Несмотря на сохранявшуюся до последнего момента надежду на очередной перенос сроков, 2 мая было таки прекращено движение по большей части троллейбусных линий и маршрутов внутри Садового кольца. Объявления о пока самом крупном троллейбусном погроме в истории Москвы на сайте Мосгортранса появились лишь около 21 часа 1 мая. Т.е. всего лишь за пару-тройку часов до того, как троллейбусы отправились в свои последние рейсы.
6 троллейбусных маршрутов № 1, 2, 9, 15, 31 и 44 отменены полностью. Вместо них
организована работа 5 автобусов № Т1, Т2, Т9, Т15, Т31. Ещё два троллейбуса №12 и 33 укорочены до Белорусского вокзала и кинотеатра «Ударник» соответственно. На сокращённых участках трасс этих маршрутов до метро «Китай-город» Мосгортранс предлагает теперь пользоваться ранее существовавшим автобусом №12ц и
продлённым полуэкспрессом №144ц.
Таким образом, вопреки обещаниям транспортных чиновников, очередной троллейбусный погром, как обычно, не обошёлся без ухудшения транспортного обслуживания города в виде разрыва ранее существовавших транспортных связей. Так, добраться напрямую с Ленинградского проспекта до пунктов назначения внутри Садового кольца можно теперь лишь от 1-го Боткинского проезда, хотя ещё в начале этого года можно было доехать на 12-м троллейбусе от Больницы МПС до Кремля. А проехать с Ленинского проспекта и Большой Якиманки далее кинотеатра «Ударник» без пересадки могут теперь только счастливые обитатели окрестностей редких остановок полуэкспрессного автобуса № 144ц.
Чего уж там говорить, про
обещанные «экспертами» Пробок.Нет продления Т9 до м. «Владыкино» и пл. «Окружная» и Т15 до м. «Спортивная» и стадиона «Лужники». Автобусы с буквой «Т» ездят ровно теми же трассами что и снятые троллейбусы. При этом в последнем случае уже ничего не мешало продлить точно также и 15-й троллейбус до конечной «Лужники-Южные». Ибо в прошлом году специально для этого была, наконец, построена троллейбусная линия на Хамовническом валу. Теперь же получается, что будет уничтожен или законсервирован абсолютно новый участок контактной сети, ни дня не проработавший в режиме пассажирской эксплуатации.
Кроме того, как сообщает
портал TR.ru, ради замены на автобусы троллейбусов в центре было ухудшено транспортное обслуживание периферийных районов города.
«Часть автобусов со 2 мая переводится на «Т»-маршруты с обычных городских линий, на которых в отдельные часы вдвое вырастают интервалы движения (в том числе маршрутов №№ 11, 16, 45, 69, 157, 178, 187, 224, 227, 231, 236, 264, 610, 610к, 653, 715, 791, 825). Большинство из них имеют мало чего общего с сохраняющимися троллейбусными линиями.»
Вопреки оптимистичным заявлениям некоторых сторонников ликвидации троллейбусов, не лишились бывшие троллейбусные маршруты в результате замены на автобусы автоматически и других недостатков. Несмотря на выходной и широко рекламируемое внедрение тактового движения в Мосгортранса, в первый же день работы 2 мая на Бульварном кольце была замечено парное движение автобусов Т15 (см. фото). А уж Т31 практически в двух третях наблюдаемых случаев неизменно проезжал, сопровождая стык в стык с Т15. Другие
наблюдатели утверждают, что и проблема тянутых расписаний тоже никуда не делась: «Т1 половину пути тащился со скоростью 15-20 км/час, Т9 чуть быстрее, но тоже никуда не спешил».
Выделенная полоса на Бульварном кольце тоже не появилась и даже не планируется. Поэтому автобусы также как и троллейбусы стоят в заторах перед Тверской.
На остановках информации об отмене троллейбусов 2 мая отсутствовала. Висели только объявления про репетиции парада. На табличках по-прежнему были указаны маршруты троллейбусов, а не автобусов. Поэтому не все пассажиры, ждавшие троллейбуса, были в курсе изменений. И некоторые из них сильно удивлялись, когда на остановку приходил автобус с загадочными номерами на букву «Т».
Также забавно, что вдоль велодорожки на Бульварном кольце красовались таблички, призывающие пропускать троллейбусы, которые теперь здесь не ходят. Заменившие их автобусы, велосипедистам пропускать не предлагается. Впрочем, и велосипедисты на этой велодорожке мною были замечены в количестве ноль человек.
Велосипедисты больше предпочитали ездить среди толпы, гуляющей по самому Тверскому бульвару, где проходил т. н. фестиваль «Московская весна». Помимо нашумевших куриц и яиц с заячьими ушами, общей стоимостью в 189 млн рублей, на нём был установлен и такой вот «транспортный» арт-объект.
На других площадках фестиваля, расположенных в Столешником переулке и улице Кузнецкий мост, были замечены промоутеры программы «Моя улица», в рамках которой как раз и производится ликвидация троллейбусных линий в центре Москвы. Кажется они не только рекламировали эту многомиллиардную программу реконструкций улиц, но и проводили какой-то соцопрос населения на эту тему. Неподалёку на Рождественке было замечено их транспортное средство, припаркованное весьма характерным образом.
Коснулись изменения и тех немногих оставшихся маршрутов троллейбуса, что всё ёщё заезжают внутрь Садового кольца. На этих выходных троллейбусы №16, 45 и 63 преодолевали участок от Солянки до Лубянки и обратно на автономном ходу. С учётом того, что автономный ход на имеющихся сейчас в Москве троллейбусах предназначен лишь для аварийных ситуаций и позволяет развивать скорость лишь около 10 км/ч, медленная езда под действующей контактной сетью со стороны выглядела глупостью и издевательством над пассажирами. К тому же штанги на некоторых троллейбусах были не до конца опущены и сначала было не очень понятно, почему вдруг троллейбус еле ползёт по пустой дороге.
Портал
TR.ru, предполагает , что эти поспешные манёвры с автономных ходом, являются косвенным подтверждением версии о том, что причиной ликвидация троллейбусов в Москве вызвана намерениями властей
направить мощности и/или земли электрических подстанций Мосгортранса на иные нужды. Например, под точечную застройку.
«На Новой, Старой и Славянской площадях, а также Китайгородском проезде благоустройство отнесли на второй этап работ, который пройдёт уже в следующем году - с апреля по август 2017 года.
В то же время, после отмены и сокращения маршрутов №№ 1, 2, 9, 12 и 33, единственным участком обслуживания тяговой подстанции № 30, расположенной на Новой площади, остаётся только фрагмент линии маршрутов №№ 16, 45 и 63 от Лубянской площади до Солянского проезда. Таким образом, речь может идти о подготовке к полному выведению одной из центральных тяговых подстанций из оборота, либо сдаче её в аренду под нетранспортные нужды.
Согласно порталу госзакупок, в настоящее время «Мосгортранс» ведёт подготовку к передаче в аренду порядка 48 сооружений, которыми он в праве распоряжаться, однако их конкретный профиль не разглашается. Заявленным критериям площади (не более 500 квадратных метров) удовлетворяют, в частности, здания конечных станций и тяговых подстанций.»
Вобщем, план по
поэтапному выводу из эксплуатации троллейбусов до 2020 года и замены их на синенькие Лиазы продолжает успешно выполняться. Напомню, что один из немногих способов предотвратить их реализацию - это написание жалоб в мэрию Москвы о необходимости сохранения движения троллейбусов и его восстановления на уже уничтоженных участках. Кац и инициативные граждане из «Москвичи за троллейбус» создали
специальный сайт для приёма и доставки в мэрию обращений в бумажном виде. Желающие также могут отправить жалобы напрямую через
электронную Приёмную мэрии. Образец послания и более подробные инструкции можно посмотреть в статье
«Как спасти московские троллейбусы?».