Троллейбусы уничтожают ради новых строек «Ташира»?

Apr 12, 2016 09:09




Новое подтверждение получила версия о том, что ликвидация троллейбусных линий в Москве производится с целью освобождения мощностей электроподстанций Мосгортранса для точечной застройки. Крайне любопытную информацию раскопали коллеги с портала TR.ru, возможно, объясняющую «внезапно» образовавшуюся нехватку электрических мощностей для движения троллейбусов.

Оказывается несколько лет назад ГУП «Мосгортранс» из-за недостатка финансирования со стороны города был вынужден заключить контракт с инвестором на модернизацию своих энергоподстанций. Об этом в сентябре 2013 года в журнале «Московские торги» рассказал тогдашний начальник службы энергохозяйства ГУП «Мосгортранс» Артемий Антонов:

«Результатом такого поиска явилось заключение инвестиционного контракта с ООО «Каскад Энергосеть», которое обязуется в течение десяти лет провести полную модернизацию высоковольтного оборудования и кабельных сетей электроснабжения электротяговых подстанций.»

Холдинг «Каскад-Энерго», в который входит ООО «Каскад-Энергосеть», в свою очередь в 2015 году на своём сайте рапортовал об успешном ходе реализации этой инвест-программы: «В рамках крупного инвестиционного проекта модернизации ГУП «Мосгортранс» за период с 2013 по 2014 гг. компанией реконструировано и введено в эксплуатацию 41 тяговая подстанции.»

Однако в чём точно заключается выгода «Каскад-Энергосети» от инвестиций в энергетическую инфраструктуру «Мосгортранса» толком нигде не сообщается. Журналисты портала TR.ru предполагают, что энергохолдинг взамен на свои вложения мог получить возможность перенаправить часть предназначенных для движения троллейбусов и трамваев электрических мощностей на нужды других потребителей.

«И главный энергетик «Мосгортранса», и представители «Каскада» называют отношения между энергетиками и транспортниками инвестиционными. Такая схема обычно подразумевает, что инвестор, вкладываясь в модернизацию подстанций, использует до своих нужд как минимум часть продукции, производимой электроподстанцией, то есть электроэнергии. Условия договора между транспортниками и энергетиками неизвестны. Но, учитывая объёмы сотрудничества, вполне вероятно, что часть подстанций могут вплоть до 100% преобразуемой энергии передавать на нетранспортные нужды.»

Действительно, не исключено, что в результате т. н. «модернизации» на подстанциях Мосгортранса инвестором было установлено дополнительное оборудование, позволяющее вырабатывать не только постоянный ток с напряжением 600 В для контактной сети городского электротранспорта, но и электроэнергию для других категорий потребителей.




В этой связи крайне интересно, что энергохолдинг «Каскад» в свою очередь входит в куда более знаменитую и многопрофильную группу компаний «Ташир». Москвичам она известна прежде всего девелоперскими проектами: сетью торгово-развлекательных центров «Рио», а также «Ереван плаза», «Принц плаза», «Райкин плаза» и другими торговыми объектами. На своём сайте ГК «Ташир» сообщает, что «является крупнейшим застройщиком коммерческой недвижимости России».

А самая свежая новость на том же сайте следущая: «Группа компаний «Ташир» приступит к реализации очередного знакового проекта - многофункционального комплекса (МФК) в историческом районе Москвы, на Краснопресненской набережной. Комплекс будет располагаться по адресу: Краснопресненская набережная, владение 10, в непосредственной близости от ...Садового и Третьего транспортного кольца, Нового Арбата и Кутузовского проспекта.» Т.е. в том числе в непосредственной близости от тех улиц, где как раз планируется прекратить движение троллейбусов и снять контактную сеть. Судя по карте расположения электротяговых подстанций Мосгортранса недалеко от места будущей стройки расположены два объекта энергоинфраструктуры электротранспорта. Одна подстанция находится в районе Красной пресни, а другая - возле пересечения Садового кольца с Новым Арбатом. Мощности последней подстанций, скорее всего, в следующем году целиком освободятся в случае ликвидации троллейбусов и на Садовом кольце, и на Новом Арбате.

В недавней нашумевшей статье о бизнесе сына министра внутренних дел газета «Ведомости» сообщала, что давний партнёр «Ташира» группа компаний «Стинком» обладает рядом земельных участков, где планируется строительство новых торговых центров под видом ТПУ.

«У компаний, которыми владеют Геннадий Степанян и его родственники, в аренде есть участки в разных уголках Москвы, в частности у выхода станции м. «Университет», у м. «Новоясеневская», у Таганской площади. Назначением аренды некоторых участков в 2014 г. было указано строительство, но построенных объектов на них нет. Судя по документам арбитражных судов и московских властей, на этих небольших участках семья Степанянов собиралась вести большое строительство. Например, вместе с «Таширом» она планировала построить торговый центр у м. «Университет» площадью 50 000 кв. м на месте нескольких небольших торговых павильонов, принадлежавших компаниям семьи.

...Но год назад градостроительно-земельная комиссия Москвы неожиданно рассмотрела вопрос «о дальнейшей реализации проекта строительства многофункционального торгового центра в составе транспортно-пересадочного узла (ТПУ) «Университет». При этом площадь здания предполагалось увеличить примерно на треть за счет увеличения высоты с 15 до 25 м, а парковку - с 443 до 1160 машиномест. Строительство ТПУ планируется завершить в 2018 г., но параметры сопутствующей застройки еще так и не утверждены, сообщил «Ведомостям» чиновник мэрии.»

В непосредственной близости от метро «Университет» и двух других указанных мест будущих строек, судя по схеме, также находятся электроподстанции Мосгортранса. И высока вероятность, что к намеченному на 2018 год окончанию строительства псевдоТПУ троллейбусные линии будут ликвидированы уже во всём городе, а «освободившиеся» энергомощности будут использованы на более привлекательные для инвесторов нужды. Тем более, что газета «Коммерсант» недавно сообщала о намерениях московской мэрии уничтожить троллейбусы не только в центре, но и как раз на Ломоносовском проспекте.



Кстати интересно, что чуть ли не единственная с начала 90-х годов новая троллейбусная линия на улицах Покрышкина и Никулинская появилась благодаря ещё одному «инвестиционному» контракту с группой компаний «Ташир». Из-за строительства на месте троллейбусной конечной торгового центра «Avenue South West» у метро «Юго-Западная» в 2013 году троллейбусные маршруты №62 и 84 были вынужденно продлены к конечной станции «Озёрная улица».

В марте этого года свежеоткрывшийся ТЦ «Avenue South West» посетил мэр Москвы Сергей Собянин. В связи с этим на сайте «Фора-банка», также входящего в группу компаний «Ташир» и имеющего отделения в принадлежащих ей ТЦ, появилась весьма характерная новость о том, как всё стало окончательно прекрасно после строительства уже 7-го по счёту ТЦ на Юго-Западной на месте троллейбусной конечной.

«В ходе реализации проекта был разгружен транспортный узел в районе пересечения пр. Вернадского и ул. Покрышкина, значительно улучшена экологическая ситуация в районе за счет ликвидации троллейбусного парка, создано комфортное место для досуга жителей города, а город получил украшение в виде здания современной выразительной архитектуры.»

Не правда ли весьма знакомые нотки? Замена площадки для троллейбусов на «выразительную архитектуру» в виде монструозного ТЦ - это именно то, чего так не хватало для разгрузки этого узла и улучшения экологии.

На сайте самой ГК «Ташир» новость о том же событии не менее прекрасна. Оказывается, чтобы улучшить транспортную обстановку в городе надо надо по реже пускать автобусы и троллейбусы.

«Также, помимо строительства современного концептуального торгово-развлекательного центра группой компаний «Ташир» были проведены мероприятия по изменению схемы движения общественного транспорта в районе станции метро «Юго-Западная». Благодаря предпринятым мерам удалось значительно уменьшить интенсивность движения автобусов и троллейбусов и, тем самым, улучшить дорожную ситуацию в районе станции.»

Впрочем пресс-служба мэрии тоже не отстала от горе-инвесторов. По её мнению именно инфраструктура общественного транспорта создаёт некомфортную среду, а не 7 торговых центров у одной станции метро.

«Для реализации этих мер с территории земельного участка была вынесена создававшая некомфортную городскую среду отстойно-разворотная площадка автобусов и троллейбусов ГУП «Мосгортранс». За счет средств инвестора построена новая современная отстойно-разворотная площадка для автобусов в районе МКАД на пересечении Ленинского проспекта и улицы Академика Анохина, построена новая троллейбусная контактная сеть для переноса отстойной площадки троллейбусов на Озерную улицу с реконструкцией имеющейся на Озерной улице тяговой подстанции и увеличения ее мощности.»

Непонятно только, для чего именно была увеличена мощность тяговой подстанции: для движения троллейбусов, интенсивность движения которого по-мнению «Ташира» уменьшилась, или как раз для энергоснабжения нового торгового центра. Но зато совсем не исключено, что и в других местах троллейбусная инфраструктура в ближайшем будущем может быть заменена на торговые центры и другие объекты инвесторов.

Поэтому в заключении традиционно напоминаю, что всем неравнодушным гражданам необходимо писать жалобы в мэрию Москвы о необходимости сохранения движения троллейбусов и его восстановления на уже уничтоженных участках. Образец послания и более подробные инструкции можно посмотреть в статье «Как спасти московские троллейбусы?».

Транспорт, Мосгортранс, Троллейбусы

Previous post Next post
Up