Продолжение.
Начало см.
О балете «Щелкунчик». Часть 1. От Гофмана до Петипа и Чайковского**
Балет «Щелкунчик» на музыку Петра Ильича Чайковского впервые был представлен перед зрителями 6 декабря 1892 года в Петербурге на сцене Мариинского театра.
Музыкальная партитура и инструментовка были закончены задолго до премьеры. Чайковский даже объединил шесть крупных фрагментов в сюиту, которая прозвучала в исполнении симфонического оркестра еще в марте 1892 года. Успех был огромным. Публика ждала выхода на сцену балета с нетерпением. Ожидание усиливалось предвкушением сюрпризов, обещанных композитором.
На деле постановка блистала великолепием, сам Чайковский писал, что она «даже слишком великолепна, - глаза устают от этой роскоши».
Но отзывы прессы были далеко не единодушны. Среди высказываний о музыке попадались и такие: «Щелкунчик».. «кроме скуки ничего не доставил».. «музыка его далеко не то, что требуется для балета». Определенная почва для подобных отзывов у блюстителей «старых» балетных традиций имелась.
Я уже упоминала (см. часть 1), что Чайковский стал одним из великих реформаторов балетной музыки. «Балет - та же симфония», - считал Петр Ильич. Эту идею он развил и в «Щелкунчике». Его музыка стала равноценным сценическому действию компонентом, а не простым сопровождением и созданием метрического ориентира для танцовщиков, как это было до него. Здесь со всей полнотой и ясностью объединились лучшие черты Чайковского и как музыкального драматурга, и как зрелого симфонического композитора.
Еще одним приятным моментом для зрителей было то, что исполнить одну из партий на премьере была приглашена знаменитая итальянская танцовщица Антониэтта Дель-Эра. Заядлым балетоманам эта новость, конечно, стала известна еще до спектакля, и они с нетерпением ожидали появления итальянки на сцене, полагая, что это и есть главный сюрприз премьеры.
Когда же появится эта неведомая «фея Драже»? Сам Чайковский тоже с трепетом ждет этого момента.. Но совсем по другой причине - в оркестровке ее танца участвует новый музыкальный инструмент, с которым петербургская публика еще не знакома! Секрет, тщательно охраняемый композитором и его ближайшими друзьями целый год.
Диковинный инструмент - челеста.. О ней я расскажу отдельно.
**
Источники:
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/efd4338c-222a-fd3e-2c7c-7001f671e346/Tcaikovsky_Shelkunchik.htmhttps://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2015/6/16/3_2200/**
Материал участвует в
ФМ "Путешествие в королевство Щелкунчика"**
Фото с сайта Красноярского государственного театра оперы и балета (постановка 2008 г).
**
Продолжение см.
О балете «Щелкунчик». Часть 3. Диковинная челеста**