Все знают о принципиальном противоречии между материалистическими и идеалистическими воззрениями. Но, зачастую, это противоречие понимается как взаимоотрицание сторон, а не определение первичности, ведущей роли в диалектическом единстве. Отсюда же проистекает резко критичное отношение к сознательным выстраиванию и оптимизации личных и общественных
(
Read more... )
Или определение Полетаева в "Сигнале" - информация это устойчивое соотношение между сигналами и событиями в системе. Соотношение же (поддерживаемое системой именно для целей информирования о существенных результатах взаимодействий) оно же нематериально?
Reply
1. В посте. «Практический» смыс:
Мир - Модель мира.
2. В дискуссии. Философский смыс:
Реально существующее - Воображаемое;
Имманентное миру явлений и доступное теоретич. познанию - Трансцендентное и недоступное.
sahonko указывает мне на то, что меня могут превратно понять. Но мы с ним разговариваем как материалист с материалистом, то, что это точка зрения материалиста указано в теме поста. Для нас никакого трансцендентного идеального быть не может по определению. Кроме того, я считаю, что из контекста изложения совершенно ясно, о каком именно идеальном я веду речь. Но, да, надо бы в таких случаях давать краткую вводную, во избежание.
Отвечая на Ваш вопрос о материальности информации и проявлений психики:
в рамках (1) - нематериально (не имеют физической, вещественной формы || явл. отношениями, а не объектами); в рамках (2) - материально (свойства материи).
См. также: Материализм, ИдеальноеХотел бы заметить, что приведенное определение Информации (этот термин ( ... )
Reply
см. про идеальное в природе (которые мы потом отражаем в нашей голове, да)
http://wolf-kitses.livejournal.com/76177.html
http://wolf-kitses.livejournal.com/239432.html#cutid1
Т.е. в мире всегда есть "идеальная часть", дающая силы и основания для деятельности - мне казалось, именно это Вы хотели подчеркнуть в посте.
и спасибо за разбор определений информации - я в этом понимаю слабо -:((
Reply
Как самостоятельные концепты, они не существуют в природе, только в нашем сознании (идеалисты, разумеется с этим не согласны), мы открываем их анализируя и препарируя явления окружающей действительности, и это все антропоцентрично и субъективно (у каких-нибудь инопланетян, может быть совсем другой метод познания и совсем иные, «чудные», концепты; что имели древние язычники при описании своей картины мира и то трудно понять; исследователи буддизма на этой разнице восприятий все зубы съели).
Я говорил именно о модели мира в сознании и связанных с деятельностью установках (в посте, с которого начался разговор, речь шла именно о психологическом настрое).
Reply
Reply
Как говорил Л.С.Выготский, это в физиологии легко быть материалистом, попробуйте в психологии быть им. Идеальное в природе - это как раз такое "поле противника", на котором материализму нужно "выиграть", т.е. дать своё объяснение его реального существования, а не сводить к субъективному (модели мира в голове познающего субъекта)
Reply
Reply
Reply
Нет, материальное vs идеальное (именно в рамках того самого основного вопроса философии) оч. актуально сегодня именно в практическом плане. Это лезет сегодня буквально из всех щелей.
Reply
------------------
чем и как? расскажите
у меня есть некое смутное ощущение, что последние 50-90 лет был получен некий "незаконный" прирост общественного богатства, "незаконный" в плане марксистской теории, поскольку был достигнут не столько за счёт эксплуатации труда капиталом, сколько за счёт разрушения биосферы обществом в целом и "лишнего производства" рабочих рук в процессе демографического перехода. Это позволило содержать дополнительный штат клерков и идеологов, усилием которых мы вместо анализа материальных зависимостей им производственных необходимостей и играемся во все эти идеальные идентификации и самоидентификации, от национальных и религиозных до масскультурных. Но к 2040-2050 году эта лафа должна закончиться в силу развития экокризиса и демогр.перехода, что наверное заставит вновь обратить внимание на существенное, то есть на материальную необходимость и "марксову причинность", действующую в обществе.
Reply
Leave a comment