В 1883-м Лоуренс Олифант и Готлиб Шумахер занялись продвижением проекта
железной дороги в Дамаск. Поиск подходящего маршрута привёл их на Голаны и в частности, в 1884-м, в
Умм эль-Канатир, к юго-западу от нышешнего мошава
Натур. Арабское имя объекта означает "мать арок" и наверняка связано с арочной конструкцией, возведённой над местным источником; современное ивритское название
Эйн Кшатот ("арочный источник"). К северу от источника находятся руины античного селения, среди которых Олифант приметил остатки здания с колоннами и резными архитектурными излишествами, идентифицированное им как синагога. В 1905-м Генрих Коль и Карл Ватцингер в ходе четырёхдневных расколок выявили три стены (северную, южную и западную), примыкающий к южному фасаду портик, нарисовали примерный план и (пишут, что основываясь на капители-"корзинке") датировали сооружение 5-м веком. В 1928-м сюда сходил в археологическую разведку Элиезер Липа Сукеник, в 1967-м Клер Эпштейн и Шмарьягу Гутман, годом позже Дан Урман, в 1981-2 Цви Маоз. Сукеник и Маоз более-менее согласились с датировкой Коля и Ватцингера; Михаэль Ави-Йона счёл, что объект старше (но не уточнил, насколько); Фровальд Хюттенмайстер и Готфрид Реег предложили третий век; Гид'он Фёрстер осторожно написал про византийский период.
В 2003-м Хаим Бен-Давид, Иегошуа Дрей и Илана Гонен приступили к новым раскопкам синагоги, продолжавшимся 6 сезонов. Последние три были в основном посвящены восстановлению здания - для чего, собственно, и подключили Дрея, который не археолог, зато известный
специалист по древним технологиям. К счастью, объект находится на отшибе, и оригинальные стройматериалы не успели далеко утащить. Каменюки обмерили с помощью лазера, пометили разными значками и RFID-метками, внесли в базу данных, скормили компьютеру и в соответствии с получившейся трёхмерной моделью при помощи козлового крана более-менее собрали первый этаж.
На основании собранной в селении керамики Бен-Давид заключил, что оно ведёт свою историю со 2-3 века и продолжало существовать в византийский период. Вопрос датировки строительства синагоги, как ни странно, в предварительном отчёте игнорируется (но, если я правильно понимаю,
пока особых новостей на этом фронте нет - то ли 5-й век, то ли 6-й, то ли построили в 5-м и доукрасили в 6-м). Сказано, что под ней обнаружили остатки более старого сооружения, а северную часть здания перегорживают более поздние стены. А также что в ходе раскопок собрали целых 7466 монет, последние из которых относятся к периоду правления Юстина II (565-78). Авторы полагают, что в какой-то неопределённый момент синагога частично обрушилось; после этого северную часть здания приспособили под жильё; и наконец
землетрясение 749-го года всё доконало.
Умм эль-Канатир в 1967-м; похоже, что при сирийцах там была небольшая деревня ?
(Archaeological Survey of Israel)
Спуск к источнику:
Источник и те самые арки в 1932-м. Есть предположение, что бассейны под арками использовались для отбеливания льна; что это производство играло ключевую роль в экономике селения и в частности позволило построить внушительную синагогу.
(Архив Яд Бен-Цви)
Источник сейчас:
Каменюки:
Рядом было еврейское кладбище, от которого остался в частности этот саркофаг:
Вид на
речку Самах, уходящую в направлении Кинерета:
Руины домов:
Руины синагоги, 1932:
(
Synagogues.kinneret.ac.il)
Раскопки/реконструкция, 2004; кран уже на месте:
(Synagogues.kinneret.ac.il)
Размеры синагоги 18.8 на 13.8 м; здание ориентировано по оси север-юг. Главный вход в южной стене со сдвигом к востоку, дабы освободить место для синагогального ковчега; перед дверью портик; и ещё два входа с запада и востока (последний почему-то не показан). Стены были оштукатурены снаружи и изнутри. Внутреннее пространство разделено двумя рядами по 5 колонн высотой 3.75 м. В северной части здания показаны более поздние стены. Объект предположительно был двухэтажным, но сказать что-то вразумительное о верхнем этаже трудно.
(Synagogues.kinneret.ac.il)
Синагога в наши дни, вид с юго-востока:
Фасад, обращённый на юг:
Север:
Запад:
Пишут, что этот симпатяга - лев:
Вперёд !
Интерьер с юга на север:
И с севера на юг:
Метки на камнях, использовавшиеся при восстановлении здания:
Колонны:
Уже знакомое нам круглое окно в западной стене:
Дверь в восточной:
Скамьи вдоль стен:
Синагогальный ковчег. Сохранилась большая часть основания, остальное собрали по кусочкам.
Пустое пространство внутри основания возможно использовалось как
гниза.
Менора, орёл и прочая резьба по базальту. Всего в Умм эль-Канатир нашли 6 изображений меноры.
Этот самый орёл, вмонтированный в стену какого-то дома, 1967:
(Archaeological Survey of Israel)
Маленькая экспозиция на входе в парк:
Фрагменты трубы 3-4 века, по которой сбрасывались излишки воды из резервуаров возле источника:
Черепица 6-го века, местная:
Светильники 4-8 веков из Баб эль-Хава и Орхи, и блюда того же периода из Кацрина:
Горшок для готовки, 4-8 век, из Кацрина:
Кувшины 4-8 веков из Орхи:
Ёмкости 4-8 веков из Кацрина:
И ещё пара каменюк:
Фотографии: в
wikimedia commons ГугльМэп местности.
Ссылки:
The Synagogue of Umm el-Qanatir: Preliminary Report By Yehoshua Dray, Ilana Gonen & Chaim Ben DavidAncient Synagogues: Historical Analysis and Archaeological Discovery By Dan Urman et alAncient Synagogues - Archaeology and Art: New Discoveries and Current Research By Rachel HachliliArchaeological Survey of Israel Across the Jordan; being an exploration and survey of part of Hauran and Jaulan; by Gottlieb Schumacher, Laurence Oliphant, Guy Le StrangeThe Jaulân: surveyed for the German Society for the Exploration of the Holy Land by Gottlieb Schumacher Отчёт ЖЖ-юзера
dona-anna