(Гамла принадлежит к неудобной категории объектов, о которых и так все всё знают, и потому "фотоотчитывать" их вроде и незачем. Но в последние несколько месяцев времени на "полевые исследования" у меня нет, а руки по клавиатуре всё равно тоскуют; вот и приходится копаться в пресловутом долгом ящике на предмет завалявшейся там с давних времён всякой всячины...)
Гамла много лет скрывалась от науки. Многие исследователи середины-конца 19-го века, начиная с Йосефа Шварца (1845), отождествляли её с Калат аль-Хусн возле нынешнего кибуца Эйн Гев (в наше время там размещают другой античный город,
Гиппос/Сусита). Другим распространённым кандидатом был предложенный Конрадом Фуррером (1879) Тель ад-Дра на речке
Рукад, благо рядом находилась деревня
Джамла. Только в 1968-м, когда Управление Парков изучало свежезанятые израильской военщиной Голаны,
Ицхаки Галь разглядел в месте, обозначенном на карте ас-Салам, нечто подходящее... Раскопки проводил
Шмарьягу Гутман в 1976-89, и с тех пор, кажется, никто не сомневается в том, что ас-Салам и есть Гамла; продолжили копать Дани Сион и Цви Явор в 1997-2000.
Археологи осторожно предполагают, что будущая Гамла могла быть заселена ещё в халколит - мол, кое-что из обнаруженной керамики похоже на керамику из других "медновечных" поселений на Голанах. По ранней бронзе материала гораздо больше - от кремневых серпов, ритуального медного топора с изображением змеи и каменной печети, опять-таки со змеёй, до остатков строений из больших каменных блоков и до следов городской стены. Потом, по причине нам неведомой, поселение было заброшено и пустовало более двух тысяч лет. Таким образом, здесь есть нестыковка с Мишной, которая упоминает Гамлу в списке городов, окружённых стеной во времена Иегошуа Бин Нуна; вероятно, говорят учёные мужи, местные жители обратили внимание на вышеупомянутые укрепления периода ранней бронзы и придумали им историю.
Объект был освоен заново только при Селевкидах, во втором веке до нашей эры, возможно в качестве крепости. К этому периоду относятся некоторые из обнаруженных монет; вероятно, тогда же была построена круглая башня в верхнем конце стены. Согласно Флавию (
Иудейская война 1 4 8), Александр Янай захватил Гамлу около 80-го года до н. э.. Поселение располагалось сначала около гребня хребта, но постепенно распространялось всё ниже по южному склону и доросло до города площадью 145 дунамов, на 3000-4000 человек. Население, как представляется, было исключительно еврейским. Вероятно, многие из этих евреев были вавилонского происхождения, и стало быть арамейскоговорящие; также вероятно, что форма хребта напомила им верблюжий горб; в результате город получил арамейское название Гамла - буквально "верблюд". Кормились местные сельским хозяйством, в том числе выращиванием маслин (с последующим производством оливкового масла), фиг, винограда и зерновых. Большое количество монет из Тира указывает на экономические связи с последним. Дома строили из местного базальта. Из общественных сооружений нашли синагогу с миквой в восточной части города и базилику в западной части. После взятия города римлянами он более не отстраивался.
Любой рассказ о последних днях Гамлы будет "чуть менее, чем полностью" переложением Флавия. В начале восстания, мол, Гамла сохраняла лояльность Риму, в полном соответствии с генеральной линией
царя Агриппы (
Жизнь 11). Но в город стекались антиримски настроенные беженцы, и при их помощи местные бузотёры в конце концов взяли верх над "лагерем мира". При участии Флавия построили городскую стену, о которой подробнее ниже. Пытаясь образумить мятежников, Агриппа семь месяцев блокировал Гамлу, но безуспешно. И в сентябре 67-го за дело взялся лично Веспасиан (
Иудейская война 4 1 1), с
пятым,
десятым и
пятнадцатым легионами.
В общей сложности осада продолжалась с месяц. Римляне достаточно быстро смогли подвести к стене тараны, проломить её и ворваться в Гамлу. Но защитники успешно контратаковали и выбили римлян из города; сам Веспасиан, оказавшийся в первых рядах, едва спасся. Потом припасы в городе начали подходить к концу и многие жители разбежались ущельями. Однажды ночью три солдата пятнадцатого легиона подкопались под башню и обрушили её. На следующий день, 20 октября, римский отряд под началом Тита снова вступил в город и оттеснил оставшихся мятежников на вершину хребта. Лишившись надежды на спасение, шесть тысяч бросились оттуда в пропасть, ещё четыре тысячи погибли от рук римлян; спаслись только две женщины, дочери сестры Филиппа, военачальника Агриппы.
Так, во всяком случае, выходит по Флавию. Пассаж о массовом самоубийстве, впрочем, вызывает у многих сомнения - и рельеф местности, мол, неподходящий, и человеческие останки археологам практически не попадались, и слишком явные параллели с Масадой... Зато учёные мужи накопали элементы римских доспехов; 1600 наконечников стрел; 100 стрел и 200 каменных "ядер" для осадных машин итп. Кучка ядер была найдена в 300 метрах от города; вероятно, там-то и стояли баллисты. Одна из самых любопытных находок - семь бронзовых монет периода восстания с надписью "во спасение святого Иерусалима"; это единственные известные монеты мятежников, отчеканенные не в Иерусалиме. Монеты принято относить ко времени римской осады; Арбель предпочитает предшествовавшую осаду войсками Агриппы.
(
C)
Флавий описывает Гамлу следующим образом: Крутой хребет отделяется от высокой горы и по самой средине образует горб. Последний своей возвышенной частью вытягивается немного в длину и спадает спереди так же круто, как и сзади, так что все в целом изображает из себя вид верблюда, от которого местность эта и получила свое название... С боков и спереди местность окружена недоступными пропастями, только сзади недоступность уменьшается, так как с этой стороны Гамала соединена с горой. Жители, однако, прокопав здесь поперечный ров, постарались и с этой стороны отрезать город и сделать его недоступным. Дома, построенные на отвесном боковом склоне холма, лепились и громоздились друг к другу, так что казалось, что город висит в воздухе и вследствие своей покатости готов каждую минуту обрушиться; его наклон был к югу. Такой же точно холм на юге достигает неимоверной высоты и, служа городу как бы крепостью, оканчивается крутым неогороженным никакой стеной обрывом, ниспадающим в глубокую пропасть. Внутри стен, на самой окраине города, находится водяной источник. Таким образом сама природа сделала город почти неприступным. Но Иосиф укрепил его еще больше подземными ходами и окопами.
(Иудейская война 4 1 1)
Городская стена, прикрывавшая Гамлу с востока, была сооружена на скорую руку, путём замуровывания промежутков между крайними домами. Отсюда сложные очертания, неравномерная толщина и в целом скверное качество. Если стена какого-либо дома представлялась недостаточно прочной, к ней пристраивали параллельную или засыпали внутренние помещения камнями. Несколько домов - вероятно, совсем уж не внушавших доверия - разрушили вовсе. В стене был проход, защищённый двумя башнями размером 8 на 5 метров. Ещё одна пара башен находилась в южной части стены; проход между башнями, возможно, вёл к водному резервуару. Похоже, на некотором расстоянии к востоку от стены был выкопан ров. Следов отмеченных Флавием подземных ходов пока не видно.
У Сиона упоминаются возможные следы римской насыпи, построенной для преодоления вышеупомянутого рва. Но ничего похожего на укреплённые лагеря легионеров и на стену, какой римляне имели обыкновение окружать осаждаемые города, не обнаружено. Возможно, римляне были уверены в быстром успехе и не стали заморачиваться.
Верхняя часть стены и башня:
Брешь в стене; за ней - жилой квартал; выше по склону синагога; за ней миква:
Этот резервуар остался за пределами стены:
Римский таран пробил стену там, где она была всего метра два толщиной. Повезло ? Углядели слабое место с плато к югу от города ? Подсказал кто ? Например, гипотетизирует Эткинсон, некий будущий историк, по собственному прзнанию участвовавший в укреплении Гамлы.
Жилой квартал:
Дом, примыкающий к городской стене:
Стенной шкаф:
На этих камешках держался потолок, он же пол второго этажа:
Хозбыт:
Дальше:
Хасмонейской квартал:
Грузила для пресса:
Миква ? Пресс ? С этого ракурса непонятно...
Снова синагога. Размер здания 21.5 на 17.5 м. Вход был с запада, и было этих входов по меньшей мере два, а из соображений симметрии скорее три. С датировкой не всё ясно, по последним данным (Сион, Явур) - конец правления Ирода или позже.
Колонны:
Вид сверху:
Миква:
Снова башня:
Бонус в виде стихотворения Юрия Михайлика:
В Гамале все погибли, кроме двух сестер Филиппа.
Во время тройной зачистки их не смогли найти.
Гамала относилась к городам крепостного типа,
куда очень трудно ворваться и откуда нельзя уйти.
С трех сторон высокие стены, а с четвертой - гребень обрыва,
висящий над черной прорвой, куда страшно даже смотреть.
Около пяти тысяч жителей, когда еще были живы,
бросились в эту пропасть, предпочитая легкую смерть.
С ними были деньги и вещи - довольно странный обычай!
Спуститься туда сложно, подниматься еще трудней.
Но кое-кто из солдатиков все же вернулся с добычей.
(И некоторые предметы сохранились до наших дней.)
Хронист, описавший все это, был горек, сух и спокоен.
Он пришел туда с победителями, в одних цепях, налегке.
До того, как попасть в плен, он был храбрый и стойкий воин,
и командовал обороной в небольшом городке.
Потом их загнали в пещеры и обложили туго,
и когда между смертью и рабством им пришлось выбирать,
они после долгих споров поклялись, что убьют друг друга.
Он остался последним. И он не стал умирать.
Он писал прекрасные книги. Он улыбался славе.
Его любили красавицы. У него удалась судьба.
Он и сегодня известен нам как Иосиф Флавий.
Флавий - это имя хозяина. А Иосиф - имя раба.
Мы обязаны памятью предателям и мародерам.
Мы обязаны сладостью горьким всходам земли.
Мы обязаны жизнью двум девочкам, тем, которым
удалось спрятаться так, что их не нашли.
via Фотографии: в
picasa web albums ГугльМэп местности.
Ссылки:
Antiquities.org.ilIaa-conservation.org.ilThe Identification of Gamla By Danny SyonThe Gamla Coin By Yoav Arbel (from Milk and Honey: Essays on Ancient Israel and the Bible in Appreciation of the Judaic Studies Program at the University of California)Noble Deaths at Gamla and Masada ? By Kenneth Atkinson (from Making History: Josephus And Historical Method)Biblewalks.com Отчёт ЖЖ юзера
irenase Отчёт ЖЖ юзера
losew Отчёт ЖЖ юзера
polemika Отчёт ЖЖ юзера
carmelist