В грандиозном массиве воспоминаний и мемуаров царских каторжан и узников очень выделяется целый блок сногсшибательных мемуаров политических противников царской власти, который всегда меня вдохновлял и заставлял, как это модно выражаться, морфировать. Cоответственно, одним из моих научных хобби является систематизация и сбор подобных свидетельств. В
(
Read more... )
Comments 45
Reply
Reply
"Помню, вдвоем с моим приятелем, Марком Вишняком, несли мы куда-то в другой конец города несколько маузеров. Это была рискованная задача. И какая радость, когда доберешься до своих! Вот первые баррикады, нас окликают дружинники - мы уже в безопасности, нас окружают товарищи. И опять назад - в штаб, через страшное но мэн’с лэнд.
С удивлением сейчас припоминаю, что наш штаб находился в районе, занятом войсками… Почему, не знаю.
Марк Вишняк с Львом Арманд несли маузеры - у него они были спрятаны на груди, у Арманда - по бокам. Наскочили на драгунский разъезд. - «Стой! Руки вверх! Подходи по одному!» Сначала обыскали Арманд - провели руками по груди и по спине и ничего не обнаружили. Потом взялись за Вишняка - провели по бокам, тоже ничего нет! - «Ну, проваливай, жидовская морда!» - Марк говорил мне потом, что это был единственный в его жизни раз, когда ругательство «жидовская морда» доставило ему удовольствие!"
Reply
А чьи это воспоминания, если не секрет?
Reply
Дружок Фондаминских.
Reply
Я уже Вам кстати давно обещаю некую перемену вектора постов и потихоньку начать освещать тему карательных экспедиций и вообще революции 1905-1907 гг,- но просто из РГВИА было очень сложно выбивать сканы документов. Должен съездить летом в РГВАМФ, получить, наконец, сканы рапорта Римана и приняться всерьез за тему карательных экспедиций в блоге.
Reply
Reply
Я бы ещё отметил, что раннесоветский период был весьма пёстрым и многое зависело от времени, места и той категории, к которой относились ссыльные. ---
Конечно, Вы правы.
Вообще эта максима справедлива и к дореволюционным временам. Куда сложнее из частных примеров вычленить хотя бы относительно объективный тренд, не смешивая общее и частное:)
Тут думаю уместно будет процитировать главу из работы д.и.н. С.А. Красильникова.
"В истории российской политической ссылки 1920-е гг. являлись своего рода переходным, промежуточным этапом от ссылки царской начала века к ссылке 1930-х гг., времен Великого перелома и Большого террора. По отзывам самих ссыльных и эмигрантских изданий, послереволюционная ссылка стала "другой", более жесткой. Вместе с тем, по сравнению с 1930-ми г. ссылка 1920-х выглядела едва ли не "либеральной" Действительно, в это время и в режиме пребывания ссыльных, их социальном положении, способах самоорганизации, связях с внешним миром, в том числе с заграницей, сохранялось ( ... )
Reply
Reply
Reply
Поэтому не совсем ясно, как сюда отнести общие рассуждения автора блога о том, что врагов власти в СССР предполагалось гнобить по определению. Если бы так и было, то авторы письма должны были бы быть в восторге, или хотя бы удовлетоврены.
Кстати, можно бы сравнить, например, описание Макаренко увиденного им в первое посещение Куряжа с описанием дореволюционного сиротского приюта и сделать выводы - какие хотите. В том числе, что сирот в СССР надо было гнобить по определению, что и делалось.
Не ставя под сомнение вашу добросовестность и даже общие предположения о разнице в положении политических заключенных до и после 17 года, хочу только заметить, что именно конкретный документ об ужасах советской ссылки не вполне подходит для подтверждения вашего тезиса.
Примите и проч.
Reply
Leave a comment