(По следам
экскурсии ТиМ)
К востоку от кибуца
Эйн Гев, примерно в двух километрах от берега озера Кинерет, расположена гора с плоской вершиной, возвышающаяся на 350 метров над озером и на 144 над уровнем моря; и на вершине горы - руины античного города. Местные арабы называли объект Калат аль-Хусн, что можно понять как "крепость жеребца"; впрочем, "хусн" может также означать укрепление; получается несколько тавтологично, но, наверно, не невероятно. Очевидно, именно название подвигло некоторых исследователей, начиная по крайней мере с Конрада Фуррера (1879) идентифицировать разрушенный город с
Гиппосом (то бишь "лошадью") Флавия и Плиния, а также с Суситой (тоже "лошадь", но по-арамейски) из еврейских источников. Другие учёные мужи (и, видимо, в большем количестве) ещё с середины 19-го века размещали здесь гораздо более известную
Гамлу. В 1880-е объект достаточно подробно описал Готлиб Шумахер; немного восточнее он отметил ещё одни руины по имени Сусия, и счёл наиболее вероятным, что Сусия = Гиппос/Сусита, а Калат аль-Хусн = Гамла.
В ходе Войны за независимость вершину занял израильский отряд, вышедший из Эйн Гева; а по соглашению о прекращению огня она оказалась на территории одной из пограничных демилитаризованных зон (о последних см. напр.
1,
2). В отношении демилитаризации обе стороны допускали те или иные вольности, и за несколько лет фактически поделили означенные зоны. "Наш" объект облюбовала израильская армия, и до Шестидневной войны здесь находился её укреплённый пункт. Параллельно с обустройством последнего на вершине немного поработали археологи; энциклопедия археологических раскопок упоминает Клэр Эпштейн (1950-5), Михаэля Ави-Йону (1951), А. Шульмана (1951) и Эмануэля Анати (1952). Как результат вышеупомянутых раскопок, а может и потому, что после ШДВ Гамла внезапно нашлась в другом месте, в последние десятилетия идентификация Калат аль-Хусн с Гиппосом/Суситой является общепринятой. Посему ущелье к югу от горы, получило название Нахаль (речка) Сусита (прежнее арабское - Вади Джамусия); другое, с севера, отмечено на картах как
Нахаль Эйн Гев (ар. Вади Фик). С 2000-го и до сих пор объектом занимается
экспедиция, включающая учёных из Хайфского университета, а также их коллег из польской
Национальной академии наук и американского
университета Конкордия. Среди руководителей экспедиции были/есть Артур Сегаль (до 2011-го), Михаэль Айзенберг (весь период), Марк Шулер (2002-2016, 2019) и Арлета Ковалевска (с 2016-го). Объект объявлен национальным парком, но пока не особенно обустроен.
По последним археологическим данным, крепость или поселение появилось здесь при Птолемеях, в 3-м веке до нашей эры. На рубеже 3-2 веков последних сменили Селевкиды, и вскоре на вершине образовался город Антиохия Гиппос (см.
надписи на местных монетах). При Александре Янае, около 80-го года до н.э., сабж попал под иудейский контроль; но уже пару десятков лет спустя, в минус 63-м, пришёл Помпей и вернул его прежним обитателям (
Иудейские древности 14 4 4,
Иудейская война 1 7 7); затем Октавиан передал город Ироду (
Иудейские древности 15 7 3,
Иудейская война 1 20 3), а после смерти Ирода включил в провинцию Сирия (
Иудейская война 2 6 3). В начале Великого восстания, пишет Флавий, Гиппос подвергся нападению евреев (
Иудейская война 2 18 1); иппиняне же убили часть местных евреев, а часть взяли под стражу (
Иудейская война 2 18 5); позже евреи из города (успевшие своевременно сбежать ?) участвовали в бою с римлянами в
Тарихее (
Иудейская война 3 10 10). Плиний упоминает Гиппос как город к востоку от Геннисаретского озера (
Естественная история V 15) и как один из городов Декаполиса (
V 16). Под арамейским именем Сусита объект попал в еврейские источники, в частности в Иерусалимском Талмуде упоминается местная синагога; а также фигурирует в
надписи на мозаичном полу синагоги в
Рехове. Возвращаясь к археологическим данным, похоже, что город пострадал от
землетрясения 363-го года; был отстроен и без дальнейших катаклизмов пережил византийский период; продолжал существовать после арабского завоевания, хотя похоже уже не так кучеряво; и был добит
очередным землетрясением в 749-м году и заброшен.
Вершина горы ориентирована примерно по оси запад-восток; её длина 550 и ширина до 220 метров. По краю вершины шла городская стена; дополнительные трудности для потенциального супостата создавали крутые склоны на севере и юге. Главные ворота находились с восточной стороны, где можно подняться на гору по пологой седловине; но были и вторые, на менее удобном западном склоне. От восточных ворот через почти весь город шла прямая главная улица. Кроме того, некоторые постройки, в частности театр, находилась на склоне к юго-западу от седловины; к ним вели отдельные ворота. Возле седловины также располагался один из трёх местных некрополей; два других находились к югу и к северо-востоку от города. Для водоснабжения в минус 1-м веке был построен 4-километровый акведук от источников Харув (очевидно, где-то в районе нынешнего кибуца Кфар Харув к югу от Суситы); в 1-м веке добавили два 24-километровых акведука из речки Эль-Аль, функционировавших до разрушения города. Непосредственно на гору вода попадала при помощи "
обратного сифона" - труба сперва спускалась на 52 метра, а потом поднималась на 38 (по сведениям Цвики Цука, это самый глубокий каменный сифон на Ближнем Востоке); последний участок проходил параллельно главной улице; далее вода попадала в том числе в резервуар на 1200 кубометров к югу от форума.
(Hadashot-esi.org.il)
Некрополь. "Башни" на переднем плане (их насчитали 13, все примерно 5.5 на 5 на 3.8 м) предположительно служили постаментами для саркофагов; их постройку датируют 1-м веком, а разрушение списывают на землетрясеие 363-го года. За ними, чуть ниже по склону, должны быть два мавзолея, условно "львиный" и "цветочный".
Саркофаг:
Каменюки разные, в том числе из фрагменты украшенного цветами базальтового фриза соответствующего мавзолея:
Ворота, ведущие к театру на склоне горы. Рядом лежат куски акведука.
Театр:
Обратно к воротам. Там "омегаобразная башня", часть пока практически не раскопанного банного комплекса.
И, кажется, нимфеон или что-то вроде того ?
Теперь на гору. Дорогу к главным воротам города пересекал ров 7-метровой ширины, через который, вероятно, был переброшен деревянный мост. В 2015-м где-то рядом со рвом нашли бронзовую
маску Пана.
Дальше:
Остатки израильской позиции 1948-67 годов:
Античная башня:
Главная улица восток-запад ака декуманус максимус:
По сторонам всякое разное. Этот запретный тоннель, насколько я понимаю, ещё один из остатков межвоенного израильского укреплённого пункта:
И это строение тоже:
Столбик с арабской надписью:
Одна из многочисленных (предположительно 8 - 9) местных церквей; она была частично раскопана ещё экспедицией Клэр Эпштейн в 1950-е. Исходя из размера, качества строительства итд объект принято считать кафедральным собором, что и отражено на схеме. Известно, что в Гиппосе имелся епископ, и в частности в 359-м эту должность занимал некто Пётр. Церковь представляла собой трёх нефную базилику с двумя рядами по 8 колонн. Боковые нефы были выложены кусочками мрамора и известняка в технике
opus sectile; остальные части пола украшены мозаикой. С запада к церкви примыкал атрий; а с севера помещение баптистерия, выполненное - редкий случай в наших палестинах - также в виде трёхнефной базилики. На полу южного нефа баптистерия выложена надпись "Святые Косма и Дамиан принимают приношение тех, чьи имена известны Богу, Аминь, Господь"; возможно, вся церковь была посвящена этим святым. Колонны церкви и баптистерия были изготовлены из мрамора и гранита.
На холмике в восточной части города, насколько я понимаю, ещё одна церковь:
С могилами ?
Но нам в противоположную сторону, к центру города:
Там, естественно, форум - квадратная площадь со стороной 42 метра, которая в лучшие времена была с трёх сторон окружена колоннами. Среди упавших колонн был найден столб-постамент с греческой надписью:
Good Luck Aelius Calpurnianus, the former cornicularius (in the office) of the procurator summanum nationum, and Domitia Ulpia, matrona stolata, his wife (erected the statue of) the ambassador, to the native city. In the year 302 (in the month of) Dios (day) 8.
Т.е. покойный Элий Калпурниан был важным чиновником в финансовом отделе администрации провинции. 302-й год, видимо, следует остчитывать
с момента освобождения местных эллинистических городов от хасмонейского ига Помпеем в минус 63-м...
Полукруглый пьедестал:
На плитах форума и декумануса, датированных первым веком, видны многочисленные
метки византийских каменотёсов. Помечена примерно каждая пятая плита форума; не исключено, что в некоторых других случаях помечена обратная сторона, но на нескольких поднятых плитах там ничего не оказалось. Всего в Сусите насчитали 374 метки - 352 на мостовой, 7 на западной и восточной стенах римской базилики, 15 на колоннах базилики и других зданий. Самая распространённая метка - крест/хи, их здесь 126. По мнению исследователей, их следует считать "подписями" каменотёсов для отчётности (и в конечном счёте заработка); возможно, плиты (массой примерно 220 кг) транспортировали на телегах партиями по 5, и помечали один экземпляр из партии (откуда их возили, кстати, пока неясно). Однако есть также мнение, что метки на колоннах служили подсказками для строителей.
Продолжение
следует...
Фотографии: в
wikimedia commons ГугльМэп местности Ссылки:
The Spade Hits Sussita By Arthur Segal, Michael EisenbergAntiochia Hippos: Revealing a Lost City of the Roman Decapolis By Michael EisenbergHippos-Sussita: From a Polis in the Decapolis to a Declining Town By Michael Eisenberg (Hebrew)
The New Encyclopedia of Archaeological Excavations in the Holy Land (Volume 2)
Masons’ Marks of Antiochia Hippos By Arleta Kowalewska and Michael EisenbergThe Southern Bathhouse of Antiochia Hippos of the Decapolis By Arleta KowalewskaRoman Bathhouses of Antiochia Hippos and the Decapolis By Arleta Kowalewska, Michael Eisenberg (Hebrew)
Funerary podia of Hippos of the Decapolis and the phenomenon in the Roman world By Michael Eisenberg and Arleta KowalewskaThe Flowers Mausoleum at Hippos of the Decapolis: A first glance into one of the finest Roman provincial architectural decorations in basalt By Michael EisenbergFrom Pagan Temple to Church in Late Antiquity Palestine A View from Hippos-Sussita By Mariusz BurdajewiczTwo Additional Inscriptions from the Martyrion of Theodoros in Hippos of the Decapolis By G Staab, A Kowalewska, M EisenbergHadashot-esi.org.il
1,
2Pravenc.ruצביקה צוק - חידושים בחקר מפעלי מים קדומים
The Jaulân: surveyed for the German Society for the Exploration of the Holy Land by Gottlieb Schumacher
p 194,
p 244 Отчёт ЖЖ-юзера
javax-slr Отчёт ЖЖ-юзера
yeolka1