Все знают о принципиальном противоречии между материалистическими и идеалистическими воззрениями. Но, зачастую, это противоречие понимается как взаимоотрицание сторон, а не определение первичности, ведущей роли в диалектическом единстве. Отсюда же проистекает резко критичное отношение к сознательным выстраиванию и оптимизации личных и общественных
(
Read more... )
То же самое верно и в плане социальных отношений, порддерживаемсых в нашем или обезьяньем обществе взаимодействием индивидов, вроде систем родства, систем дружбы/социальной поддержки, системы доминирования и проч. Гомология соответствующих отношений устанавливается очень легко, а вот психобиологическое состояние индивидов, поддерживающих ОДИН И ТОТ ЖЕ тип идеальных отношений оказывается совершенно различным (по любому параметру - от физической силы до типа темперамента и уровня нейромедиаторов). Т.е. то идеальное, с которым "работает" (которое производит и передаёт другим в рамках социального взаимоденйствия) наша материя, несводима к конкретным паттернам её структуры, не связана с ними взамно-однозначным соответствием, а, следовательно, то идеальное, что обнаруживается в природе, не может быть атрибутом даже очень организованной материи, ибо организация материального субстрата не детерминирует производимых им форм идеального, они независимы друг от друга.
Т.е. Ваша аналогия с вещественными и нематериальными активами компании она очень точна - достаточно всё равно, в какое дело вкладывать деньги, лишь бы прибыль приносила, хотя сам спектр "дел" (предприятий) в которых вложатся владельцы компании, задан вполне материальными ограничениями их биогрпфии, территоральной досягаемости и т.п.
И ленинскому определению материи как объективной реальности это, имхо, никак не противоречит. Объективная реальность природы, которую наблюдают натуралисты, и тем более объективная реальность общества, которую исследуют марксисты, включают в себя как материальную организацию, так и идеальное (аристотелевскую форму), а диапазоне от кода ДНК и планов строения типов и классов живых огранизомом до социальных отношений и индивидуальных мыцслей (у животных - планов поведения в проблемной ситуации).
Вот как-то так.
Reply
Leave a comment