим прямо. А значит, пробок станет меньше не только на Главной аллее, но и на шоссе Энтузиастов и 1-й Владимирской.
4. Улица Земляной Вал: съезды на Таганскую площадь, Берниковскую, Николоямскую, Полуярославскую набережные Тут сразу несколько серьезных проблем.
Проблема первая: въезд на Таганскую площадь с внутреннего Садового кольца почти всегда затруднён. Причем этот затор еще и блокирует 1-2 полосы перед Таганским тоннелем и пробка может достигать Курского вокзала.
Во многом это происходит из-за дурацкой разметки по полосам: на светофоре для проезда прямо дано всего 3 полосы, хотя проезжать могли бы 4. К тому же, как и на Коломенской, левая полоса уходит на разворот, хотя туда почти никому не нужно; а правоповоротный карман издевательски короткий. Все это приводит к лишним перестроениям и хаосу.
Старый проект: внутренняя сторона Садового, выезд от Николоямской на Таганскую площадь
Решение: разрешить из левого ряда движение прямо, ведь разворот выполняется в той же фазе, что и прямоход. Заодно правый ряд канализировать. В результате проезд прямо будет в 4 полосы! Конечно, вряд ли это уберет затор полностью, но он станет короче, а проходиться будет быстрее.
Новый проект: внутренняя сторона Садового, выезд от Николоямской на Таганскую площадь
Проблема вторая: все выезды с Садового на набережные не прикрыты островками безопасности, хотя поток со съездов составляет от 25 до 70% от потока прямо по каждой набережной. В результате сейчас на съездах постоянные аварии, самое опасное место на съезде на Николоямскую набережную. А где аварии, там и пробки - и на Садовом, и на набережных.
Опасные съезды с Садового на Николоямскую, Полуярославскую, Берниковскую набережные
Решение: прикрыть островками безопасности все 3 съезда. Попутно навести порядок с парковкой, разрешив и регламентировав ее там, где она не мешает проезду.
Проекты прикрытия съездов с Садового на Николоямскую, Полуярославскую, Берниковскую набережные
Разумеется, островки в разметке стоит рассматривать как первый этап. Дальше их нужно оборудовать «в борту».
5. Площадь Красные ворота на Садовом кольце С давних пор на внутренней стороне Садового кольца в районе площади Красные Ворота 3 ряда из 5 внезапно уходят на левый поворот в сторону 3-х вокзалов. Водители, которым нужно прямо, начинают беспорядочно перестраиваться правее. Это создает вечное броуновское движение, тормозит поток и приводит к «притирочным» авариям.
Старый проект ОДД у площади Красные ворота (кликабельно)
Решение очевидно: увести прямой ход правее, а за счет небольшого сужения полос еще и выгадать 4-ю полосу движения под разворот. В результате в левоповоротный карман будет ходить только самая левая полоса из 5-ти, а остальные спокойно и без перестроений поедут прямо. Меньше перестроений - меньше заторов и выше безопасность. Заодно делаем более плавный поворот на внешнем радиусе, чем было предусмотрено старым проектом.
Новый проект ОДД у площади Красные ворота (кликабельно)
Также предлагаем поменять информационный щит перед площадью, логически разделив светофорно-регулируемый «карман» и бессветофорный прямоход.
6. Улица Кошкина Эту улицу на юге Москвы расширили пару лет назад, но разметку при этом не поменяли. В результате схема полос оказалась странной: с юга на север вышло очень широко, а от Каширского шоссе на юг наоборот.
Получив проект, мы так и ахнули: если в районе перекрестка с улицей Москворечье все оказалось более-менее…
… то на перекрестке с Кавказским бульваром какой-то злобный гений решил сделать 3 полосы от перекрестка и лишь 1 полосу к перекрестку!
Никакого смысла в таком распределении полос нет: с юга (Кавказского бульвара) к перекрестку подходят лишь 2 полосы, и 3 полосы «на прием» просто не нужны. А вот с севера поток хоть и поменьше, но 2 полосы перед перекрестком просто необходимы, так как светофорная фаза короткая. Поэтому эту ошибку мы исправили, сделав 2+2 полосы в зоне перекрестка с Кавказским бульваром.
Впрочем, немного поправили и участок перед улицей Москворечье с юга
А с севера от улицы Москворечья со стороны Каширского шоссе перед перекрестком с улицей Москворечье вместо 2-х полос будет 3: две к перекрестку, одна от него.
Так будет выглядеть перекресток улиц Кошкина и Москворечье (общая схема)
7. Улица Верхние Поля у рынка Садовод, включая путепровод над МКАД Это не первое мероприятие по улице Верхние поля. В начале года ЦОДД и Пробок.нет совместными усилиями оптимизировали светофор на перекрестке с улицей Марьинский парк, и затор на въезд в район исчез. Но проблема выезда на МКАД по улице Верхние Поля никуда не делась. Причина ее - рынок «Садовод» с огромным потоком въезжающих-выезжающих и ужасной транспортной схемой. Чего стоит выезд с рынка под безумным углом прямо перед развязкой с МКАД!
Он же другой стороны
Старый проект ОДД на улице Верхние поля у рынка Садовод (кликабельно)
Пару лет назад «Пробок.нет» уже пробовал решить эту проблему за счет локального уширения перед съездом на МКАД. Но проект так и не был реализован из-за категорического отказа «Садовода» отменять выезд с рынка перед МКАД: видимо, интересы посетителей рынка оказались важнее, чем целый район…
Тогда мы решили померить проезжую часть путепровода. И оказалось, что в самом узком месте можно за счет разметки сделать 5 полос вместо 4-х! Добавить полосу именно с южной стороны, в область, организовав с нее съезд на внутренний МКАД, а дальше «прикрыв» ее для внутренней стороны МКАД. Выезжающие с рынка должны будут уступать, как и раньше, а поток с Верхних полей будет выезжать в сторону области по 2-м собственным полосам!
Новый проект ОДД на улице Верхние поля у рынка Садовод (кликабельно)
Само собой, всех проблем развязки это не решит. Но выезжать из Москвы все-таки станет гораздо легче, да и внутренний МКАД поедет чуть веселее.
На этом пока сделаю паузу, про остальные 6 менее масштабных проектов расскажу через 1-2 недели. Это будут площадь Серпуховской заставы, съезд с внутреннего МКАД на Волоколамское в область, улица Мещерякова, 1-я Кабельная улица, 2-й Кабельный проезд и Душинская улица. Читать продолжение
Все 13 проектов должны быть выполнены уже в этом году. По Главной аллее и по Верхним Полям над МКАД мне уже написали о начале переразметки, интересно будет узнать отзывы. Напишите, что и где поменяли на вашем пути, как изменились условия движения.
Все это только начало. Как только будет готов адресный список улиц Москвы, где будут менять асфальт в 2016-м году, мы снова проделаем аналогичную работу: получим его, проанализируем, спроектируем, согласуем и отдадим в реализацию. Кроме того, менять разметку можно и нужно оперативно и без замены асфальта, если есть серьезные проблемы с заторами и безопасностью. И это будет еще одним направлением работы отдела оптимизации движения при Ситуационном центре ЦОДД. Но об этом в другой раз.