В пору моей юности дамских романов в СССР не было. И девушки, когда хотели почитать что-то "про любовь", искали один из трех вариантов:
- "Унесенные ветром" Митчелл. Великолепная вещь, ничуть не устарела за почти век существования. А все потому, что это не роман о любви, но роман о жизни вообще.
- "Поющие в терновнике" Макколоу. Розовые сопли и совершено неверная моральная составляющая.
- "Королек - птичка певчая" Гюнтекина. И вот про эту книгу я хочу сейчас поговорить.
Она была издана как раз сто лет назад, в 1923. Это история Феридэ, девушки из состоятельной и в достаточной мере европеизированной турецкой семьи, живущей в Стамбуле. Одно то, что она учится во французском пансионе во многом говорит. И это, кстати, сближает героиню с читательницами из Европы. Если бы это была девушка из какой-то глухомани, не знакомая с мировой культурой и, соответственно, отсталая и не просвещенная, такого успеха роман явно бы не имел.
Феридэ же в целом читательницы других стран вполне могли идентифицировать с собой. Она отважна, самостоятельна, образованна, говорит по-французски. И поэтому на задний план уходит опять-таки совершенно сопливая любовная история. Здесь она не то, чтобы не главное, но просто в книге есть много других интересных моментов: жизнь в Стамбуле и в маленькой анатолийской деревушке, отношения между девушками в пансионе и между учителями в школе. Гюнтекин создал запоминающиеся образы и коварного Кямрана, жениха Феридэ, и мудрого и доброго Хайруллах-бея, и трогательной Мунисе, приемной дочери Феридэ. В конце концов вы много романов авторов-мусульман читали? А книг турецких писателей? Единицы? А у "Королька" еще и перевод хороший, сделанный в 1960-х, если не раньше.
Причем действие в книге происходит как раз в преддверье слома старого порядка в Турции. Уже видно, что идут новые веяния, страна во многом уже европеизирована и готова к переменам. Кстати, что интересно, многие моменты из жизни Феридэ напоминают события жизни
Тамары бен Давид, хотя она жила почти на 40 лет раньше. Это и сплетни, гуляющие по деревням, и отношение просвещения к сельским учительницам, и откровенная нужда дам, работающих на ниве просвещения.
Правда, есть такое дело... Феридэ немного Мери Сью. Она и красивая (все мужчины штабелями к ее ногам падают), и умная, и образованная, и смелая. Но автор наделяет ее и человеческими чертами: упрямством, взбалмошностью, порывистостью. Так что она, безусловно, местами раздражает, но не настолько чтоб вот прям убить хотелось.
Не знаю, как мужчин, а дам этот роман вполне может заинтересовать и сейчас.