Мы с этой пьесой Вампилова ровесницы. Год рождения у обеих 1969. Но если для человека сейчас возраст 54 года считается зрелостью, то для драматических произведений - иное дело. Да, можно вспомнить Аристофана, Шекспира и Миллера. Но, положа руку на сердце, не так много пьес ставятся спустя полвека после их написания. Многие безнадежно устарели. Что удивительно, "Старший сын" к ним не относится. Кстати, это доказывает и то, что в 2006 году вышел американский фильм, в основу сюжета которого легла эта вещь. Да, я тоже не знала.
Сергей Федотов поставил эту пьесу в своей фирменной манере: реалистично, совсем по Станиславскому. Я сидела на третьем ряду и в конце первого действия поймала себя на мысли, что я совершенно не чувствую, что нахожусь в театре. Я была там, в конце 1960-х. Этому способствовало как доскональное воссоздание интерьера и быта той эпохи (диван с валиками, портрет старика Хэма на стене, хрустальные фужеры на ножках, брезентовый рюкзак и пр.) и отличная подборка костюмов (юбочки, плащи, халаты и туфельки у дам, брюки, тройки, свитеры, ботинки у мужчин), так и совершенно потрясающая игра актеров.
Поскольку я очень люблю театр "У моста" и ходила на его спектакли не один раз (кстати, в зале было много людей, специально приехавших в Москву, чтобы посмотреть постановку этого театра), я многих артистов уже видела в других ролях. И каждый раз я не перестаю удивляться, как они перевоплощаются. Вы понимаете, какая огромная дистанция от шотландских средневековых королей до хозяев паба в Англии или до советских граждан? Но людям, служащим в театре "У моста" все по плечу. С их помощью забавная, казалось бы, история о двух молодых олухах, которые опоздали на последнюю электричку и, желая согреться в холодную майскую ночь, не придумали ничего лучшего, как ввалиться в квартиру кларнетиста Сарафанова (И. Бабошин)и заявить, что один из них - его ребенок, поднимается практически на уровень библейской притчи о блудном сыне.
Неудачник и любитель выпить Сарафанов, который кажется таким нелепым в начале, постепенно становится родным и близким не только Владимиру Бусыгину (Д. Мурзаев), его псевдо-сыну, но и зрителям. И этому немало способствует гениальный текст Вампилова. Человек прожил тридцать четыре года. Всего тридцать четыре! Но как много он успел. Когда Сарафанов говорит: "У меня было звание капитана, меня оставляли в армии. С грехом пополам я демобилизовался. Я служил в артиллерии, а это, знаешь, плохо влияет на слух. Кроме того, я все перезабыл. Гаубица и кларнет как-никак разные вещи.", мне вспомнился другой нескладный герой, Семен Семеныч Горбунков. "С войны не держал в руках боевого оружия". В 60-80-х годах уже немолодые люди сугубо мирных профессий часто имели боевое прошлое. И нередко это прошлое поломало им жизнь, вот как у Сарафанова. Вампилову удалось добиться, чтобы зритель начал испытывать сначала признательность этому персонажу, а потом - сочувствие к нему. Имея двух детей, он одинок. И только появление третьего ребенка помогло семье сплотиться, дало возможность отцу и детям понять друг друга.
Спектакль очень смешной. Вот правда. Хотя, это совсем не комедия, в зале часто вспыхивал смех. Казалось бы, у Вампилова в тексте никаких шуток нет. Но Виталий Швец так сыграл юного Васеньку Сарафанова, что зрители немало повеселились. Надо сказать, что смех этот был добрым. Ибо многие вспомнили себя в годы отрочества, когда любовь была всего важнее, когда хотелось уехать куда глаза глядят, лишь бы вырваться из дома. Еще одна великолепная роль - это курсант в исполнении Дениса Иванова. Человек он не злой, но уж слишком прямой, не понимающий полутонов, не владеющий эмпатией. Сначала его персонаж кажется забавным, а потом страшным. Ибо он не считывает эмоции окружающих. Возможно, вот такие прямые честные герои были на коне в кино и литературе в 30-50-х годах. Но время изменилось, в 60-х они уже выглядят анахронизмом и видно, что это люди, крайне тяжелые в семейной жизни, ибо не способны на компромиссы.
Как ни странно, хотя в нашей стране изменилось многое (строй, менталитет, моды) пьеса Вампилова и сейчас вызывает эмоции и дает пищу для размышлений. Ибо семья была, есть и, я надеюсь, будет. И эта постановка театра "У моста" не только развлекает зрителей, но дает им возможность подумать об отношениях со своими родными и близкими.
Минус у спектакля, пожалуй, только один: однажды прозвучало слово "дискотека", которого в ту пору просто не было, ибо стиль диско появился в 1970-х. Да, и в тексте Вампилова его нет тоже, я проверила.
Фотографии Ольги Сумкиной из ВК театра
https://m.vk.com/teatrumosta.
Сайт театра:
https://teatr-umosta.ru/starshij-syin.html За приглашение огромное спасибо театру
"У моста",
сообществу "Москва люблю" и
Наталье Памсик.