Исключительно тем, кому интересно про фарму и новые лекарства, остальные могут смело пролистывать.
Ни за какой надобностью, просто вдруг любопытно стало, смотрю -- какая в этом году ситуация у наших заокеанских друзей с novel new drugs на текущий момент. Вообще я отслеживаю, и кто давно меня читает и итересуется темой, наверняка видел посты про
2015 и
2014 годы, но сейчас в принципе 2016 смотреть рано, отчет за год ждем в феврале. Но вот почему-то пришло в голову -- а дай гляну, чо у них там щас. Что вам сказать про Сахалин...три основные тенденции последних лет на конец октября 2016 года не работают.
Источник: сайт FDA --
http://www.fda.gov/Drugs/DevelopmentApprovalProcess/DrugInnovation/ucm483775.htm 1. Снижение общего количества новых (напоминаю, мы только про novel new, то есть про совсем новые) одобренных препаратов -- если в 2015 на последнюю декаду октября одобрен 31 препарат, в 2014 -- 34, то в этом году -- 19. За последние годы общее количество одобренных препаратов стабильно и неизменно росло, был только один год-исключение, но там понятны причины. О чем это говорит -- прекратится тенденция к росту количества одобряемых препаратов, или в ноябре-декабре будет невиданный всплеск? Я пока склоняюсь к первому варианту, ниже объясню, почему.
2. Похоже, что снижается количество препаратов для орфанных заболеваний и онкозаболеваний в абсолютно неизлечимых стадиях (ну то есть тех, от которых лечить почти некого или совсем незачем)-- по моим прикидкам, их сейчас максимум процентов 30 против 40-45 в предыдущие годы. То ли всех редких вылечили, а все неизлечимые уже померли, то ли у фармы фокус внимания изменился. Тут наверняка истина где-то сбоку, но пока у меня ответа нет.
3. Из 19 препаратов -- ни одного нового -иба, т.е. протеинкиназного ингибитора, зато половина -мабов, т.е. моноклональных антител. В принципе ожидаемо, но не так резко. В прошлом году -ибов треть списка было, а -мабов меньше. Тоже масса возможных объяснений, и все равновероятные.
По нозологиям не очень понятно, я бы вообще не стала говорить о тенденциях, но практически очевидно, что сокращается количество онкопрепаратов. Зато гепатитные полным ходом развиваются. Тут даже объяснений не надо, всё очевидно.
То есть по сути, вопрос только с количеством -- уж больно велик разрыв с предыдущими годами. Мне кажется, что причин тут несколько, начиная с глобальной -- вообще-то всё уже действительно украдено до нас придумано, и никаких прорывов ждать не следует, поэтому разумно тратить силы и деньги на что-то другое. Правда, непонятно, почему до всех дошло именно в этом году. Еще вариант -- компании в этом году могли придержать что-то интересное, поскольку уж больно непредсказуема коньюнктура рынка, вселенной и всего остального. Вообще логично было бы предположить еще, что изменились какие-то нормы самого FDA -- но не получается, они если и изменились, то в сторону расширения толкования того, что считать новой молекулой. Оснований же предполагать, что за октябрь-декабрь будут одобрены еще препаратов пятнадцать -- ну чтобы догнать прошлые годы -- практически никаких. Ну или я их не вижу.
Коллеги и сочувствующие, вы как думаете, чем объясняется эта нетривиальная ситуация?
А еще можно делать ставки -- какого цвета будет обложка итогового отчета по теме за этот год? Две последних были убийственно-яркие, одна в вырвиглазной фиолетовой гамме, другая во всепоглощающей бирюзовой. Я полагаю, что в этом году будет что-то зелененькое. Или оранжевое.
Всем удачного дня и всестороннего одобрения ваших инноваций во всём :)
Апд. по подсказке уважаемого
sigma_tiger Если сравнить с годом предыдущих президентских выборов, т.е. 2012, потому что в 2008 FDA еще такие отчеты не публиковало, то получается...ничего общего. Что вполне логично, выборов в том году особых и не было. Однако в интересующем нас вопросе именно 2012 задал тенденцию на увеличение количества одобряемых препаратов -- 39 против 28 в 2011, и в отчете явно сказано, что агентство этим гордится. В определенном смысле это был рекордный год -- тамошняя госприемка явно переживала ускорение, ЕВПОЧЯ. Скачок количества одобренных досрочно и по упрощенной схеме, резкий рост процента препаратов от орфанных заболеваний -- всё это именно 2012 год. Стоит это связывать с президентскими выборами -- не знаю, думайте сами, мне кажется, что нет.