Весна нефтефлота

Apr 19, 2014 21:40

Вот и понеслась большая навигация на Волге. В ноль часов 22 апреля на стенке ожидания тольяттинских шлюзов №№ 21, 22, и 23, 24 включат зеленый светофор для всех транзитных судов. Отдельных блатных пропустят через обходной канал Жигулевской ГЭС уже послезавтра, 21 апреля. Погулял тут вокруг затона на Сухой Самарке и видно, что в грузовой части акватории вовсю идет движуха, а из базы нефтефлота неделю назад выгнали на внешний рейд Волги десяток самарских танкеров и вспомогательных судов.



Частично нефтеналивная флотилия уже ушла работать вниз по Волге: у причала Сызранского НПЗ сегодня стоит какая-то номерная "Волгонефть", а шлюзы в Балаково открылись для транзитного флота на две недели раньше тольяттинских. То есть путь на юг, к нефтеносному Каспию, уже функционирует.

Как видно, путейцы к сроку выставили на реке судоходную обстановку (красный бакен слева в кадре), расчехлились и маломерщики, хотя в акватории еще многих самарских яхтклубов и лодочных станций стоит лед. Кое-где пока даже не битый.



Нестарая по меркам отечественного флота Волгонефть-121 стоит в затоне, но видно, что под парами:



Закончив навигацию-2013, она пришла лататься на Тольяттинский судоремонтный завод. Внешне не посвежела, но ушла на зимовку в Самару еще до ледостава. Вот она у стенки ТСРМЗ в прошлом ноябре:



В счале, выведенном на рейд, ожидает отмашки Волгонефть-146:



Она тоже ремонтировалась прошлой осенью в Тольятти, поднималась на заводской слип, и - формально - была заперта в канале между верхними и нижними тольяттинскими шлюзами, потому что торчала на берегу уже после их официального закрытия на зимовку. Но если она в Самаре, значит, для нее организовали спецпроводку через нижние шлюзовые камеры по блатному тарифу (кстати, в межсезонье это недешевое удовольствие для судовладельца). Ноябрь-2013:



Рядом торчит надстройка Волгонефти-149:



С востока караван прикрывает ОТ-2005. Этот буксир-толкач как бы тоже танкер - он безвылазно таскает по внутренним водным путям составы из несамоходных наливных барж:



Средний счал занимает Волгонефть-212. Ничем особо не знаменита, в скандалах не поучаствовала, трудовых медалей не имеет. Обычная такая - серая, рядовая:



И бывший "Леонид Шмонин", за каким-то хреном получивший в апреле-2014 имя "Вячеслав Панков". Классика жанра: новое имя - старое судно.



На первой линии - "Маршал Жуков". Это последняя ступень эволюции знаменитой и широко растиражированной советской серии судов типа "Волгонефть". Построен был уже в новые времена, запланировано таких модернизированных танкеров было много, но реально на воду спущены считанные единицы:



В глубине затона нефтефлота движуха пока отсутствует.

Кормой в берег торчит Волгонефть-120 компании "Петротанкер". Их "Волгонефти" легко узнаются среди систершипов по красно-коричневой ливрее корпуса, где они вдобавок размещают адрес своего сайта. Это вполне живое судно и в навигацию-2014 скорее всего поработает. Тоже, как и все суда выше, осколок бывшего "Волготанкера":



Не вышел на рейд, но уже готов к навигации Нефтерудовоз-2 с портом приписки Ростов-Дон. Красивая серия судов, но судьба у них конечно интересная, а история проекта овеяна множеством баек и легенд, разбираться в правдивости которых желания тупо нет. Самая распространенная - о том, что "Нефтерудовозы", спроектированные и построенные в Советском Союзе, имели двойное назначение. Первое - наливные и рудные перевозки. Второе - транспортировка межконтинентальных ракет. Оттого, мол, они имеют повышенную длину корпуса и заметно узкие.



Оставим военное назначение мирного советского трактора танкера на совести баечников, но конструкция этой серии действительно сыграла с "Нефтерудовозами" злую шутку в постсоветской истории. Соотношение их вместимости и расходов на эксплуатацию могла, по сути, потянуть только плановая советская экономика, где всем по большому счету было плевать, сходится ли дебет с кредитом. Еще при "Волготанкере" их единично отставляли от эксплуатации, а после смерти танкерного монстра страны, новые владельцы, раскупившие впопыхах эту флотилию "для перевозки ракет", после первых же самостоятельных навигаций сильно удивились итоговой бухгалтерии.

Сейчас - если брать совсем грубо - все "Нефтерудовозы" можно поделить на две части: те, которым повезло, и соответственно - наоборот. Первые прошли реновацию, модернизацию, замену многих узлов и агрегатов на более экономичные, сокращение численности экипажа. Последние - в лучшем случае гниют по затонам мирового океана с перспективой отправиться на утюги, в худшем - из них уже изготовлены канцелярские скрепки и садово-дачный инвентарь. Сколько по количеству везунчиков и мертвецов - считать лениво, но вот чисто по ощущениям - половина на половину.

У Нефтерудовоза-2 всё в жизни сложилось ровно:



В калашном ряду затона на Сухой Самарке носом в берег тоже стоят "Нефтерудовозы", у которых ровно как раз не сложилось. Нефтерудовозы 41М и 58М. 1982 и 1987 годов постройки. По меркам отечественного флота они еще в йуном возрасте, но гниют без движения почти 10 лет. Покупателей на них нет, ибо поднять такого гиганта из руин (если конечно заниматься этим качественно, а не краской подмазать) стоит, наверное, раза в два-три дороже чем цена самого судна в его нынешнем состоянии.



Тут же еще два полутрупа с похожей историей - Нефтерудовоз-43М и Волгонефть-269. Тоже стоят на приколе не первый год, но раз их до сих пор не отправили на иголки, значит, собственник еще на что-то надеется.



Рядом в счале еще два хлама. "Механика Семигласова" и "Механика И. Я. Ражева" привели в Самару полтора года назад из Астрахани, где они гнили у стенки с 2008 года. Это "Волгонефти", и поскольку их серия, в отличие от "Нефтерудовозов", оказалась более приспособлена к новейшим веяниям бизнеса речных нефтеперевозок, есть вероятность, что пригнали их сюда под восстановление. Будем посмотреть. А для энтузиаста речфлота именная "Волгонефть", попавшая в объектив, - всегда подарок.



Первая линия кладбища с кормы:



Вторая линия кладбища, возглавляемая Нефтерудовозом-6. Тут история та же, что и выше:



Но среди ржавья с мутным будущим попадаются и вполне живые экземпляры, которые выйдут в навигацию-2014. Правда, несамоходные. Свежеокрашенная баржа (наливная приставка) Волжская-5. Редкое для самарского затона нефтефлота исключение - она не осколок "Волготанкера". Принадлежит "В. Ф. Танкеру" - весьма крупной, в отличие от владельцев описанных выше судов, конторе.



Она, контора эта, достойна внимания двумя фактами. Во-первых, уходит историческими корнями к Волжского объединенному речному пароходству - советскому гиганту и фактически монополисту в отрасли тогдашних речных перевозок. Причем похлеще ПИДа РЖД.

Во-вторых, посоны реально вложились в строительство новых грузовых судов класса "река - море". Не поднимают из небытия ржавые остовы бывшего советского флота, а закладывают на российских судостроительных заводах современные танкеры. И каждый год спускают их на воду, причем по несколько штук. И все они - респект парням еще раз - работают под отечественным флагом.

Впрочем, зеленая баржа на фото выше - еще советское наследство и недавно отметила 30-летний юбилей. По сути своей - это сухогрузный теплоход типа "Волжский", только чутка обрезан и без надстройки для экипажа (потому что баржа несамоходная). Несколько лет назад приставка переделана в наливную. К слову, "В. Ф. Танкер" - редчайший гость в Сухой Самарке. Говорят, что по экономическим соображениям, мол, цена услуг не соответствует качеству.

Строить новый флот пытаются и другие местные судовладельцы. На слипе самарского ЗАО "Нефтефлот" (она же ремонтно-эксплуатационная база нефтефлота) типа строится формально новый танкер "Святой Князь Владимир":



"Типа" - потому что строится уже не первый год, хотя реально заметный прогресс в облике судна не наблюдается. А "формально" - потому что "с использованием элементов корпуса и надстройки" старой Волгонефти "Капитан Тимофеев". По модному это называется реновация, а по документам - на радость заказчику - так вообще: идет строительство нового судна со свежим годом постройки. Опять классическая история: со сроками строительства, его ценой и качеством мы как-нить по ходу процесса разберемся, но первым делом надо заявить, что судно - новое и забубенить ему пафосное название. Святые, в общем, люди, и Святой Князь Владимир.

А ближе к выходу из затона бросила якорь Волгонефть-24. Если "Маршал Жуков" в начале поста - венец эволюции типа судов "Волгонефть", то двадцать четвертая - начало серии, представитель самого первого варианта "Волгонефтей". Этот динозавр спущен на воду всего через четыре года после головного судна проекта, в 1967 году. Судьба ветерана в целом туманна, хотя судя по всему ее не собираются отправлять в утиль. Вряд ли теплоход вновь когда-либо будет бороздить просторы большого театра, но вот в качестве стоечной плавбазы наверняка еще поработает. Как бункеровочная станция например. Или для слива и хранения остатков нефтепродуктов после зачистки внутренних ёмкостей танкеров.



Ну и под занавес накину в псто немного говна. Вот это судно ОС-400 выполняет роль ассенизатора. Подгребает к борту грузовых и пассажирских судов и тоннами откачивает оттуда фекальные массы. Языком Чехова и Пришвина процедура называется комплексным обслуживанием флота. ОС-400 тоже поработает в текущую навигацию, но выйдет из затона чуть позже, когда будет кого обслужить.



Кстати, перекачка говна с транзитных судов - вполне себе коммерческая и недешевая услуга. Но учитывая, что мелкие жуликоватые судовладельцы привыкли экономить каждую копейку, очень часто фекальные массы под покровом ночи тупо сливаются в Волгу-матушку и никакая судоходная инспекция и прочая природоохранная прокуратура не способны отследить эту бесконтрольную и весьма распространенную практику.

А это вход в затон нефтефлота. Простых смертных сюда не пускают, только по согласованию с местным диспетчером. На заднем плане - специальная зачистная станция, где вычищают танки наливных судов после выполненных рейсов.



Такая весна.

ос, нефтерудовоз, пост про говно, флотниапазорем, волгонефть, сухса, сельски вести, шлю, рыбачье, канал, волжский, rst11, судоремзавод, от

Previous post Next post
Up