50 метров над уровнем ВАЗа

Mar 21, 2016 21:01

Северо-западная часть Тольятти - это бесконечная промзона, на многие километры и до горизонта. Перекрестком на фото обрывается комплексный советский жилой массив, а дальше чего только нет: от гаражно-строительных кооперативов из 90-х и новодельных гипермаркетов до главполиции и крупнейшей в Самарской области теплоэлектроцентрали. Всё, казалось бы, как и везде, но есть там в глубине объекты, характерные только для здесь.



Несмотря на обилие в сети высотных фотографий города, с этой точки таковые почти отсутствуют, поэтому сам с удовольствием посмотрел на известные локации с непривычного ракурса.

Внизу стелятся производственные гектары завода одного, над ним доминирует ТЭЦ ВАЗа. Коммунальный гигант обслуживает не только большую промплощадку, но и жилой район с населением в овер 400 тысяч человек.



Её же градирни, а слева, на средней линии, светло-коричневый административно-бытовой корпус опытно-промышленного производства ВАЗа. ОПП только называется так скромно, по факту же это завод в заводе. Он даже на местности отделен от основной площадки Волжского автомобильного.



Руками тамошних сотрудников "спущено на воду" немало мелкосерийных и экспериментальных моделей авто. Впрочем, всё это уже с приставкой "было": легкой подписью одного то ли шведа, то ли бразильца в конце прошлого года ОПП закрыто. Когда-то туда требовались сотни квалифицированных специалистов. Хорошо помню те времена и внезапно успел несколько месяцев там потусить. Сейчас требуются охранники без опыта работы, пока в цехах еще много уникального оборудования, которое плохо лежит.

Ниже. Слева белое здание 36-й каблухи - основная, пожалуй, кузница молодых рабочих кадров для автозавода. Не в курсе, как она нынче называется и не освободила ли помещения в панельке - и техникумом была, и лицеем, и колледжем. Черное советское "стекло" в середине - учебный центр ВАЗа, где проходили трудовую практику и повышали свою квалификацию будущие и состоявшиеся заводчане. Ну это в недалеком прошлом, а что там в актуальном настоящем - непонятно, наверное глушняк. Разве что музей истории Волжского автогиганта, расположенный на первом этаже черного здания, вроде б продолжает функционировать. Да и то ненадолго: под видом расширения площадей его переносят под крыло заводской администрации, а на деле - очевидно - избавляются от ненужной недвижимости с ее коммунальными и налоговыми издержками.



Высотка справа (на фото выше) вряд ли требует пояснений. Добавить к ней можно немного. Не все, допустим, знают, что это был многострадальный советский недострой. Современный вид он приобрел уже после развала Союза и очень быстро получил среди горожан прозвище "изолента". Редкий тольяттинец замешкается при ответе на вопрос "Как проехать к изоленте?" К слову, ради здания заводоуправления в свое время покупалась самая высотная и самая тяжелая пожарная машина Самарской области.

Следующая фотка плохая по качеству, но обойти этот объект, возведенный в стиле прибалтийской архитектуры, решительно невозможно. Иногородним, полагаю, будет особенно любопытно посмотреть.



Да, внутри этих коричневых застенков и родилась значительная часть тольяттинских автомоделей - от идеи, дизайна и образа, до технической документации и передачи в производство. Научно-технический центр ВАЗа в народе прозван кокетливо - "шоколадка".

Тоже любопытный образец соварха - районный рынок. Давно известен под именем "Пирамида" и долгие годы был единственным рынком на весь 400-тысячный жилмассив Автозаводского района Тольятти. Отъегорен уже в новейшее время, но небезнадежно: историческая конструкция и элементы архитектуры остались нетронутыми.



Нет, не померещилось, на фото вершина пирамиды действительно упирается в настоящую подводную лодку "в степях Украины":



Там же, в промзоне, отчего-то возвели и кирпичное здание городского УВД. Почему в таком месте, а не в более парадной и обитаемой точке нового советского города - загадка.



За главполицией по центру - административка бывшего пивобезалкогольного комбината "Тольяттинский". Объект полуразрушен и завешан светлым полотнищем, хотя еще 13-14 лет назад на пивзаводе кипела жизнь, а на первом этаже работал до сих пор милый моему сердцу ведомственный пивзаводской кабак. Было интересно™. Справа на дальнем плане другой советский недострой - элеватор. В интернетах зачем-то пишут, что он "бывший и разрушенный", но это вряд ли: под ним у нас когда-то имелся скромный дачный надел в пять соток и вместе с местными садово-огородными ровесниками довелось в школьные годы изучить элеватор с подвала до крыши (хз, как живы остались).

Ну и немного запада и юго-запада Тольятти.

4-й квартал Нового города. Справа "шеснарик" проекта II-60 и в центре, на бульваре Курчатова, шесть тамошних 14-этажных кирпичек проекта Э-93:



Последние крупнее:



В сердце бульвара - очередной недострой из первой половины 90-х. Сколько кризисов он уже благополучно пережил. Видимо, переживет и свежий. Как бы и вовсе не весь город.



Южнее него метрах в трехстах - типовая советская АТС. Уже с трудом вспоминаю, какая именно, настолько мелкие подробности утекают с годами из памяти. Вроде бы 32-я. Слева купола Преображенского собора, очередного и не последнего места отправления культа, построенного при объемном участии Волжского автомобильного. Про храм сей, конечно же, можно издавать не только религиозные, а вполне себе светские печатные труды. Как одним телефонным звонком развернуть в небе самолет с мощами Иоана Предтечи - вот про этот собор.



Всё тот же 4-й квартал и в центре, фасадом на проспект, желтеет коробка бывшего торгового центра "Волжские зори":



Желтеет он не так и давно, лет 15 как. Цветной пристрой - новодельный, воткнут силами известной сети по продаже бытовой техники. Правда, в 2015 году магазин накрылся медным тазом и "Волжские зори" вновь стоят наполовину пустые:



Темные свечки на горизонте - уже 5-й квартал. Они тоже формируют собой центральный променад бульвара, только другого - Орджоникидзе:



И перспектива проспекта Степана Разина. Он же Степаха, он же Стёпка, он же Степашка. В разные годы здесь пролегало 7 постоянных и пара временных троллейбусных маршрутов. В том числе два самых протяженных в России (первое и второе место). Сегодня - ноль. Спасибо одному недо не то мэру, не то телеведущему. За то, что ежедневно, без сна и отдыха, занимается развитием города.



Такие вот 50 метров над уровнем ВАЗа.

а моя милиция меня бережет, 121тэ, культове, э93, соварх, такой расклад, сельски вести, тэц, вазон, взяли и не осилили, флотниапазорем, в звенящую снежную даль, один464, хотелось бы передать привет, высушить и в музей, двашисят, нормальных на этом видео нет

Previous post Next post
Up