Вечером 3 ноября в Санкт-Петербурге в офис ЛГБТ-организации La Sky, занимающейся помощью ВИЧ-инфицированным, где проходило традиционное «Радужное чаепитие», ворвались двое неизвестных в масках. Они были вооружены пневматическим пистолетом и сразу открыли огонь. Первой под обстрел попала девушка, получившая легкие ранения, другому активисту и видеоблогеру Дмитрию Чижевскому пуля попала в глаз. Сейчас Чижевский находится в больнице, и по словам врачей, его левый глаз уже никогда не будет видеть.
Четвертого ноября там же в Санкт-Петербурге в разных изолированных инцидентах было убито трое мигрантов из Средней Азии. В тот день толпы националистов врывались в вагоны метро и избивали там мигрантов и вообще людей неславянской внешности. Полиции пришлось арестовать более сотни националистов.
Волна преследований и насилия в отношении наиболее уязвимых меньшинств - ЛГБТ-активистов и мигрантов - прогнозировалась и предсказывалась уже давно. Еще в прошлом году Дума приняла пресловутый закон, запрещающий «гомосексуальную пропаганду», а государственные телеканалы подняли анти-гейскую истерию, обвиняя ЛГБТ в педофилии и прочих смертных грехах. Летом этого года антимигрантская тема стала одной из главных на выборах, проходивших в разных регионах России.
Как заявил Чижевский в своем интервью Slon.ru, «Я обвиняю депутатов Елену Мизулину, Виталия Милонова и всех подонков, которые нагнетали гомофобию, - это непосредственно их вина. Они и есть настоящие преступники.»
Сам депутат Санкт-Петербурского Заксобрания Виталий Милонов, известный как инициатор ряда гомофобских законов и акций, объявил, что происшедшее в La Sky было «запланированной провокацией» самих ЛГБТ-активистов. Хотя, по мнению Милонова, каждый имеет право «дать пня» (?) вышедшим на гей-прайд.
В своем интервью газете Фонтанка.ру, Милонов заявил: « Кто им мешает жить? Это они выходят на марши против нормального общества. Выходить и публично детям демонстрировать свое искаженное мировоззрение - у нас это не принято, детей надо от этого защищать. Это не права человека, это права больных и извращенцев.»
Права «извращенцев» закон в России не защищает, и им не остается ничего, кроме как бежать. По статистике санкт-петербургской ЛГБТ-организации "Выход", если за два прошедшие года за содействием в приобретении убежища в другой стране к ним обратились единицы, то сейчас с этой целью приходят по два-три человека в неделю. Как сказала координатор программы правовой помощи «Выхода» Ксения Кириченко в интервью Радио Свобода, «Стали приходить однополые семьи, которые боятся, что у них могут отнять детей. В Думе уже существует такой законопроект, и он скоро может стать законом.»
Живущий ныне в Швейцарии журналист Олег Кашин вообще считает эмиграцию лучшим выходом как для ЛГБТ, так и для политических оппозиционеров. Три года назад сам Кашин был избит за свои политические статьи так, что стал временно инвалидом. Избиение попало на камеры видеонаблюдения, приобрело огласку и было взято на «личный контроль» тогдашним президентом Дмитрием Медведевым.
За все это время расследование дела не продвинулось ни на дюйм. В своем интервью Slon.ru Кашин предсказывает, что «в ближайшие двадцать лет в России ничего хорошего не случится» и предлагает лучше «брать чемодан и уезжать хотя бы в Эстонию».
Однако эмиграция это выход только для молодых и способных адаптироваться к жизни в чужой стране. Проблемы миллионов других россиян она не решает. Печально сознавать, что в 21 веке ни в России, ни в международном сообществе не существует никаких механизмов, которые могли бы предотвратить стремительное падение страны в пропасть насилия. Причем если совсем недавно еще казалось, что происходит «возвращение в СССР», то сегодняшняя реальность уже больше напоминает насильственную реальность 1930х годов в Германии с ее обязательным атрибутом - бандами агрессивных штурмовиков, которые могут безнаказанно избивать евреев и прочих «извращенцев».
Запад оказался настолько беспомощным, что не может даже защитить права своих собственных граждан - например, экипажа судна Гринпис Arctic Sunrise, находящегося в полном составе - от капитана до кока в настоящее время в предварительном заключении в заполярной тюрьме.
Призывы к бойкоту Олимпийских Игр в Сочи или экономическим санкциям находят мало отклика и сегодня выглядят мало реалистичными. Тем не менее, у международного сообщества есть сильное оружие, которое может быть использовано против тех, кто нарушает права человека в России. Это «Акт Магнитского», принятый в США, и аналогичные акты, принятые в странах Евросоюза. Запрет на выдачу виз и владение активами и недвижимостью за рубежом для всех, кто занимается нарушением прав человека, мог бы заставить их серьезно задуматься над последствиями своих действий. И это должно распространяться на всех - от принимающих нарушающие права человека законы депутатов Госдумы до чиновников и сотрудников правоохранительных органов, занимающихся их исполнением.
Парадоксально, но это помогло бы не только жертвам, но и лидерам страны. Ибо иначе потенциально эскалация нарушений прав человека может завести их очень далеко - до самой скамьи Гаагского трибунала.