О воде

Nov 28, 2017 18:01

По мотивам https://indicator.ru/article/2017/11/23/aleksej-kupriyanov-o-lekcii-viktora-vahshtajna/  (там про Sokal affair хорошо написано ( Read more... )

думательное, φιλοσοφία

Leave a comment

Comments 22

prosto_vitjok November 28 2017, 17:06:33 UTC
На мой взгляд, с математикой все проще. Она представляет собой изучение свойств набора некоторых умозрительных объектов. Последние существуют только в силу заданных им определений, а свойства их вытекают как непосредственно из самих определений, так и из комбинации специфических особенностей объекта с уже доказанными свойствами прочих объектов в рассматриваемой системе. Для признания наличия какого-либо свойства требуют, в частности, непротиворечивости этого свойства с тем, что уже известно как о самом объекте, так и о всей системе вцелом. Чем абстрактнее объект, свойства которого известны, тем лучше, ибо тем шире та область умозрительного мира, о свойствах которого мы что-то знаем. Не вижу, как тут подступиться с интерпретацией математики как языка (какого-либо, в частности - для выявления противоречий).

Reply

cass1an November 28 2017, 17:37:31 UTC
" Последние существуют только в силу заданных им определений, а свойства их вытекают как непосредственно из самих определений, так и из комбинации специфических особенностей объекта с уже доказанными свойствами прочих объектов в рассматриваемой системе ( ... )

Reply

prosto_vitjok November 28 2017, 18:07:22 UTC
Мне не удаётся разглядеть тут аналогии. Язык - средство коммуникации, доведения информации от А до Б, и структуры языка заточены на эту цель. Математика средством коммуникации не является; объекты (ворсины) есть и на меховой шапке-ушанке, и шьют ушанки по правилам (уши должны закрывать) - нужно ли и тут видеть интересную аналогию с математикой? При очень большом желании найти аналог грамматики в математике таковым окажется сочетание требования непротиворечивости в выводах и требования однозначной заданности объектов их определениями; но стоит ли так издеваться над понятием грамматики?

Reply

cass1an November 28 2017, 18:30:15 UTC
Ок, я капитально не могу донести эту мысль или тут какая-то очень глубокая разница онтологического порядка.

Является ли грамматика средством коммуникации в приведенном выше смысле?

Reply


mindfactor November 29 2017, 08:21:24 UTC
Математика как предмет изучения гуманитариев - это неплохо.
Прямо таки немножечко даже срыв покровов.

Reply


ext_959395 December 19 2017, 19:45:41 UTC
Вопрос разграничения науки, ненауки и математики был достаточно хорошо решён Карлом Поппером в прошлом веке, просто до СССР как-то это не докатилось, равно как и вся прочая философская и гуманитарная мудрость.

Язык может быть не средством переноса информации (что вторично и бесплатно), а просто средством её кодирования. Математика от натуральных языков отличается только одним - устранением двусмысленностей: метафоры в живом человеческом общении - плоть и кровь, в математической записи же - недопустимая роскошь.

Выявление противоречий - лишь узкая частность математического режима "определи аксиоматику и получи всё остальное бесплатно".

Очень советую Витгенштейновские "Лекции о Математике". Он, кстати, сам как раз математиком не был, а вот важность роли языка понимал как никто другой.

Reply

cass1an December 19 2017, 20:42:58 UTC
" решён Карлом Поппером "
"просто до СССР как-то это не докатилось"
Неправда, в советских интернетах каждый второй поппера показать норовит, вот про то, что он не последний этой темой занимался - не все слышали.

" лишь узкая частность математического режима "
Нет, конечно. Каждый раз когда в чем-то должны находиться противоречия, а они не находятся - большой шум поднимается. Пример с постулатом затасканный, а вот аксиома выбора гораздо свежее. Будь это "частность" - такого шума бы не было.

Reply


Leave a comment

Up