Услышала на семинаре Ольги Ивановны Рубан фразу о том, что задача психотерапии заключается в том, чтобы вернуть человеку ответственность за его жизнь
( Read more... )
Добрый день! Ирина Алексеевна, Вы задали тему, которая и меня смущает тоже. Я встречал такие же утверждения в литературе по психотерапии: мол, задача, вернуть ответственность за свою жизнь. При этом обычно приводится, что психотерапевтическое лечение эффективней, когда сам человек приходит за решением своих проблем, а помощь ему не навязана извне. Крайний случай - человек поступает в стационар, перекладывая ответственность за свою жизнь на плечи врача
( ... )
Андрей, спасибо Вам за ответ. С Вашего разрешения я перенесу наш диалог в группу "Медиативные технологии". Вы говорите о самом главном для меня в этой работе - о человеческом достоинстве. Помочь человеку обрести его или возвратить - вот, на мой взгляд, главная задача и психотерапии и медиапроцедуры. Только решают они ее по-разному.
Ирина, спасибо вам. Я очень рада что вы говорите о человеческом достоинстве в психотерапии. И делаете его наиважнейшим. Это одна из ключевых жизненных сил и источник творчества...
мне кажется, в таких вопросах разные школы никогда не договорятся. причем разделение тут по линии: экспрессивной/юнгианской/гуманистической v экзистенциальной/бихевиористских/лакан+объектно-связники. последние жестче и индивидуалистичнее. первые -- больше фаталисты-"космонавты" :)
экзистенциалист типа Франкля как вдарит по-солженицынски: "смысл жизни -- жить не по лжи наделять жизнь смыслом" -- против рожна не попрешь. юнгианцы верят в "текстуру души", с каждой душой надо работать согласно ее текстуре, а не против шерсти и тд. потом, что касается переноса, то юнгианцы сознают, что перенос бывает коллективным тоже, т.е. до-субъектным -- и с коллективным переносом работать очень опасно, т.к. он на очень глубинных слоях коллективного психе, которые бередить нужно со знанием этих коллективных корней.
а индивидуалисты-экзистенциалисты в такую "ерунду" вобще не верят :)
а я поэтому и завел песню о разнице в школах, что вне конкретной школы это слово не значит ничего ровным счетом. скажем, у лаканистов/объектников часто заходит разговор об "отвественности" субъекта -- но это совершенно не то же, что "отвественность" у бихевиористов или экзистенциалистов, т.к. совершенно разные подходы к субъектности даже.
да, пусть расцветают все цветы, но сводить цель вобще терапии к "отвественности" в обывательском смысле -- это какой-то ширпотреб (хотя этого навалом в мире терапии тоже нынче -- и кому-то это помогает даже).
Видимо, мне с моими медицинскими мозгами трудно понять, что цель психотерапии зависит от школы. Я все понимаю про "многомирность" и прочие постмодернистские обороты, но устройство человека есть устройство человека. И боль есть боль...
John McLeod (наша роджеровская звезда тут на островах, основатель "плюралистической" модели) говорит, что "терапия -- это взаимосвязь (relationship)" :)
Comments 48
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
экзистенциалист типа Франкля как вдарит по-солженицынски: "смысл жизни -- жить не по лжи наделять жизнь смыслом" -- против рожна не попрешь. юнгианцы верят в "текстуру души", с каждой душой надо работать согласно ее текстуре, а не против шерсти и тд. потом, что касается переноса, то юнгианцы сознают, что перенос бывает коллективным тоже, т.е. до-субъектным -- и с коллективным переносом работать очень опасно, т.к. он на очень глубинных слоях коллективного психе, которые бередить нужно со знанием этих коллективных корней.
а индивидуалисты-экзистенциалисты в такую "ерунду" вобще не верят :)
Reply
Reply
да, пусть расцветают все цветы, но сводить цель вобще терапии к "отвественности" в обывательском смысле -- это какой-то ширпотреб (хотя этого навалом в мире терапии тоже нынче -- и кому-то это помогает даже).
http://www.nytimes.com/2012/11/25/magazine/psychotherapys-image-problem-pushes-some-therapists-to-become-brands.html?emc=eta1&_r=0
Reply
Reply
Reply
Reply
клиент всегда прав :)
Reply
Reply
Leave a comment