Хабаровск, точка силы

Dec 03, 2022 07:21


Мы формируем своё мировоззрение с детства, под влиянием родных, потом школы, будучи взрослыми - в рабочем коллективе. Движемся по жизни, попадая в обстоятельства либо создавая их в соответствии с нашими убеждениями. Оглянитесь на пройденный вами жизненный путь - и увидите, что снова и снова создаете одни и те же ситуации. Потому что они отражают как раз то, во что вы верите.



Амур

Я давно мечтала побывать на Дальнем Востоке: привлекали эти края уникальной природой и собственной богатой историей. А важнее всего тем, что мои родители познакомились именно в Хабаровске: отец служил в Великую Отечественную, мама работала там. Когда же я взялась, наконец, писать историю семьи, со своей точки зрения, как я вижу и ощущаю, мечта эта стала принимать конкретные черты плана: выбор времени, покупка билетов, теоретическая подготовка, укладка рюкзака.



Очень важно было просто оказаться в этих местах! Давно уже время стёрло следы пребывания в той стороне родных людей, но, как и в ситуации с Лепсинском, мне нужна была точка, с которой виден мир их глазами. Старый город, волны Амура, монгольские дубы, амурские тигры… Да, и крабы, и красная икра, которая, как говорила мама, осточертела ей за пять лет жизни на Дальнем Востоке.



и вот я здесь, в точке, где сконцентрировалась вся история с географией

А теперь посмотрим на эту точку сверху:



лучший ракурс, найденный мною в ЖЖ

В центре кадра - Комсомольская площадь с обелиском, слева - Дом офицеров, ниже - упомянутая смотровая площадка, совсем внизу - парк с двумя лестницами, одна из которых существовала и в сороковых годах, справа: угловой дом Амурского пароходства и примыкающая к нему школа 35 на улице Шевченко. И в правый верхний угол уходит бывшая улица Карла Маркса.
Все эти уголки обошли мои родители весной 45 года. А теперь и я, интуитивно, по их следам.



Комсомольская площадь уступила часть пространства Соборной площади



Дом офицеров



военный музей



памятник первооткрывателю Якову Дьяченко на фоне гостиницы



стена военного музея



сквер Победы на месте бывшего парка ОДОСА

***
20 сентября 2022, вторник. Сны были тревожные, отрывками. Мама была со мной, мы работали на даче, недалеко тоже были соседи. Нормально общались по делу. Внезапно она пропала, растворилась! Никто ничего не видел, а я её зову в крик: мама! Мама! И сама свой голос не слышу, ну, это обычная история во сне. Не можешь докричаться, все усилия напрасны. Но мне очень нужна была мама в тот момент.
Утром долго думала, почему мама явилась именно сейчас, перед моей поездкой в Хабаровск. Просто ли потому, что я постоянно думаю о ней, вспоминаю нашу тихую жизнь в Усть-Каменогорске, рассказы о военной молодости? Или она хотела мне что-то подсказать, напомнить? Взяла конверт с письмами и фотографиями из маминого архива, опять стала их перебирать. И вдруг заметила, что фото четырёхлетнего Сержика - в двух экземплярах! Как же я раньше не обратила внимания? Сравнила фото: совершенно одинаковые, 9х12. Перевернула каждую: на одной пусто, на другой чётко подписано маминой рукой, красными учительскими чернилами «Это Серёженька Захарченко 12 окт/45 г. в Гаровке». Разрази меня гром, впервые вижу подпись на этой фотографии! Может быть, потому, что смотрела только ту, что без подписи.
Значит, мама явилась указать мне на дату съёмки: что 12 октября 45 года Людмила Макиенко жила ещё в Гаровке с сыном и свёкрами.
***

Первую главу большого очерка о маме я закончила тем, что продолжение будет не скоро.

И вот теперь публикую продолжение, вторую главу.

Людмила Макиенко, замужество, война и далёкий тыл

Солнечный Тбилиси остался в прошлом, туда уже не пришлось поехать на каникулы. В сороковом году Люда вдруг вышла замуж за военного, взяла академический отпуск в институте, забрав аттестат с золотой каёмкой, и уехала с молодым лейтенантом Костей в город Львов.



Львов, 1940

Подробности мне мама не рассказывала, а только лишь поначалу эпизоды из жизни в городе Львове. Помню рассказы про львовские магазинчики и лавки, в которых было принято обращение «прóшу пана» и «прóшу пани». Заходит Люда в лавку и спрашивает: - «Прóшу пана, вóда есть?» - и тот так же вежливо, сложив руки кренделем, отвечает ей: - «Прóшу пани, вóды нет». Русским «оккупантам» объявляли негласный бойкот.
Сейчас я вспомнила аналогичные эпизоды из туристической поездки по Прибалтике в 1988 году. В литовских кафе, завидев автобусы с российскими туристами, сразу выставляли на прилавок табличку «кавас нера», солидную, как мемориальная доска.
Наверно, я была слишком мала, чтобы слушать рассказы о замужестве. Но однажды всё-таки спросила: а как ты оказалась в Львове? Мама ответила коротко: замуж вышла!  Сказано было отрывисто и с выразительной точкой в конце фразы. Больше я не приставала с расспросами.
Тогда Люда Макиенко ещё не знала, что её судьба - не Западная Украина, а Восточный Казахстан, в котором она проживёт больше сорока лет, всю свою сознательную жизнь, я бы сказала: лучшую часть её жизни, активную и плодотворную. Но если бы не Львов, она не попала бы и в Хабаровск, где ждал свою судьбу и мой будущий отец.
Константин устроил жену на работу в только что созданное отделение полевой сберкассы: она имела отношение к математике! Освоение присоединённых областей не было таким уж мирным, опасались провокаций и военных действий.
А 22 июня 41 года Людмила шла из магазина, купив красивые тарелки себе и Косте. И услышала по уличному громкоговорителю, что началась война. Война всё-таки началась, и уже идут бомбёжки. Оставив ненужные уже тарелки на уличной скамейке, Людмила вернулась домой, Константин ждал её, получив распоряжение об эвакуации семей. Собрали вещи быстро, и он отправил сильно беременную жену к свекрови на Дальний Восток. Рассказывала мама о поездке в кузове бортовой машины, когда под бомбёжками вывозили детей и женщин. Вспоминала: «Все визжат, прикрывают головы, а я сижу каменная и понимаю, что ни визг, ни ладони наши не спасут от бомбы. Убьют так убьют».
Но она проехала через всю страну, от Львова до Хабаровска, и поселилась у свекрови в Гаровке, пригороде Хабаровска. Здесь и родился 1 августа 1941 года первенец: сын Серёжа. И только после смерти мамы я разобрала старые личные архивы в чёрном портфельчике: письма К.В. с фронта, фотографии, справки.



Серёжа Захарченко



письма с фронта

Из этих бумаг видно, что Людмила Фёдоровна Макиенко работала учительницей в Гаровской школе, жила у свекрови Зои Ивановны Захарченко, был жив и свёкор Василий Захарченко. Как следует из сохранившихся писем, ютились все они в домике при похоронном бюро в Гаровке. Люду, которая уже умела шить, вязать, варить чурчхелу, печь пшеничные булки, научили ещё управляться с огородом и доить корову.



Людмила Макиенко в Гаровке, 1945

Если бы свёкры умели писать характеристики, как тбилисские учителя, они бы повторили формулировки из тех, что хранила мама в тайном портфельчике уже тогда: «Высоко дисциплинированная, всякая порученная работа выполняется ею точно, аккуратно, сознательно. Сериозная, развитая, трудоспособная и исполнительная, проявившая всегда ровное, хорошее отношение к работе и большую силу воли и настойчивость».

Воспитывала мама сынишку Сержика до четырёх лет, до окончания войны. Эта фотография, как я сейчас понимаю, была заказана в двух экземплярах, один из которых Людмила собиралась послать на полевую почту Константину. Но не успела: он уже приехал сам! Вот почему фото остались оба у мамы.



два экземпляра фото 1945 года, один подписан

Когда вернулся с фронта К.В., в звании капитана и с орденами, они приняли решение разойтись, мирно и без упрёков. Собственно, особой любви не было, мама мне гораздо позже признавалась, что не всякий мужчина подходит всякой женщине, случаются ошибки в выборе, и не стоит отвечать на первое же предложение. Без подробностей, она сказала, что первый муж не был, мягко говоря, её мечтой, а вот «твой отец - да, он настоящий мужчина».
Сержик остался со своим отцом, бабушкой и дедушкой. Константин души не чаял в маленьком сыне, всю войну мечтал увидеть Сержика и к сердцу прижать. Он был благодарен Людмиле, что она его родила и заботилась о мальчике всё это время.
В Хабаровске и встретились мои родители.

Алексей Борзых в Гаровке

24 марта 1945 года у техника-лейтенанта Алексея Павловича Борзых был день рождения, ему исполнилось 29 лет. А на следующий день, в воскресенье, он должен был явиться к двенадцати часам на районную комсомольскую конференцию в город Хабаровск. Ведь он был комсоргом своего подразделения, несмотря на то, что комсомольский возраст вышел. Членам ВКП(б) разрешалось состоять на комсомольской работе, а вступил он в партию сразу, как предложили командиры.
В Гаровке-второй (военный городок) Алексей служил временно, так как вся служба его как радиста-инструктора в тот период состояла из командировок по военным аэродромам, где он обучал красноармейцев пользоваться рациями, заставлял зубрить азбуку Морзе, проводил среди курсантов соревнования на скорость передачи данных. Сам был виртуозом в этом деле. В конце войны в разведотдел 25 армии поступил новый контингент обучающихся: китайские бойцы, которых Армия Китая планировала забрасывать в японский тыл в качестве разведчиков.
Таковым являлось марионеточное государство Манчжоу-Го, из-за которого и Китай, и Япония, и СССР держали свои войска в постоянной готовности. Алексею уже приходилось участвовать в боях за озеро Хасан, а впереди была решающая битва с японцами. Короче, работы ещё хватало. После Хабаровска предстоял перелёт в Благовещенск, в другую воинскую часть.
Конференция проводилась в школе 35 в центре Хабаровска, на улице Шевченко. Автобусы в СССР ходили исправно, и Людмила приехала к началу заседания. Так же на автобусе, приехал и Алексей. «Они шли навстречу судьбе, они сближались», как сказал классик советского кино Эмиль Брагинский.



из маминого архива

Места двух молодых людей, конечно, оказались рядом. Оба жили в Гаровке, хотя там ходили разными дорожками, военный городок был в стороне от села. Но теперь они стали неразлучны! Алёша немного робел: ведь Людмила была учительницей, а в те времена учителя были авторитетны наравне с родителями. После конференции пошли обедать в Дом офицеров, Алёша сказал: - «А у меня день рожденья!», потом - смотреть ледоход на Амуре. Потом в парк - было воскресенье, народу много, настроение у всех отличное: скоро победа! Вот только ещё Квантунскую армию разгромить.



Хабаровск, 1945



вид на Амур, вниз уходит улица Шевченко



школа 35, где проходила историческая комсомольская конференция



Комсомольская площадь и Амурское пароходство



улица Карла Маркса



Комсомольская площадь



лестница в парке, наверху - Амурское пароходство



народ наблюдает ледоход на Амуре



памятник Сталину в парке



Дом офицеров



купальня в устье реки Плюснинки



вокзал Хабаровска

Когда Алексей узнал, что Людмила сирота, и мечтает о большой семье, тут же сказал ей, что у него много родни! Семья будет! Живы родители, сёстры, есть уже один племянник. Есть родина - Казахстан, и он вернётся туда после войны. Мама призналась, что у неё есть ребёнок, но папу это не смутило, он был согласен на любое количество ребят, они станут его детьми.

Папа сдержал обещание. Разгромив Квантунскую армию, он приехал в Гаровку, где в сельсовете они с Людмилой и расписались, и она взяла его фамилию.



свидетельство о браке

Служил Алексей Павлович уже в Благовещенске, и Людмила попросила в райОНО перевод в благовещенскую школу, предъявив свидетельство о браке, на котором ещё чернила не высохли.



крайОНО утвердило приказ 16 октября

Работала учительницей физики-математики, не прошло даром обучение на двух курсах физмата МГПИ. В Хабаровске она пыталась продолжить учёбу, но было трудно совмещать занятия с работой, хозяйством и семейными делами. Вот в этом здании был пединститут, где Людмила почему-то училась на литфаке:



здесь был пединститут, в котором один год проучилась Людмила Макиенко

А памятник поставили Александру Сергеевичу Пушкину, который ни разу не был в Хабаровске:



Пушкин сожалеет, что не доехал до Хабаровска



но чем бы он занимался в этом городе?

В 1946 году в Благовещенске родился сын Миша, названный так отцом в память о его дедушке - Михаиле Ивановиче Токареве. Хотя родители ждали девочку, и приготовили ей имя Наталья, Ната, но, конечно, были рады сыну. Мама написала письмо Зое Ивановне, что хочет забрать Сержика, чтобы братишки вместе росли, но та ответила, что Костя уже уехал с ним на запад. «Да и зачем он тебе, Люда, мальчик тебя не вспоминает, только бабушку с дедушкой. У тебя уже есть сын, береги его, а Серёжу забудь».



Миша Борзых с мамой в 1947 году

«Запад» - понятие растяжимое, на запад от Хабаровска весь Советский Союз, но я думаю, что они уехали в Белоруссию, так как все жители Гаровки родом оттуда, из Могилёвской губернии, там и родственники были.
Отец ещё дослуживал в своём разведотделе, получил увольнение в мае 1947 года, и молодая семья отправилась к родне в Казахстан. Мама опять была беременна: ждали Нату. И опять ехала той же дорогой, но обратно, и только до середины большой страны.



Людмила Фёдоровна Борзых в 1947 году



А.П.Борзых в 1947 году

***
Как мама проехала весь Советский Союз от Львова до Хабаровска, так и я, от Бреста до Владивостока, пусть и в разные годы. Путешествие на Дальний Восток посвящаю драгоценным моим родителям, с благодарностью за моё существование. Ваша Ната.



точка силы

Как обычно, даю ссылку на фильм о поездке в Хабаровск, в котором соединила все видео, опубликованные в октябре-ноябре. Пользуйтесь тайм-кодом в описании:

image Click to view



Все публикации о Хабаровске 2022

1. Поезд на восток: - Транссиб полон чудес - Бурятия - Забайкальский край - Дарима, Марина и Ирина - Амурская область - Еврейская АО - Хабаровский край - Видео из окна поезда на 15 минут.
2. Амурским бульваром: - Прогулка от гостиницы до набережной - Цветники, камни, самокаты - Кованые скульптуры - История реки Чердымовки и купца Чердымова.
1. Набережная Амура: - Утренние виды Амура - Железная дура - Амурский утёс - Рыбаки - Памятник Николаю Задорнову - Мутные волны Амура-батюшки - Видео о набережной.
4. Ночлег и питание в Хабаровске: - Гостиниц «Афалина» - Кафе с бурятскими буузами - Народная столовая.
5. Уссурийский бульвар: - Пруды - Посейдон - Персонажи мультфильмов - Деревянные скульптуры - История реки Плюснинки и купцов Плюсниных.
6. Исторический центр Хабаровска: - Дома из красного и серого кирпича - Доходный дом Мустахитдинова - Доходный дом В.Петренко - Дом Чудинова (Хидирова) - Дом Таболова - Дом Архипова - Реальное училище и памятник Ленину - Городская управа - Кунст, Альберс и примкнувший к ним Даттан - Торговый дом Плюсниных - Торговый дом Такеучи - Доходный дом Пьянковых - Частные жилые дома на боковых улицах - Юридический факультет ХГУЭП.
7. Есть такое село - Гаровка: - Школа и памятная доска - Центральная улица - История Гаровки - Полицмейстер Адольф Гар.
8. Озеро лотосов: - У болота появились хозяева - Парк «Хуторок» - Озеро лотосов - Видео «Отцвели лотосы».
9. Судьбы старых домов: - Сносят дом в переулке - Раскрыта тайна дома 9 на Ким Ю Чена - Гайдар в Хабаровске.
10. Что пишут в Хабаровске: - Местные новости по ТВ - Таблички, вывески и лозунги - Опять англосаксы! - Фамильярности с Карлом - Информация для туристов.
11. Хабаровск, разное: - Фотографии, не вошедшие в другие главы - Почему мне не нравится башня на утёсе - Странный автовокзал - Наклонная Станционная.
12. Хабаровск. Точка силы: - О том, как познакомились мои родители - Иду по их следам - Предыстория маминой жизни - Алексей Борзых в Гаровке - Хабаровск на фото сороковых лет - Переезд родителей в Казахстан - Видео о Хабаровске 28 минут.

сны, АПБорзых, Амур, хроники, семья, история, Хабаровск, СССР

Previous post Next post
Up