Oct 20, 2015 13:33
В психологии давно описано такое явление, как стадии проживания горя, утраты. Это
- отрицание
- агрессия
- торг
- депрессия
- принятие.
Я абсолютно уверена в том, что каждый родитель особого ребенка проходит через это. Может быть, не все осознают, может быть, у кого-то легче, у кого-то сложнее процесс протекает. Достаточно часто бывает "застревание" на той или иной стадии или возврат к предыдущим, если нет грамотной поддержки, в том числе со стороны профессионала-психолога, психотерапевта. Конечно, сам процесс, его сила и длительность зависит от очень многих факторов конкретного человека, конкретной семьи, но его не избежать. Появление в семье ребенка с особенностями - это всегда потеря, всегда утрата. Потеря той картины мира, которая у всех есть, которую себе рисует счастливая мать или отец в ожидании малыша, и пока сформируется новая, должно пройти очень много времени, и этому процессу всегда сопутствуют множество сложнейших переживаний. Они настолько сильны и болезненны, что могут разрушить психику родителей. Многие ломаются. Многие "уходят" в закрытость, этакую кажущуюся безэмоциональность, многие, в агрессию или в избегание. Вариантов масса. И еще больше усложняет ситуацию то, что родители очень часто даже не осознают, что им нужна психологическая помощь. Им кажется, что "все нормально". Или "не очень нормально, но сейчас не до этого". Или "совсем ненормально, но я не имею права думать о себе, главное - нужды ребенка". Однако, если родители, родственники остаются без психологической поддержки, они не могут быть максимально эффективны во взаимодействии с ребенком, и их собственная жизнь, их собственное мироощущение очень страдает.
Удручает еще и тот факт, что очень часто этот аспект упускают и педагоги, специалисты по коррекционной работе с ребенком. Вся помощь, как правило, если и оказывается, то ребенку, и очень редко - маме и папе, братьям и сестрам.
Для ребенка могут предлагаться разнообразнейшие методы взаимодействия, коррекции,занятий, и это здорово. А что родители при этом? Сидят в коридорчике. В лучшем случае, сидят вместе с ребенком на занятии. А где же помощь для них? Где поддержка для них? И мамы, и папы, и родственники, они все в тотальном дефиците отработки собственных переживаний.
Я сама получала помощь психотерапевта, получала ее неоднократно. Я сама искала контакты специалиста и выходила на личную терапию. До того, как я пошла на терапию, я обращалась за помощью в психологическое сообщество, и получала ее там, за что безмерно благодарна всем, кто меня поддержал и продолжает поддерживать. Сейчас я не хожу к терапевту, но точно знаю, что, если меня снова "припрет", то пойду обязательно. Это помогает мне выжить, не разрушиться самой и быть более грамотной, стабильной и уверенной в общении и взаимодействии с детьми, и в частности, с Гошей.
Мне очень хотелось бы услышать ваши мысли по поводу того, что я написала.
Дорогие родители, бабушки и дедушки, тети и дяди, братья и сестры! Как вы сами считаете, нужна ли вам помощь психолога/психотерапевта? Был ли у вас опыт обращения за психологической помощью? Сами ли вы ее искали, или кто-то предложил? Есть ли у нас где-нибудь примеры бесплатной грамотной, профессиональной помощи родителям? Или это всегда платно?
Как вы сами себе помогаете? Как заботитесь о себе?
И очень хотелось бы услышать мнение специалистов: педагогов, психологов. Как по-вашему, насколько часто родителям нужна помощь? Какая именно? Как часто родители обращаются за ней, какие результаты терапии вы наблюдаете?
Я буду очень благодарна за любые размышления по поводу того, что я написала.
психологическая помощь,
психология,
особый ребенок,
я,
мысли вслух