Все знают о принципиальном противоречии между материалистическими и идеалистическими воззрениями. Но, зачастую, это противоречие понимается как взаимоотрицание сторон, а не определение первичности, ведущей роли в диалектическом единстве. Отсюда же проистекает резко критичное отношение к сознательным выстраиванию и оптимизации личных и общественных
(
Read more... )
1. В посте. «Практический» смыс:
Мир - Модель мира.
2. В дискуссии. Философский смыс:
Реально существующее - Воображаемое;
Имманентное миру явлений и доступное теоретич. познанию - Трансцендентное и недоступное.
sahonko указывает мне на то, что меня могут превратно понять. Но мы с ним разговариваем как материалист с материалистом, то, что это точка зрения материалиста указано в теме поста. Для нас никакого трансцендентного идеального быть не может по определению. Кроме того, я считаю, что из контекста изложения совершенно ясно, о каком именно идеальном я веду речь. Но, да, надо бы в таких случаях давать краткую вводную, во избежание.
Отвечая на Ваш вопрос о материальности информации и проявлений психики:
в рамках (1) - нематериально (не имеют физической, вещественной формы || явл. отношениями, а не объектами); в рамках (2) - материально (свойства материи).
См. также: Материализм, Идеальное.
Хотел бы заметить, что приведенное определение Информации (этот термин сам по себе дико полисемичен) - неудачно. Допустим, что представление информации как соотношения денотат-знак еще применимо с т.з. семантики в рамках одной системы, но совершенно не применимо уже при коммуникации отдельных автономных систем (т.к. помимо этого должна еще существовать связь знак-концепт). И совершенно не применимо с т.з. прагматики (то, что мне кто-то передает некий знак действительно соотнесенный с реальным событием, еще не значит, что этот знак для меня является информацией, а не бесполезным шумом).
Из множества определений информации мне нравится следующее:
«Информация - это образ мира в действиях субъекта» (Ильин). Т.е. это те сведения о среде, которые необходимы для адекватных ситуации (в любых временн́ых рамках) действий.
Reply
см. про идеальное в природе (которые мы потом отражаем в нашей голове, да)
http://wolf-kitses.livejournal.com/76177.html
http://wolf-kitses.livejournal.com/239432.html#cutid1
Т.е. в мире всегда есть "идеальная часть", дающая силы и основания для деятельности - мне казалось, именно это Вы хотели подчеркнуть в посте.
и спасибо за разбор определений информации - я в этом понимаю слабо -:(((
Reply
Как самостоятельные концепты, они не существуют в природе, только в нашем сознании (идеалисты, разумеется с этим не согласны), мы открываем их анализируя и препарируя явления окружающей действительности, и это все антропоцентрично и субъективно (у каких-нибудь инопланетян, может быть совсем другой метод познания и совсем иные, «чудные», концепты; что имели древние язычники при описании своей картины мира и то трудно понять; исследователи буддизма на этой разнице восприятий все зубы съели).
Я говорил именно о модели мира в сознании и связанных с деятельностью установках (в посте, с которого начался разговор, речь шла именно о психологическом настрое).
Reply
Reply
Как говорил Л.С.Выготский, это в физиологии легко быть материалистом, попробуйте в психологии быть им. Идеальное в природе - это как раз такое "поле противника", на котором материализму нужно "выиграть", т.е. дать своё объяснение его реального существования, а не сводить к субъективному (модели мира в голове познающего субъекта)
Reply
Reply
То же самое верно и в плане социальных отношений, порддерживаемсых в нашем или обезьяньем обществе взаимодействием индивидов, вроде систем родства, систем дружбы/социальной поддержки, системы доминирования и проч. Гомология соответствующих отношений устанавливается очень легко, а вот психобиологическое состояние индивидов, поддерживающих ОДИН И ТОТ ЖЕ тип идеальных отношений оказывается совершенно различным (по любому параметру - от физической силы до типа темперамента и уровня нейромедиаторов). Т.е. то идеальное, с которым "работает" (которое производит и передаёт другим в рамках социального взаимоденйствия) наша материя, несводима к конкретным паттернам её структуры, не связана с ними взамно-однозначным соответствием, а, следовательно, то идеальное, что обнаруживается в природе, не может быть атрибутом даже очень организованной материи, ибо организация материального субстрата не детерминирует производимых им форм идеального, они независимы друг от друга.
Т.е. Ваша аналогия с вещественными и нематериальными активами компании она очень точна - достаточно всё равно, в какое дело вкладывать деньги, лишь бы прибыль приносила, хотя сам спектр "дел" (предприятий) в которых вложатся владельцы компании, задан вполне материальными ограничениями их биогрпфии, территоральной досягаемости и т.п.
И ленинскому определению материи как объективной реальности это, имхо, никак не противоречит. Объективная реальность природы, которую наблюдают натуралисты, и тем более объективная реальность общества, которую исследуют марксисты, включают в себя как материальную организацию, так и идеальное (аристотелевскую форму), а диапазоне от кода ДНК и планов строения типов и классов живых огранизомом до социальных отношений и индивидуальных мыцслей (у животных - планов поведения в проблемной ситуации).
Вот как-то так.
Reply
Нет, материальное vs идеальное (именно в рамках того самого основного вопроса философии) оч. актуально сегодня именно в практическом плане. Это лезет сегодня буквально из всех щелей.
Reply
------------------
чем и как? расскажите
у меня есть некое смутное ощущение, что последние 50-90 лет был получен некий "незаконный" прирост общественного богатства, "незаконный" в плане марксистской теории, поскольку был достигнут не столько за счёт эксплуатации труда капиталом, сколько за счёт разрушения биосферы обществом в целом и "лишнего производства" рабочих рук в процессе демографического перехода. Это позволило содержать дополнительный штат клерков и идеологов, усилием которых мы вместо анализа материальных зависимостей им производственных необходимостей и играемся во все эти идеальные идентификации и самоидентификации, от национальных и религиозных до масскультурных. Но к 2040-2050 году эта лафа должна закончиться в силу развития экокризиса и демогр.перехода, что наверное заставит вновь обратить внимание на существенное, то есть на материальную необходимость и "марксову причинность", действующую в обществе.
Reply
Leave a comment