Короче погода в нашем селе говно и надо побрюзжать, подставляя к заднице совочек.
Вот свежая апрельская новость: широко известный во флотских кругах самарский танкер "Леонид Шмонин" получил новое имя - "Вячеслав Панков". В навигацию-2014 это пока первое переименование крупного судна. А вообще - такова стандартная история многих теплоходов, чьими хозяевами являются откровенно мутные не самые прозрачные и порядочные в мире конторы. Бизнес этого сегмента на реке работает по нехитрому принципу: чем меньше ты вложил в судно и в экипаж, тем больше они должны срубить бабла на ниве нефтеперевозок. Дёшево и нажористо.
И, блять, оттого неудивительно, что перемены в жизни старого советского теплохода, попавшего в руки нового хозяина, начинаются не с глубокой модернизации узлов и механизмов, а с зачеркивания имени на борту. Так поступают только беспесды грамотные хозяйственники. Память о человеке? Не, не слышал. Модернизация танкера? Не, не слышал.
Относится ли всё это к бывшему "Леониду Шмонину"?
Этот танкер попался мне в ноябре прошлого года под Тольятти. То был его последний рейс в навигацию-2013, танкер уходил в затон на Сухой Самарке, и последний рейс со старым именем на борту:
Особо лютый баттхёрт, помнится, вызвали недавняя (весна 2013) продажа и последовавшее переименование самарского танкера "Герой России Пятницких" (звание получено посмертно за подвиг на Чеченской войне) в "Нордвик" - классическое нейтральное имя для работы в мировом океане под "удобным" флагом. Вот он во время перегонного рейса из Самары аж в один из крупных портов Северного Ледовитого океана (снимал на шнурок от кроссовка). Новое название нанесли еще в Сухой Самарке.
Не, "Нордвик", несмотря на свои речные габариты, с момента постройки приспособлен для выхода в море. Ну в Азовское например. Ну в Каспийское. Ну хрен с ним, в Черное. А тут же танкер уходил бороздить пятиметровые льды северного морского пути, где даже атомные ледоколы регулярно шарахаются от айсбергов в тихое прибрежное укрытие. Речники, крутившие от такой новости пальцем у виска, получали грубые отклики новых владельцев: мол, не ваше дело, и вообще - Нургалиев ФАМРТ разрешил.
Если короче, то чуда не случилось. Буквально через месяц-другой после ухода из Самары "Нордвик", взявший в танки груз нефтепродуктов, был торжественно затёрт мощными северными льдами. После неудачных попыток экипажа самостоятельно выбраться на чистую воду, корпус судна дал трещину и вода затопила несколько отсеков. На выручку к терпящему бедствие речному, по сути, судну, пошел один из крупнейших в мире атомных ледоколов, и, к счастью, успел. Дальнейшая судьба бывшего "Героя России Пятницких" лично мне неизвестна. Надеюсь, что танкер отремонтирован и работает, но не исключено, что так и гниет с дырявым бортом в какой-нибудь далёкой и малоизученной Хатанге, куда он, собсна, и направлялся.
Но "Нордвик" дело прошлое, покрытое льдами. А "Леонид Шмонин" - вот он, еще вчера бороздил волжские просторы, а сейчас готовится к навигации на рейде Сухой Самарки под именем "Вячеслав Панков":
Этот конкретный танкер, как и многие - осколок большого и, казалось в своё время, нерушимого пароходства "Волготанкер", вполне такого государства в государстве по типу РЖД. Именно в эпоху "Волготанкера" безликий номерной теплоход Волгонефть-241 получил имя Леонида Шмонина. В таком монстре, как "ВТ", с названиями как раз церемонились - в самом хорошем смысле. Имя хер пойми кого не могло попасть на борт судна, любое переименование проходило через специальный совет, на суд которого предлагались варианты исключительно заслуженных (в советском понимании) фамилий.
Не зря я вспомнил в начале, что этот танкер широко известен во флотских кругах. В ряду десятков своих систершипов он выделяется длиной. Теплоход заметно короче большинства однотипных Волгонефтей. Когда-то из судна вырезали пару отсеков, уменьшив таким образом его грузовую вместимость, но значительно увеличив прочность корпуса. Это нужно для того, чтобы безопасно ходить по морям-океанам - у короткого теплохода по законам физики меньше шансов переломиться пополам во время высокой штормовой волны.
Кто же такой Вячеслав Панков? Да хер его знает, если честно. Даже искать неинтересно. Хочу верить, что новые владельцы танкера выбрали имя достойного человека, чем-то заслужившего такую память о себе. А не написали на борту фамилию нынешнего хозяина теплохода или его сына-двоечника.
Для баланса сил во вселенной надо сказать, что причины переименований бывают разные. Не только потешить самолюбие, но и, например, чтобы отсечь от конкретного судна негативный шлейф, которым оно прославилось в былые годы (на пассажирских судах - регулярная практика). Или для упрощенной регистрации под "удобный" флаг. Существуют и другие поводы, дело не в них. А в том, что чехарда с переименованиями вызывает неизменное бурление говн как в профессиональных речных кругах, так и в околоречном сообществе любителей флота.
Очень мудро в свое время поступил один судовладелец из Казахстана, купивший партию новых буксиров для работы на Каспии. Все они получили названия Буксир-1, Буксир-2, Буксир-3 и так далее. А когда возникла причина срочно их переименовать, то казахские посоны не стали полоскать мозги и нанесли на борт новые имена: Буксир-11, Буксир-22, Буксир-33... Нормально так выкрутились - и свои дела порешали, и не прошлись грязным сапогом капитализьма™ по имени какого-нибудь учёного или героя, положившего под гусеницу чеченского танка свою жизнь.
Ну а "Леонида Шмонина" мы запомним таким:
UPD. С мест передают, что на судне была даже какая-то пачотная доска, посвященная Шмонину. Не уверен, что это правда, но если так, то скорее всего она ушла на растопку мангала под шашлыки в честь открытия навигации-2014.