Вот и понеслась большая навигация на Волге. В ноль часов 22 апреля на стенке ожидания тольяттинских шлюзов №№ 21, 22, и 23, 24 включат зеленый светофор для всех транзитных судов. Отдельных блатных пропустят через обходной канал Жигулевской ГЭС уже послезавтра, 21 апреля. Погулял тут вокруг затона на Сухой Самарке и видно, что в грузовой части акватории вовсю идет движуха, а из базы нефтефлота неделю назад выгнали на внешний рейд Волги десяток самарских танкеров и вспомогательных судов.
Частично нефтеналивная флотилия уже ушла работать вниз по Волге: у причала Сызранского НПЗ сегодня стоит какая-то номерная "Волгонефть", а шлюзы в Балаково открылись для транзитного флота на две недели раньше тольяттинских. То есть путь на юг, к нефтеносному Каспию, уже функционирует.
Как видно, путейцы к сроку выставили на реке судоходную обстановку (красный бакен слева в кадре), расчехлились и маломерщики, хотя в акватории еще многих самарских яхтклубов и лодочных станций стоит лед. Кое-где пока даже не битый.
Нестарая по меркам отечественного флота Волгонефть-121 стоит в затоне, но видно, что под парами:
Закончив навигацию-2013, она пришла лататься на Тольяттинский судоремонтный завод. Внешне не посвежела, но ушла на зимовку в Самару еще до ледостава. Вот она у стенки ТСРМЗ в прошлом ноябре:
В счале, выведенном на рейд, ожидает отмашки Волгонефть-146:
Она тоже ремонтировалась прошлой осенью в Тольятти, поднималась на заводской слип, и - формально - была заперта в канале между верхними и нижними тольяттинскими шлюзами, потому что торчала на берегу уже после их официального закрытия на зимовку. Но если она в Самаре, значит, для нее организовали спецпроводку через нижние шлюзовые камеры по блатному тарифу (кстати, в межсезонье это недешевое удовольствие для судовладельца). Ноябрь-2013:
Рядом торчит надстройка Волгонефти-149:
С востока караван прикрывает ОТ-2005. Этот буксир-толкач как бы тоже танкер - он безвылазно таскает по внутренним водным путям составы из несамоходных наливных барж:
Средний счал занимает Волгонефть-212. Ничем особо не знаменита, в скандалах не поучаствовала, трудовых медалей не имеет. Обычная такая - серая, рядовая:
И бывший "Леонид Шмонин", за каким-то хреном
получивший в апреле-2014 имя "Вячеслав Панков". Классика жанра: новое имя - старое судно.
На первой линии - "Маршал Жуков". Это последняя ступень эволюции знаменитой и широко растиражированной советской серии судов типа "Волгонефть". Построен был уже в новые времена, запланировано таких модернизированных танкеров было много, но реально на воду спущены считанные единицы:
В глубине затона нефтефлота движуха пока отсутствует.
Кормой в берег торчит Волгонефть-120 компании "Петротанкер". Их "Волгонефти" легко узнаются среди систершипов по красно-коричневой ливрее корпуса, где они вдобавок размещают адрес своего сайта. Это вполне живое судно и в навигацию-2014 скорее всего поработает. Тоже, как и все суда выше, осколок бывшего "Волготанкера":
Не вышел на рейд, но уже готов к навигации Нефтерудовоз-2 с портом приписки Ростов-Дон. Красивая серия судов, но судьба у них конечно интересная, а история проекта овеяна множеством баек и легенд, разбираться в правдивости которых желания тупо нет. Самая распространенная - о том, что "Нефтерудовозы", спроектированные и построенные в Советском Союзе, имели двойное назначение. Первое - наливные и рудные перевозки. Второе - транспортировка межконтинентальных ракет. Оттого, мол, они имеют повышенную длину корпуса и заметно узкие.
Оставим военное назначение мирного советского трактора танкера на совести баечников, но конструкция этой серии действительно сыграла с "Нефтерудовозами" злую шутку в постсоветской истории. Соотношение их вместимости и расходов на эксплуатацию могла, по сути, потянуть только плановая советская экономика, где всем по большому счету было плевать, сходится ли дебет с кредитом. Еще при "Волготанкере" их единично отставляли от эксплуатации, а после смерти танкерного монстра страны, новые владельцы, раскупившие впопыхах эту флотилию "для перевозки ракет", после первых же самостоятельных навигаций сильно удивились итоговой бухгалтерии.
Сейчас - если брать совсем грубо - все "Нефтерудовозы" можно поделить на две части: те, которым повезло, и соответственно - наоборот. Первые прошли реновацию, модернизацию, замену многих узлов и агрегатов на более экономичные, сокращение численности экипажа. Последние - в лучшем случае гниют по затонам мирового океана с перспективой отправиться на утюги, в худшем - из них уже изготовлены канцелярские скрепки и садово-дачный инвентарь. Сколько по количеству везунчиков и мертвецов - считать лениво, но вот чисто по ощущениям - половина на половину.
У Нефтерудовоза-2 всё в жизни сложилось ровно:
В калашном ряду затона на Сухой Самарке носом в берег тоже стоят "Нефтерудовозы", у которых ровно как раз не сложилось. Нефтерудовозы 41М и 58М. 1982 и 1987 годов постройки. По меркам отечественного флота они еще в йуном возрасте, но гниют без движения почти 10 лет. Покупателей на них нет, ибо поднять такого гиганта из руин (если конечно заниматься этим качественно, а не краской подмазать) стоит, наверное, раза в два-три дороже чем цена самого судна в его нынешнем состоянии.
Тут же еще два полутрупа с похожей историей - Нефтерудовоз-43М и Волгонефть-269. Тоже стоят на приколе не первый год, но раз их до сих пор не отправили на иголки, значит, собственник еще на что-то надеется.
Рядом в счале еще два хлама. "Механика Семигласова" и "Механика И. Я. Ражева" привели в Самару полтора года назад из Астрахани, где они гнили у стенки с 2008 года. Это "Волгонефти", и поскольку их серия, в отличие от "Нефтерудовозов", оказалась более приспособлена к новейшим веяниям бизнеса речных нефтеперевозок, есть вероятность, что пригнали их сюда под восстановление. Будем посмотреть. А для энтузиаста речфлота именная "Волгонефть", попавшая в объектив, - всегда подарок.
Первая линия кладбища с кормы:
Вторая линия кладбища, возглавляемая Нефтерудовозом-6. Тут история та же, что и выше:
Но среди ржавья с мутным будущим попадаются и вполне живые экземпляры, которые выйдут в навигацию-2014. Правда, несамоходные. Свежеокрашенная баржа (наливная приставка) Волжская-5. Редкое для самарского затона нефтефлота исключение - она не осколок "Волготанкера". Принадлежит "В. Ф. Танкеру" - весьма крупной, в отличие от владельцев описанных выше судов, конторе.
Она, контора эта, достойна внимания двумя фактами. Во-первых, уходит историческими корнями к Волжского объединенному речному пароходству - советскому гиганту и фактически монополисту в отрасли тогдашних речных перевозок. Причем похлеще ПИДа РЖД.
Во-вторых, посоны реально вложились в строительство новых грузовых судов класса "река - море". Не поднимают из небытия ржавые остовы бывшего советского флота, а закладывают на российских судостроительных заводах современные танкеры. И каждый год спускают их на воду, причем по несколько штук. И все они - респект парням еще раз - работают под отечественным флагом.
Впрочем, зеленая баржа на фото выше - еще советское наследство и недавно отметила 30-летний юбилей. По сути своей - это сухогрузный теплоход типа "Волжский", только чутка обрезан и без надстройки для экипажа (потому что баржа несамоходная). Несколько лет назад приставка переделана в наливную. К слову, "В. Ф. Танкер" - редчайший гость в Сухой Самарке. Говорят, что по экономическим соображениям, мол, цена услуг не соответствует качеству.
Строить новый флот пытаются и другие местные судовладельцы. На слипе самарского ЗАО "Нефтефлот" (она же ремонтно-эксплуатационная база нефтефлота) типа строится формально новый танкер "Святой Князь Владимир":
"Типа" - потому что строится уже не первый год, хотя реально заметный прогресс в облике судна не наблюдается. А "формально" - потому что "с использованием элементов корпуса и надстройки" старой Волгонефти "Капитан Тимофеев". По модному это называется реновация, а по документам - на радость заказчику - так вообще: идет строительство нового судна со свежим годом постройки. Опять классическая история: со сроками строительства, его ценой и качеством мы как-нить по ходу процесса разберемся, но первым делом надо заявить, что судно - новое и забубенить ему пафосное название. Святые, в общем, люди, и Святой Князь Владимир.
А ближе к выходу из затона бросила якорь Волгонефть-24. Если "Маршал Жуков" в начале поста - венец эволюции типа судов "Волгонефть", то двадцать четвертая - начало серии, представитель самого первого варианта "Волгонефтей". Этот динозавр спущен на воду всего через четыре года после головного судна проекта, в 1967 году. Судьба ветерана в целом туманна, хотя судя по всему ее не собираются отправлять в утиль. Вряд ли теплоход вновь когда-либо будет бороздить просторы большого театра, но вот в качестве стоечной плавбазы наверняка еще поработает. Как бункеровочная станция например. Или для слива и хранения остатков нефтепродуктов после зачистки внутренних ёмкостей танкеров.
Ну и под занавес накину в псто немного говна. Вот это судно ОС-400 выполняет роль ассенизатора. Подгребает к борту грузовых и пассажирских судов и тоннами откачивает оттуда фекальные массы. Языком Чехова и Пришвина процедура называется комплексным обслуживанием флота. ОС-400 тоже поработает в текущую навигацию, но выйдет из затона чуть позже, когда будет кого обслужить.
Кстати, перекачка говна с транзитных судов - вполне себе коммерческая и недешевая услуга. Но учитывая, что мелкие жуликоватые судовладельцы привыкли экономить каждую копейку, очень часто фекальные массы под покровом ночи тупо сливаются в Волгу-матушку и никакая судоходная инспекция и прочая природоохранная прокуратура не способны отследить эту бесконтрольную и весьма распространенную практику.
А это вход в затон нефтефлота. Простых смертных сюда не пускают, только по согласованию с местным диспетчером. На заднем плане - специальная зачистная станция, где вычищают танки наливных судов после выполненных рейсов.
Такая весна.