Продолжение. Начало см.
О балете «Щелкунчик». Часть 1. От Гофмана до Петипа и Чайковского О балете «Щелкунчик». Часть 2. Сюрпризы Чайковского**
На сцене балет «Щелкунчик» - второй акт.
Танцует фея Драже, нежно звенят хрустальные капельки очаровательной мелодии её танца, как будто кто-то роняет стеклянные горошины на серебряное блюдо. Они падают, отскакивают и.. исчезают.
Да-да, мы слышим звучание той самой челесты!
Это был замысел Петипа, он хотел, чтобы в музыке к этому танцу слышалось «падение капель воды в фонтанах». И челеста стала волшебной находкой, которая помогла воплотить его план в реальность.
Click to view
Танец Феи Драже в исполнении Нины Капцовой (Большой театр)
**
Летом 1891 года Петру Ивановичу Юргенсону в Москву пришло письмо от Чайковского: «Я открыл в Париже новый оркестровый инструмент, - писал он, - с божественно чудным звуком... я желал бы, чтобы его никому не показывали». И по просьбе композитора Юргенсон выписал этот инструмент из Франции.
«Ради бога, - неустанно напоминал Чайковский, - имей в виду, что никто, кроме меня, не должен слышать звуков этого чудесного инструмента». Так уж хотелось ему сохранить в тайне свое открытие до самой премьеры. Ведь челеста своим звучанием должна была передать не только изысканность феи - повелительницы сластей, но также таинственность и хрупкость самого волшебного мира.
**
Челе́ста (итал. celesta - «небесная») - небольшой клавишно-ударный музыкальный инструмент, внешне похожий на пианино, но звучащий наподобие колокольчиков.
Челеста ведёт своё происхождение от «камертонного клавира», изобретённого в 1788 году англичанином Ч. Клаггетом. В этом инструменте молоточки ударяли по камертонам разных размеров.
В 1860-х годах французский мастер Виктор Мюстель создал похожий инструмент под названием «дульситон», а его сын Огюст позднее заменил камертоны сначала стеклянными, а потом металлическими пластинами с резонаторами и в 1886 году получил патент на новый инструмент под названием «челеста».
Челеста была создана во Франции, а прославил ее великий русский композитор П.И. Чайковский. С тех пор, как он привез этот инструмент для исполнения музыки к балету Щелкунчик, челеста стала жизненно необходимым инструментом в каждом симфоническом оркестре, хотя бывает задействована лишь в одном произведении из ста.
- Своим необыкновенным звучанием она как бы «подсвечивает» или подкрашивает ту или иную тему в музыкальном произведении, - объясняет Вера Часовенная, солистка симфонического оркестра Большого театра.
**
Именно эту челесту привёз из Парижа Пётр Ильич Чайковский, чтобы использовать в балете «Щелкунчик».
Челеста действующая, только в открытом виде её могут увидеть немногие.
Клавиши, которых касались руки Петра Ильича...
(фото
отсюда)
**
Источники
http://music-fantasy.ru/materials/tayna-fei-drazhehttps://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A7%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B0https://www.youtube.com/watch?v=W2wxl0095XU**
Материал участвует в
ФМ "Путешествие в королевство Щелкунчика"**
См. далее
О балете «Щелкунчик». Часть 4. Платье феи Драже**