Продолжаю продолжать по интересной, редкой, уникальной и просто заслуженной пожарной технике наших краёв. В Самарской области герой этого пста - единственный, и один из немногих в регионе, который сейчас выдёргивается на сигналы тревоги по большим сельским праздникам. Имя, как и большинство пожмашин, носит длинное - BRONTO SKYLIFT F72HLA (Mercedes Benz Actros 3538). С учетом российской классификации можно обозвать его и попроще: АКП-72 (MB Actros 3538).
Но сначала по поводу характеристик, вынесенных в заголовок.
Действительно самый тяжелый - 47 тонн, на минуточку. Визуально не сразу верится, но он почти на четыре тонны тяжелее
вот этого аэродромного монстра, серые будни которого я кратенько
уже описывал.
Ну и что касается высоты. Максимально этот пожарный коленчато-телескопический подъемник может разложиться на высоту 72 метра. Если на пальцах, то это здание в 24 этажа. До конца 2000-х АКП из Тольятти и вправду не было равных. Но тогда на уровне области пошел разговор, что хорошо бы и в Самару купить что-то подобное. Тема была навеяна самарскими домами-"карандашами", где внезапно™ пару раз сработала пожарная сигнализация. Тревога, к счастью, была ложной, но маячок дал о себе знать на одном из очень неприятных этажей здания, до куда в случае реальной беды не достала бы ни одна высотная машина самарского гарнизона. В общем, пообсуждали и затихли. Так и не смог выяснить, появился ли в столице региона пожарный подъемник/автолестница выше 50 метров. Поэтому на данный момент времени примем условно, что тольяттинский 72-метровый Мерс продолжает оставаться самым высотным в СО.
Служит этот АКП-72 в одной из пожарных частей (а там их целый куст) по охране от огня Волжского автозавода. Взяли машинку в 1998 году у известной в узких кругах финской конторы BRONTO SKYLIFT AB. Собсна, вариантов особых и не было: российские производители высотной техники на тот момент еще ниасилили выпуск таких гигантов. Хотя даже сейчас, по состоянию на 2014, те пожарные подъемники и автолестницы, что предлагает родное отечество, сыпятся и встают под забор в первый же год эксплуатации. Качество, надежность и нано-технологии - это вот как раз про финнов. А слепить, оббить по кругу обухом топора и впарить за три цены - про наших, потому что "похер, пляшем". И какой на дворе год - 98-й или 2014-й - неважно.
В конце 90-х искомая ПЧ находилась в составе государственной противопожарной службы. Но покупка импортного и очень дорогого высотного Мерса - непозволительная роскошь для госказны по тем временам. К тому же изначально было понятно - машинка большую часть своей жизни прокатается по всевозможным выставкам и учениям. К чести Волжского автозавода свои объектовые (хоть и государственные по форме существования) пожчасти он не обижал никогда. Расщедрился и на финский подъемник. Да и как было не раскошелиться, если главный объект, ради которого и нужен был АКП такой неслабой высоты - здание заводоуправления ВАЗа. "Бронтозавр" аккурат достает до его макушки. От эта известная башня, которая давно попала в список символов Тольятти:
Учитывая, что поводы для основной работы Мерса предполагались единичные, машина до недавнего времени раз от раза юзалась на пожарах в жилом секторе Тольятти. Подъемного механизма выше 37 метров городской гарнизон не имел, а советские 16-этажки в изобилии понатыканы по всему городу.
Иногда финский Мерс выручал. Иногда - не очень. Хорошо помню пожар в июне 2009 года, когда на одном из последних этажей 15-этажной кирпички по 70 лет Октября, 31 загорелась квартира. 30-метровые автолестницы не смогли дотянуться до пылающего балкона, но и высотный финн тоже не помог. Не потому что не разложился до нужной отметки, а тупо не вписался во двор "свечки" со своими нестандартными габаритами. В итоге линию бойцы проложили "изнутри" дома, тянули рукава через подъезд по лестничным маршам. Мерс там немного постоял для мебели, а потом развернулся и уехал обратно в родную заводскую ПЧ. Вот "благодаря" таким крупным пожарам "на высоте" АКП-72 можно изредка видеть с фанфарами на улицах города:
Возвращается в часть с того памятного пожара на улице 70 лет Октября, так и не пригодившись:
Мой кореш, далекий от пожарок, побывав на очередной выставке пожтехники, где присутствовал и этот агрегат, с первого взгляда не сразу понял, где у Мерса перед, а где зад. Увидел он машину четко сбоку:
И еще один архивный снимок самого высотного местного подъемника во время учений около дворца спорта "Волгарь":
Люлька подъемника крупнее. Она вмещает четырех человек + 90 кг какого-либо груза. Если иначе, то максимально допустимая нагрузка на люльку - 450 кг.
Цимес этого коленчато-телескопического подъемника не только в том, чтобы эвакуировать людей с нестандартных высот, но и, конечно же, подавать "в небо" пену и воду по специальному "трубопроводу", прикрученному по всей длине подъемного механизма.
Когда Бронто работает на максимальной высоте, скорость ветра не должна превышать 14 метров в секунду. Честно говоря, весьма низкий предел безопасности по ветру. Но тут - вероятнее всего - производитель просто страхует свою задницу от возможных предъяв покупателей и на деле метеоусловия для работы 72-метрового Мерса могут быть чуть выше.
Номера на машине - внутренние, вазовские. То есть как бы предполагается, что транспорт с такими табличками не должен выезжать за пределы Волжского автозавода. Но сейчас всем заводским машинам, которые так или иначе катаются по улицам города, выдают новые, привычные нам госномера общероссийского формата.
Такой финн.
Первый псто из этой серии про раритетный пожарный ГАЗ-63 лежит
тут.