Дорога на Памир. Таджикистан

Jan 28, 2015 07:42

Предыдущая часть | Следующая часть

Дорога до границы с Афганистаном у нас заняла трое суток и была переполнена красотой окружающих пейзажей. В первый день мы безостановочно что-то фотографировали, останавливались и тупили, из-за чего смогли добраться только до лазурных вод Искандеркуля. Об этом я писал в предыдущей части.

Сегодня я покажу фотографии Гиссарских гор, водохранилище Нурекской ГЭС, самую высокую в мире плотину, горы Дарвазского хребта и перевал Хабуработ -все то, что довелось нам лицезреть во второй и третий день пути до мутных вод Пянджа.



Ссылка для тех, кому не удобно читать на темном фоне: Открыть пост в оформлении вашего блога



1. Фанские горы мы проехали всего за один день. То есть совсем их не посмотрели. Так делать конечно нельзя, но у нас была другая цель - Памир.



2.



3. Застывшими монстрами возвышались над дорогой линии электропередач.



4.



5. В долинах рек мы то и дело замечали «небольшие армии муравьев», которые при рассмотрении в телеобъектив оказывались стадами баранов.



6. На серпантинах мы то и дело ныряли в ослепляющие противолавинные тоннели.



7. Ослепляющие - потому что сначала водитель теряет зрение, когда после яркого света ныряет в неосвещенную трубу тоннеля, потом наоборот - выезжая из темноты, в глаза бьют лучи солнца. И так по несколько раз. Выкл/вкл, выкл/вкл.



8.



9.



10. Варзобское ущелье.

Вторую ночь мы провели в Душанбе. В городе мы пополнили запасы провизии, помыли автомобили, поужинали в чайхане Рохат и не сделали ни одной фотографии. После горных пейзажей совершенно не хотелось снимать довольно скучные улицы столицы Таджикистана. Поэтому я отправился на почту отправлять открытки.



11. На следующий день мы выдвинулись на восток в сторону Гарма. По пути сделали небольшой крюк и заехали к знаменитой Нурекской ГЭС и ее живописному водохранилищу.



12. Площадь зеркала водохранилища составляет 98 км2, длина - 70 км.

В 2009 году Таджикистан был выведен узбеками из объединённой энергосистемы Центральной Азии. С тех пор таджики не могут экспортировать электричество в Казахстан и на юг России, так как энергосистема Таджикистана была связана с этими странами через соседей в Узбекистане.



13. Все это привело к тому, что Таджикистан не может закупать электричество в зимнее время года, когда в республике чувствуется острая нехватка в энергии и не может продавать электричество в больших объемах в летнее время, когда электроэнергия в избытке.



14. Со стороны насыпная плотина Нурекской ГЭС выглядит не так серьезно, и ее масштаб совершенно не читается. Однако это самая высокая плотина в мире, ее высота достигает 304 метра. Это как небоскреб «Город Столиц» в Москве, только плотина. Просто в воображении рядом пририсуйте Москва-Сити...

Еще до поездки мы бросили все организационные силы на согласование съемки на ГЭС, но нам дали отказ. Точнее нам сказали, что с радостью нас примут, проведут и все покажут, но... Из-за того, что станция является режимным и невероятно стратегическим объектом страны, а мы - иностранцы, то помимо всех согласовательных процедур служб безопасности, нам нужно было получить разрешение от МИДа Таджикистана. А на это нам просто не хватило времени.



15. На Нурекской ГЭС в летние многоводные месяцы ежесекундно мимо агрегатов вхолостую сбрасывается до 700 кубометров воды. Каждый год финансовые потери составляют астрономические суммы, которые исчисляются сотнями миллионов долларов. По крайней мере так говорит Википедия.



16. Рядом с ГЭС есть небольшой мост, об который споткнулся великан )



17. Время поджимало, и мы вернулись на основную трассу, где тут же застряли в пробке из баранов.



18. Пыльные и довольные таджикские пастухи )



19. Бе-е-е-е, бе-е-е-е-е, бе-е-е-е-е говорили бараны и не хотели уходить с ровной дороги в канаву...



20.



21. К вечеру мы выбрались к реке Вахш. Пора было присматриваться к месту для ночлега, но ничего подходящего на нашем берегу не было, в то время как с другой стороны - целые поля. Было решено ехать до Комсомолобада, где наш маршрут уходил вправо от основной дороги в сторону Дарвазского хребта и уже там искать место для лагеря.



22. Солнце садилось стремительно. Вместе с последними лучами солнца исчезали последние фрагменты асфальта, который видимо укладывали еще во времена союза. Пыльная грунтовка приняла нас в свои объятия. Мы мысленно попрощались с сорока сомани, потраченными утром на мойку автомобиля.



Стемнело окончательно. До Комсомолобада ровных мест для палаточного лагеря мы не нашли. Свернули по навигатору с основной дороги и постепенно поползли вверх по течению Обихингоу. Слева фары выхватывали скалы, снизу доносился шум реки. Где спать было не ясно. Ржавый помятый знак сообщил нам, что мы въехали в населенный пункт Кафтаргузар с ограничением скорости в 60 км/ч. Мы устало улыбнулись - автомобили ползли со скоростью не больше 15.

Забор из частокола обозначил чей-то земельный участок у дороги. Больше в темноте мы не заметили ничего, что напоминало цивилизацию. Дорога, темнота и корова справа на небольшой ровной лужайке. Лужайке! Там мы нашли место для лагеря. Прямо на крутом обрыве.

Стали ставить палатки, Янка взялась готовить суп. Было стойкое ощущение, что мы в этой деревне одни. Лишь где-то далеко внизу светились два одиноких окна. Я собрал каркас палатки, когда сзади услышал шуршание. Резко обернулся и посветил фонариком - в двух метрах о меня образовалось три ишака. От света фонарика они заворчали и ушли подальше. Я стал расправлять тент для палатки, как ишаки снова зашуршали рядом.
- Да что вам нужно? - заругался я и снова посветил в темноту. Но вместо ишаков стоял мужик деревенского вида, в черных ботинках и брюках. Он улыбался.

Оказалось, что мы встали в самом центре деревни. Что жители деревни зовут нас домой на ужин, тем более, что у этого мужика тем вечером родился сын. Мы подумали, что ужин при таком раскладе грозит ночной пьянкой, поэтому вежливо отказались - лагерь был уже готов, суп - в процессе. Мужик не расстроился, но и долго не спешил уходить - видимо туристы встают с палатками в их деревне реже, чем рождаются дети )

23. В шесть утра я проснулся от шепота. Было понятно, что кто-то стоит рядом с палаткой и этот кто-то явно не один. Солнце еще не встало, и было очень холодно. Палатка изнутри вся покрылась влагой. Я вылез из спального мешка, накинул куртку и выбрался наружу. Перед палаткой стояли дети. Они все крючились и переминались с ноги на ногу - то ли от холода, то ли от нетерпения, когда же туристы проснутся и вылезут из своих пакетов. Они совсем не говорили по-русски, но были страшно любопытными. Когда мы подарили им шоколадки Аленка, ребята чуть не передрались между собой, но от завтрака они отказались. Так и стояли вокруг нас, пока мы кушали и пили чай. О чем-то болтали, баловались и хихикали.



24. Шум и гам резко прекратился, когда приехал школьный автобус. Каждый день Уазик-кабриолет возит детишек за 15 километров от дома до Комсомолобада - ближе школы просто нет.



25. Мы собрали лагерь и поехали дальше. Качество дороги было стабильно плохим. Встречный трафик - пара автомобилей в день. Поэтому в этих краях довольно сложно путешествовать автостопом. Все автомобили идут под завязку. Одно сводобное место в Каптиве тоже редко пустовало. Первым нашим попутчиком был вот этот дедушка слева. Потом попутчики сменяли друг друга, радуя нас своими рассказами. Все они сводились к тому, что во времена союза жилось лучше, работы было больше, дороги ровнее, баран жирнее.



26. Пейзажи долины реки Обихингоу.



27.



28.



29.



30.



31. Несколько часов мы ехали по довольно широкой долине и все кого-то подвозили и высаживали. Миновали очередное КПП и проверку документов. В Дафтишуре перебрались на другой берег, и дорога снова пошла в горы.



32. Горный серпантин баловал нас шикарными видами. Мы радостно рулили через эту красоту, пока в районе переднего правого колеса Каптивы не появилось неприятное громыхание. Беглый осмотр ничего не дал. Все было на месте, ничего не капало. Пришлось сбавить темп.



33. Мы забирались все выше и выше по северному склону Дарвазских гор.



34.



35.



36.



37.



38. Небольшой привал на перевале Хабуработ на высоте 3252 метра. Здесь уже хорошо чувствовалась разряженность воздуха. Местами лежал снег, который скорее всего дождется зимы.



39.



40.



41.



42. Две фотографии, снятые в один момент. Раз:



43. Два.



44.



45.



46.



47.



48. Автомобиль-дом Антона anton-ermachkov. Дискавери был нашей полевой кухней, кинозалом и палаткой одновременно. Вместо заднего ряда сидений и багажного отделения Антон сделал себе двухместную кровать с полезными ящиками и нишами. Про наш автомобильный быт я отдельно расскажу в завершающем посте.



49. В Каптиве все было штатно. Задний (третий) ряд сидений все время был сложен и образовывал довольно вместительный багажник, который был забит до крыши.



50.



51. Когда солнце скрылось за горами, мы подъехали к КПП поселка Калаихум, где вместо шлагбаума была вот такая интересная конструкция из заднего моста грузового автомобиля. Это был въезд в Горно-Бадахшанскую автономную область Таджикистана, куда доступ туристов осуществляется только по специальным пропускам, которые нам пришлось получать в Душанбе за $30 на человека.

За шлагбаумом через несколько километров дорога выходила к реке Пяндж и поселку Калаихум, которая является естественной границей Таджикистана и Афганистана. Таким образом мы доехали до начала Памирского тракта - главной цели нашей поездки. То есть все, что было до этого - это только вступление )



Данная поездка осуществлялась в рамках проекта путешествий « 12 месяцев». Спасибо за внимание!

Предыдущая часть | Следующая часть

Оглавление:

1. Озеро Искандеркуль
2. Дорога до Памирского тракта
3. Афганский рынок
4. Как живут таджики у себя на родине
5. Ваханский коридор
6. Памирский тракт. Часть I
7. Памирский тракт, часть II
8. Памирский тракт. Часть III
9. Большая солнечная печь
10. Узбекский плов
11. Метрополитен Ташкента
12. Ташкент, который так хорошо начинался
13. Восточный узор. Самарканд
14. Прогулки по древней Бухаре
15. Хива. Абстрактный репортаж
16. Видео с Памира
17. Автомобильный быт и бухгалтерия поездки

Подписаться на обновления блога

Горы, 12 месяцев, Путешествия, Таджикистан, chevrolet

Previous post Next post
Up