Размышления на тему психологической помощи семьям с "особым" ребенком.

Oct 20, 2015 13:33

В психологии давно описано такое явление, как стадии проживания горя, утраты. Это ( Read more... )

психологическая помощь, психология, особый ребенок, я, мысли вслух

Leave a comment

Comments 63

asha_chokerbali October 20 2015, 10:56:15 UTC
После того, как сама поняла, что со своим старшим без психотерапевта не обойдусь (ходила и не один раз), впервые задумалась о том, что такая помощь родителям очень нужна.
Но немногие родители особых детей на самом деле обращаются за помощью для себя. Например, когда я работала в Лекотеке, родителям предлагалось сопровождение психолога. К моему огромному удивлению, родители отказывались. Если ребенок был не сильно тяжелый (ЗПР, ЗРР), родители считали, что они сами справляются, и вообще были склонны недооценивать проблемы ребенка - сам перерастет!
Если же у родителя действительно тяжелый ребенок (ДЦП, паралич или сильно выраженные поведенческие расстройства), родители мечтали об одном - пока ребенок на занятии (физкультура, логопед, дефектолог), куда-нибудь уйти и отдохнуть, переключиться - в магазин, в аптеку, просто погулять, посидеть в коридоре почитать....Чтобы "не быть в ребенке". Если им на это время предлагалась психологическая или психотерапевтическая поддержка, они опять это расценивали как "быть в ребенке"...

Reply

chajka_mari October 20 2015, 14:26:28 UTC
Я думаю эта недооценка на самом деле проявление того самого отрицания. Сама была такая. Сейчас как раз пытаюсь написать следующую главу нашей истории от года до двух. Там это отрицание "цветет" пышным цветом.
И про то, что родители хотят уйти и отдохнуть, тоже прекрасно понимаю. Мне кажется, тут важно разносить эти два вида помощи во времени. Когда мама приводит ребенка на занятия, это само по себе сложно может быть, и она, естественно,хочет отдыха. (В то же время многие педагоги и специалисты в работе с детьми говорят о том, что родители должны присутствовать на занятиях для лучшего взаимодействия). И "быстренько" оказать маме/папе помощь во время этого ребенкиного часа не получится, как мне кажется, это будет неэффективно. Работа с психологом требует больших энергозатрат, эмоциональных затрат, времени только для себя. Лично я поэтому работу с ребенком и работу с собой ставила даже в разные дни.

Reply

asha_chokerbali October 20 2015, 14:50:07 UTC
В другой день родители тоже не хотели приходить, мотивируя это тем, что не на кого оставить ребенка. Приходила только одна мама, у которой ребенок был почти норма, и проблемы были скорее из серии "обычных": низкая самооценка, сложности во взаимоотношениях с супругом, отказ от самореализации...У нее вообще не было проблем во взаимоотношениях с ребенком, с ребенком было все прекрасно, ребенок был прекрасный...
В общем, как-то все это не сложилось.

а вообще по личному опыту я Вас прекрасно понимаю и поддерживаю...одной очень тяжело...особенно если ты уже стадию отрицания прошел, и ищешь помощи для ребенка, а все родственники вокруг - в фазе отрицания (перерастет, это у него дурь возрастная, ленится и т.п.)

Reply

curious_me_007 October 20 2015, 14:52:29 UTC
Так, по-моему, это часто, что с ребенком взимоотношения хорошие, а вот вся география мира должна быть перестроена в связи с ребенкиными трудностями.

Reply


curious_me_007 October 20 2015, 10:59:01 UTC
Безусловно помощь нужна. Без этого проваливаешься, чувствуешь себя потерянным, вокруг жизнь течет, а ты застыл и больше в этот поток не вернуться никогда.

У меня случай гораздо более легкий, чем у вас. Но, это, например, привело к тому, что остальные родственники признают, что проблемы есть, но проблему саму не называют. Слово "Аспергер", "аутизм" - это как бы не про нас. Т.е. я и по диагностикам бегала, и всеми делами занималась, и до сих пор общаюсь со всеми педагогами. Мы не в России, очень много поддержки получила в момент раскручивания всей истории от педагогов в саду, которые и забили когда-то тревогу. Если бы не они, у меня не хватило бы сил пройти весь процесс. Хожу на личную терапию. Не часто, раз недели в 3. Годы. Не только про эти проблемы, про разное, но это очень тоже поддерживает. Близкие подруги тоже поддерживают.

Reply

chajka_mari October 20 2015, 14:29:03 UTC
Поддержка в начале пути - это так ценно, я очень рада за Вас, правда. Как часто бывает наоборот...
А в обычной жизни Вам помогают? Есть ли у Вас возможность, например, посвятить время только себе? Пойти куда-нибудь?

Reply

curious_me_007 October 20 2015, 14:48:00 UTC
Родственники очень помогают. Только заветного слова не называют. И, соответственно, периодически приходится разъяснять, что с в связи с особенностями ребенка делаем так-то и то-то, а не то, что кажется "очевидным".
Да, у меня есть время для себя. да и ребенок уже совсем огромный - 14. И, тьфу-тьфу, он сейчас совсем не такой, как был года в 4.

Reply

chajka_mari October 20 2015, 19:19:37 UTC
Радостно слышать)

Reply


adurash October 20 2015, 18:44:59 UTC
У меня, когда было нужно, как-то не склалось: никто нигде не предлагал, а искать самостоятельно - было как-то не до того. А потом вроде как необходимость рассосалась.

Reply

chajka_mari October 22 2015, 04:55:10 UTC
"Вроде как"? То есть Вы сейчас не чувствуете потребности в поддержке, защите? Проработке каких-то нерешенных для себя задач?
Скажите, пожалуйста, Вы пишете, что когда было нужно, никто не предлагал. А если бы предложили, вы бы воспользовались помощью психолога в трудный период жизни? Именно для себя, чтобы помочь себе?

Reply

adurash October 23 2015, 09:00:26 UTC
Для поддержки-защиты есть "особые" мамы в реале, есть ру_хэппичайлд тут, мне хватает. Нерешённые задачи есть, но они не связаны с ребёнкиной "особостью".
Если бы предложили тогда. Дело в том, что я в ситуации длительного стресса как бы замораживаюсь изнутри, оставаясь как бы спокойной, хорошо соображаю, решаю вопросы и т.д., психическая защита такая. И если бы тогда мне совали какого-нибудь психолога, я бы сказала: да нафиг надо? Тем не менее, учитывая, сколько психосоматики понавылезало, психологическая помощь нужна была, очевидно. Но в каком виде и как - не знаю.
В НПЦ бывают мамы в полном раздрае, друг для друга работают жилетками. Я думаю, в больницах такого рода должен быть психолог для мам. В НПЦ, правда, есть священник, и он вроде бы тоже предлагает какую-то моральную поддержку, но ведь не все православные, потом многие их боятся.

Reply

chajka_mari October 23 2015, 12:42:31 UTC
Спасибо за ответ)
Особые мамы есть, да. Ру-хэппичайлд тоже есть, но это те же особые мамы)))
Мне не хватило, быть может, потому, что все мамы до одной сами раненые и сами внутри ситуации. Жилеткой, поддержкой, конечно могут быть, и я не исключение, тоже готова всегда поддержать, помочь, хоть немного.И вместе с тем лично мне нужен был человек, который находится вне ситуации, видит снаружи, и может поделиться со мной своим взглядом, и помочь мне тоже увидеть происходящее с иной точки зрения.
А "замораживание", которое Вы описали -это очень частая реакция на стресс. У меня такое тоже происходит порой, особенно в критических ситуациях. И да, кажется,что "нафиг мне психолог") понимаю)

Reply


filoluh October 20 2015, 18:53:16 UTC
бесплатная грамотная профессиональная помощь - группа "Чуткая мама" в ИРАВ. Но это еженедельная работа с октября по май. Это не психотерапия, а помощь в выстраивании отношений с ребенком, понимании себя. Работа в группе. Возможность побыть час без ребенка с такими же мамами (с ребенком в это время находится специалист - в зависимости от сложностей ребенка), возможность для малышей научиться переживать разлуку, а мамам научиться отпускать. В общем, чудесная программа и чудесное место.

Reply

chajka_mari October 22 2015, 04:56:38 UTC
Спасибо! А там только мамы малышей? ИРАВ ведь примерно до трех лет детей берет, Как быть мамам постарше? Они тоже туда могут ходить?

Reply

filoluh October 22 2015, 07:11:13 UTC
да, к сожалению, у них до 3-х лет. Постарше они берут в исключительных случаях, например, если двое детей - один до 3-х, другой старше.
У них на видеоматериалах я видела дошкольников 3-6, так что, наверное, решается в каждом конкретном случае.

Reply

chajka_mari October 22 2015, 18:49:11 UTC
Вот поэтому я когда-то к ним и не попала( все до Гошиных почтитрехлет надеялась... а потом уже поздно было проситься

Reply


out_of_aut October 20 2015, 19:18:42 UTC
Да, разумеется.
И есть два места, где мне помогли:
программа для родителей Early Bird http://vk.com/event76641095
и Родительские встречи (если нужна ссылка, пишите в личку).

Reply

chajka_mari October 22 2015, 04:59:58 UTC
Точно, спасибо!
На Early Bird я записалась, да что-то не звонят. Надо им самой позвонить, напомнить.
А Родительские встречи - это в ЦППА? А можете здесь ссылку дать? Может, и другим читающим будет интересно.
И еще хочу спросить у Вас, можете поделиться, что конкретно Вам дали эти два места? Какую помощь и поддержку Вы получили? Спасибо заранее)))

Reply

out_of_aut October 23 2015, 19:36:16 UTC
Early Bird -- это программа, рассчитанная на тех, кто недавно узнал диагноз. В ней много содержательного материала о расстройстве (о сенсорных особенностях, об особенностях коммуникации и т.п.), но поскольку у меня прошло уже больше года, то информация была уже не новой по большей части ( ... )

Reply

chajka_mari October 23 2015, 19:44:56 UTC
Спасибо! Я позвонила, напомнила о себе, сказали, к февралю ближе моя очередь подойдет

Reply


Leave a comment

Up