Окончание.
первая часть здесь,
вторая - здес ь Итак, атеизм , как тип мировоззрения, как вера, предполагает возможность формирования культуры. Мы разделим типы, предлагаемой культуры на 4 типа . Как обычно при классификации, следует помнить, что в чистом виде , однозначно принадлежащие к тому или этому типу встречаются редко.
- Классические «безбожники» в употребляемом в Европе до 17-18 века смысле «атеисты»( с таким же смыслом «атеисты», «неверующие» понимаются до сих пор во многих странах, например в мультирелигиозной Индии) Это люди безнравственные, без моральных критериев. Для них атеизм - карт-бланш безнаказанности. Любопытно, что такие люди часто агрессивны именно к мировым религиям, с развитой системой нравственных и поведенческих ограничений, к оккультизму и грубым формам язычества они относятся снисходительно, особенно если эти культы отвечают интересам такого атеиста : национального или расового превосходства, отказа от любых форм воздержания, и т.д.
- «Окультуренный» вид первого варианта. В нынешнем обществе потребления, этот тип развивается успешно, т.к. вполне вписывается в идеологию такого общества: «Потребляй и не задумывайся». Философией безудержного потребления, как главной жизненной ценности, полна современная рекламы, по сути, она является и главным проповедником такого вида атеистической культуры, построенной на культе удовольствия и беспечности. Интересно, в этом смысле, широко-известная акция, проведённая английскими атеистами. Я про те 800 автобусов с надписью : «Бога, по всей видимости, нет, поэтому наслаждайтесь жизнью». Заметьте, атеисты не написали что-то вроде : «Бога нет, поэтому будьте особо ответственны, мир зависит от нас, люди отвечают за всё» .
- Наследники идей 19го века, прежде всего, классического марксизма , определявших любую религиозность, как орудие эксплуататорских классов и тормоз на пути развития человеческого общества. Опыт века 20го наглядно показал ошибочность данных теорий. Современный постиндустриальный капитализм удачно использует атеистические взгляды для укрепления выгодного себе культа потребления в массах , оболванивая их этим культом. В тоже время, у католиков, особенно в Южной Америке, сформировалось целое направления в богословии - «теология освобождения», комбинирующее христианство с марксизмом. Характерно, что революционер, марксист , бывший атеист никарагуанец Норьега , ныне ревностный католик. Подобное смягчение или взаимопроникновение, синтез в отношении веры , наблюдается и у немарксистских левых, например у анархистов, христианский анархизм стал самостоятельным движением. Принцип свободы вероисповедания ( где он реально соблюдается) позволяет защитить от злоупотреблений верой людей с использованием клерикальных структур. Клерикализм и корпоративная замкнутость верхушек иерархических систем являются злом для верующих, в большей степени, чем для не принадлежащих данной религиозной организации окружающих, и многие верующие стремятся бороться с этими явлениями не менее чем ревностные атеисты. Всё это указывает на узость идей атеистов 19го века. Придерживаться их теорий в прежнем виде - просто не актуально.
- Наконец, позитивный тип. Представители его - наследники того «очистительного атеизма», о котором писал Бердяев. Для них главное - честная и ответственная позиция в жизни . «Спасаются всухую» - как сказал про таких один священник с точки зрения своей веры. Агрессии или высокомерного отношения к другим верам у таких людей нет. Они понимают, что у людей доброй воли сейчас очень много общих задач, и принадлежность к тому или иному вероисповеданию, не является препятствием для позитивной деятельности, а споры о «сверхъестественном» стали почти бессмысленны, т.к. при доказанном наличии множества непознанных измерений не очень становится понятно, что считать «естественным», а что «сверх».
В наше время важнейшей задачей стало взаимодействие культур. И не создавая некоего усреднённого, искусственно объединённого пространства, сохраняя свою веру и рождённую ей культуру, люди должны найти объединяющие их (именно как людей, а не полуразумных приматов) основы и задачи, пути выхода из общих тупиков. Настало время научиться слушать и принимать позитивное общее в чужом. И это задача для всех, для атеистов и христиан, мусульман и иудеев, буддистов и индуистов и т.д.